СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Текстовая задача. Структура задачи. Составление задачи по образцу."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе реализации воспитательного потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Текстовая задача. Структура задачи. Составление задачи по образцу."»

Открытый урок-квест

Тема «Текстовая задача. Структура задачи. Составление задачи по образцу.»

Цель: закрепление умений анализировать и решать задачи.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма урока: ролевая игра-квест.

Методы обучения:

работа в группе;

работа со схемами;

составление задач;

творческие задания.

Оборудование:

Домик из Простоквашино и его жильцы;

замок с тремя ключами;

карточки с примерами для устного счета;

карточки с задачами с неправильными данными;

карточки со схемами задач;

карточки с задачами, имеющими несколько вариантов ответов

коробка-посылка с шоколадными медальками.

Ход урока


I. Мотивация.

-Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними!

Мы гостям всем очень рады

Поздороваться нам надо

Здравствуйте! Мы дружно скажем

И почтенье им окажем.

Создание познавательной

- Сегодня утром к нам в класс пришло письмо, интересно от кого оно? Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята! Мы давно наблюдаем за вами, вашей учебой, успехами… Мы решили приготовить вам сюрприз за ваши достижения в математике и приехать к вам в гости, но произошла неприятность. Мы потеряли ключи от дома и не можем выйти. Помогите нам, пожалуйста, открыть дверь.

- Ребята, вы догадались, от кого это письмо? (на доске появляются картинки с героями из Простоквашино).

- А вы знаете, кто сочинил это произведение? (Э.Успенский)

- В этом году книге «Дядя Фёдор, кот и пёс» исполняется 50 лет!

-А вы любите читать? А как выдумаете, почему надо читать книги?

-Какие пословицы вы знаете о пользе чтения? (Кто много читает, тот много знает. С книгой поведешься, ума наберешься. Книга-друг человека.)

- Ну что, вы готовы прийти на помощь героям?

-А почему мы должны им помогать? (Это домашние животные. Им постоянно нужен уход.) (Нельзя бросать кого-то в беде.)

– Какие пословицы вы помните о дружбе и помощи друг другу? (Для дружбы нет расстояний. Друзья познаются в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадёт.)

- Дорога предстоит дальняя. На чем же мы отправимся в Простоквашино? Чтобы это узнать, откройте свои тетрадки, возьмите карандаши. Вспомним счет. Найдите все слово старт и начинайте соединять цифры по порядку.

- Что у нас получилось?
















- Ребята, как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы отправиться в путешествие на поезде? (Купить билет).

-Почему нельзя ездить без билетов? (Контролер может оштрафовать. Все люди должны платить за проезд.)

- Перед вами монеты наминало 1, 2, 5 рублей. Вам необходимо каждому купить билет.

-Подумайте, какие монеты нужно взять, чтобы в сумме они составляли 10 рублей?

-Молодцы!

-А теперь, поехали! Нам предстоит остановится на 3 станциях, чтобы выполнить задания. За выполнение заданий вы получите ключ.

Первая остановка «Считайкино».


II. Групповая работа.

Найдите значение выражений и расшифруйте слова.


III. Представление результатов групповой работы.

Учащиеся представляют полученные результаты. УСЛОВИЕ, ВОПРОС, СХЕМА, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.


IV. "Мозговой штурм"


-Как вы думаете, какое слово объединяет все эти слова?

Ответ: ЗАДАЧА, т.к. она включает в себя условие, вопрос, решение, схема и ответ.

-Молодцы. Вы получаете 1 ключ.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

-Какую цель поставим пред собой во время нашего путешествия?


Физминутка «Математическая разминка»


  • Хлопни, топни, присядь и тд. столько раз, какой ответ даешь:

  • Пальцев на двух руках? (10)

  • Дней в неделе? (7)

  • Из них выходных? (2)

  • Какое число идёт при счёте девятым? (9)

  • Глаз у человека? (по 2)

  • Сколько хвостов у восьми кошек? (8)


-А мы прибываем с вами на следующую станцию «Решайкино»


V. Обобщение знаний. Решение задач разных видов.


5.1. Решение задач с неправильными данными.

- Чтобы получить второй ключ, нужно найти задачу и решить её.

Тексты задач на экране.


1. Матроскин выпил 6 чашек чая, а Шарик - 8 чашек. Сколько чашек выпил Матроскин?


2. По дороге на фотоохоту дядя Фёдор и Шарик измеряли глубину луж. Шарик измерил на 5 луж больше. Сколько всего луж они измерили?


3. На сосне возле домика в Простоквашино росло 10 бананов. 3 из них созрели и упали. Сколько бананов осталось на сосне?


4. Утром кот Матроскин от своей коровы надоил 8 литров молока, а вечером на 2 больше. Сколько литров молока он надоил за весь день?


- Открыли тетради.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним алгоритм решения задачи.

1.Читаем задачу.

2.Выделяем условие и вопрос.

3. Чертим схему, рисунок или записываем краткую запись.

4. Находим и записываем решение.

5. Записываем ответ.

- Прочитайте условие задачи.

- В какое время суток Матроскин доил корову? Утром и вечером.

- Нам известно сколько литров молока он надоил утром? Да-8 литров.

- Нам известно, сколько литров молока он надоил вечером? Нет, но нам сказано, что на 2 литра больше, чем утром.

Исходя из этого мы можем сказать, что в схеме будет 2 отрезка-первый-это количество молока, которое он надоил утром, а второй-это количество молока, которое он надоил вечером.

Предлагаю начать строить схему к нашей задаче.

Изобразим первый отрезок длиной в 10 клеток. Перед отрезком укажем букву «У».-ЗНАЧИТ-УТРОМ. Сверху поставим дугу и подпишем 8 л. Если вечером он надоил столько Же, да еще 2 литра, значит на втором отрезке мы укажем пунктиром границу столько же и добавим, еще две клетки, над которыми ставим дугу и подписываем 2 л, а напротив отрезка напишем букву «В». Внизу весь этот отрезок обозначим дугой. Так как нам не известно сколько литров молока корова дала вечером, значит под дугой рисуем кружок и ставим вопросительный знак. Условие задачи изобразили. Переходим к вопросу.

- Что нам надо узнать в задаче? Сколько молока он надоил за весь день, то есть утром и вечером вместе. О чем нам говорит слово «вместе»? О том, что мы должны объединить оба отрезка фигурной скобочкой. Рядом со скобочкой напишем вопросительный знак и обведём его в кружок.

Наша схема готова. Чтобы решить нашу задачу безошибочно, важно составить алгоритм ее решения.

В задаче два вопроса, значит, в ее решении будет два действия, обозначим порядок действий и определим математическое действие, которым их будем решать. Где поставили первый вопрос, там будет первое действие – 1), а каким математическим действием будем его решать? Правильно – сложением, тк сказано «на больше», и сама схема помогает нам сориентироваться, тк отрезок стал большим. Второй вопрос – это второе действие – 2), каким математическим действием будем решать? Правильно – сложением, сама фигурная скобка подсказывает нам об этом. Сейчас будем записывать решение задачи. Решение пишем ниже схемы, для этого пропускаем вниз одну клетку. (записываем 1) После всех действий в задаче, кроме последнего, пишем пояснения, можно кратко.

Выписываем ответ.

Молодцы! Вы получаете еще один ключ.


5.3. Составление задач по схеме.

Прибываем наследующую станцию «Сочиняйкино»

У каждой команды одна и та же схема, по которой надо составить задачу и записать решение. Время 2 минуты. Секундомер на экране. Каждая команда рассказывает свою задачу и решение.

- Вы получаете 3 ключ.

- Как вы думаете, какой ключ подходит к этой двери и почему?

-Молодцы! Ключ вы выбрали. Двери открыли и всех благополучно освободили!

-Герои благодарят нас за помощь и вручают посылку, которую хотели нам отправить. На перемене мы обязательно ее откроем и посмотрим, что в ней есть.

VI. Итоги урока. Рефлексия.


Подведем итоги:

Что помогло нам освободить героев книги? Какие знания и умения?

Кого в своей группе вы считаете самым ценным игроком? Кто больше всего помог?

На столе, у каждого из вас лежит несколько квадратов разного цвета. Каждый цвет соответствует фразеологизму на доске. (Считал ворон. Работал засучив рукава. Ловил каждое слово. Бил баклуши. Работал в поте лица.)


Выберите тот цвет, которым вы можете оценить свою работу на уроке и присоедините его к нему.



1

2

3

4

5

6

7










Е

С

В

Л

И

О

У

5+2

6-4

1+4

8-5

3+3

7-3

9-8



 

 

 

 

 

 


 

9

4

6

7

2

8









В

П

О

С

О

Р

7+2

82

9-5

5+3

5-3

3+4



6

4

2

3

7

8

9










Е

И

Н

Е

Р

Ш

Е

5+4

6+2

3+4

9-5

8-2

6-4

7-4





5

2

6

7

1








О

В

Е

Т

Т

3+3-1

5+3-2

3+4

9-8

9-7

 



3

7

9

4

5








Е

С

М

А

Х

4+5

5-1-1

10-6

7-1-1

9-2