Открытый урок-квест
Тема «Текстовая задача. Структура задачи. Составление задачи по образцу.»
Цель: закрепление умений анализировать и решать задачи.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Форма урока: ролевая игра-квест.
Методы обучения:
работа в группе;
работа со схемами;
составление задач;
творческие задания.
Оборудование:
Домик из Простоквашино и его жильцы;
замок с тремя ключами;
карточки с примерами для устного счета;
карточки с задачами с неправильными данными;
карточки со схемами задач;
карточки с задачами, имеющими несколько вариантов ответов
коробка-посылка с шоколадными медальками.
Ход урока
I. Мотивация.
-Ребята, сегодня у нас с вами гости. Давайте поздороваемся с ними!
Мы гостям всем очень рады
Поздороваться нам надо
Здравствуйте! Мы дружно скажем
И почтенье им окажем.
Создание познавательной
- Сегодня утром к нам в класс пришло письмо, интересно от кого оно? Давайте я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята! Мы давно наблюдаем за вами, вашей учебой, успехами… Мы решили приготовить вам сюрприз за ваши достижения в математике и приехать к вам в гости, но произошла неприятность. Мы потеряли ключи от дома и не можем выйти. Помогите нам, пожалуйста, открыть дверь.
- Ребята, вы догадались, от кого это письмо? (на доске появляются картинки с героями из Простоквашино).
- А вы знаете, кто сочинил это произведение? (Э.Успенский)
- В этом году книге «Дядя Фёдор, кот и пёс» исполняется 50 лет!
-А вы любите читать? А как выдумаете, почему надо читать книги?
-Какие пословицы вы знаете о пользе чтения? (Кто много читает, тот много знает. С книгой поведешься, ума наберешься. Книга-друг человека.)
- Ну что, вы готовы прийти на помощь героям?
-А почему мы должны им помогать? (Это домашние животные. Им постоянно нужен уход.) (Нельзя бросать кого-то в беде.)
– Какие пословицы вы помните о дружбе и помощи друг другу? (Для дружбы нет расстояний. Друзья познаются в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадёт.)
- Дорога предстоит дальняя. На чем же мы отправимся в Простоквашино? Чтобы это узнать, откройте свои тетрадки, возьмите карандаши. Вспомним счет. Найдите все слово старт и начинайте соединять цифры по порядку.
- Что у нас получилось?
- Ребята, как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы отправиться в путешествие на поезде? (Купить билет).
-Почему нельзя ездить без билетов? (Контролер может оштрафовать. Все люди должны платить за проезд.)
- Перед вами монеты наминало 1, 2, 5 рублей. Вам необходимо каждому купить билет.
-Подумайте, какие монеты нужно взять, чтобы в сумме они составляли 10 рублей?
-Молодцы!
-А теперь, поехали! Нам предстоит остановится на 3 станциях, чтобы выполнить задания. За выполнение заданий вы получите ключ.
Первая остановка «Считайкино».
II. Групповая работа.
Найдите значение выражений и расшифруйте слова.
III. Представление результатов групповой работы.
Учащиеся представляют полученные результаты. УСЛОВИЕ, ВОПРОС, СХЕМА, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ.
IV. "Мозговой штурм"
-Как вы думаете, какое слово объединяет все эти слова?
Ответ: ЗАДАЧА, т.к. она включает в себя условие, вопрос, решение, схема и ответ.
-Молодцы. Вы получаете 1 ключ.
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
-Какую цель поставим пред собой во время нашего путешествия?
Физминутка «Математическая разминка»
Хлопни, топни, присядь и тд. столько раз, какой ответ даешь:
Пальцев на двух руках? (10)
Дней в неделе? (7)
Из них выходных? (2)
Какое число идёт при счёте девятым? (9)
Глаз у человека? (по 2)
Сколько хвостов у восьми кошек? (8)
-А мы прибываем с вами на следующую станцию «Решайкино»
V. Обобщение знаний. Решение задач разных видов.
5.1. Решение задач с неправильными данными.
- Чтобы получить второй ключ, нужно найти задачу и решить её.
Тексты задач на экране.
1. Матроскин выпил 6 чашек чая, а Шарик - 8 чашек. Сколько чашек выпил Матроскин?
2. По дороге на фотоохоту дядя Фёдор и Шарик измеряли глубину луж. Шарик измерил на 5 луж больше. Сколько всего луж они измерили?
3. На сосне возле домика в Простоквашино росло 10 бананов. 3 из них созрели и упали. Сколько бананов осталось на сосне?
4. Утром кот Матроскин от своей коровы надоил 8 литров молока, а вечером на 2 больше. Сколько литров молока он надоил за весь день?
- Открыли тетради.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним алгоритм решения задачи.
1.Читаем задачу.
2.Выделяем условие и вопрос.
3. Чертим схему, рисунок или записываем краткую запись.
4. Находим и записываем решение.
5. Записываем ответ.
- Прочитайте условие задачи.
- В какое время суток Матроскин доил корову? Утром и вечером.
- Нам известно сколько литров молока он надоил утром? Да-8 литров.
- Нам известно, сколько литров молока он надоил вечером? Нет, но нам сказано, что на 2 литра больше, чем утром.
Исходя из этого мы можем сказать, что в схеме будет 2 отрезка-первый-это количество молока, которое он надоил утром, а второй-это количество молока, которое он надоил вечером.
Предлагаю начать строить схему к нашей задаче.
Изобразим первый отрезок длиной в 10 клеток. Перед отрезком укажем букву «У».-ЗНАЧИТ-УТРОМ. Сверху поставим дугу и подпишем 8 л. Если вечером он надоил столько Же, да еще 2 литра, значит на втором отрезке мы укажем пунктиром границу столько же и добавим, еще две клетки, над которыми ставим дугу и подписываем 2 л, а напротив отрезка напишем букву «В». Внизу весь этот отрезок обозначим дугой. Так как нам не известно сколько литров молока корова дала вечером, значит под дугой рисуем кружок и ставим вопросительный знак. Условие задачи изобразили. Переходим к вопросу.
- Что нам надо узнать в задаче? Сколько молока он надоил за весь день, то есть утром и вечером вместе. О чем нам говорит слово «вместе»? О том, что мы должны объединить оба отрезка фигурной скобочкой. Рядом со скобочкой напишем вопросительный знак и обведём его в кружок.
Наша схема готова. Чтобы решить нашу задачу безошибочно, важно составить алгоритм ее решения.
В задаче два вопроса, значит, в ее решении будет два действия, обозначим порядок действий и определим математическое действие, которым их будем решать. Где поставили первый вопрос, там будет первое действие – 1), а каким математическим действием будем его решать? Правильно – сложением, тк сказано «на больше», и сама схема помогает нам сориентироваться, тк отрезок стал большим. Второй вопрос – это второе действие – 2), каким математическим действием будем решать? Правильно – сложением, сама фигурная скобка подсказывает нам об этом. Сейчас будем записывать решение задачи. Решение пишем ниже схемы, для этого пропускаем вниз одну клетку. (записываем 1) После всех действий в задаче, кроме последнего, пишем пояснения, можно кратко.
Выписываем ответ.
Молодцы! Вы получаете еще один ключ.
5.3. Составление задач по схеме.
Прибываем наследующую станцию «Сочиняйкино»
У каждой команды одна и та же схема, по которой надо составить задачу и записать решение. Время 2 минуты. Секундомер на экране. Каждая команда рассказывает свою задачу и решение.
- Вы получаете 3 ключ.
- Как вы думаете, какой ключ подходит к этой двери и почему?
-Молодцы! Ключ вы выбрали. Двери открыли и всех благополучно освободили!
-Герои благодарят нас за помощь и вручают посылку, которую хотели нам отправить. На перемене мы обязательно ее откроем и посмотрим, что в ней есть.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Подведем итоги:
Что помогло нам освободить героев книги? Какие знания и умения?
Кого в своей группе вы считаете самым ценным игроком? Кто больше всего помог?
На столе, у каждого из вас лежит несколько квадратов разного цвета. Каждый цвет соответствует фразеологизму на доске. (Считал ворон. Работал засучив рукава. Ловил каждое слово. Бил баклуши. Работал в поте лица.)
Выберите тот цвет, которым вы можете оценить свою работу на уроке и присоедините его к нему.
Е | С | В | Л | И | О | У |
5+2 | 6-4 | 1+4 | 8-5 | 3+3 | 7-3 | 9-8 |
В | П | О | С | О | Р |
7+2 | 82 | 9-5 | 5+3 | 5-3 | 3+4 |
Е | И | Н | Е | Р | Ш | Е |
5+4 | 6+2 | 3+4 | 9-5 | 8-2 | 6-4 | 7-4 |
О | В | Е | Т | Т |
3+3-1 | 5+3-2 | 3+4 | 9-8 | 9-7 |
Е | С | М | А | Х |
4+5 | 5-1-1 | 10-6 | 7-1-1 | 9-2 |