Тема: Боярские республики Северо- Западной Руси
Место урока в курсе: Данный урок является третьим уроком в теме «Русь в середине XII – началеXIII века», он должен завершить формирование представления учащихся о процессе политического обособления русских земель, особенностях их социально-экономического и политического развития в составе Удельной Руси.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Формирование представления обучающихся о политических, экономических, социальных особенностях Новгородской земли в составе Удельной Руси.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства; выяснить, в чем состояли особенности развития Новгородской земли.
- Продолжить формирование умения определять связь между географическим положением княжества (земли), его социально-экономическим и политическим развитием.
- Развивать навыки работы с картой и другими источниками исторической информации.
- Расширить представление учащихся о республиканской форме правления и ее видах, обеспечить усвоение понятия «боярская (аристократическая) республика».
- Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать и систематизировать учебную информацию, формулировать выводы; развивать рефлексивную культуру учащихся.
- Формировать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
- Развивать умение представлять информацию в монологической речи, используя опорные схемы.
- Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению общественных явлений.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся оперировать понятиями лучшие люди, меньшие люди, житьи люди, черные люди, посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские и уличанские старосты, вече, боярская республика;-рассказывать о социальном и этническом составе жителей Новгородской земли, об их основных занятиях, об особенностях политического устройства Великого Новгорода;- правильно показывать объекты на исторической карте и отмечать их на контурной карте; объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя информацию из текста учебника и других источников, а также схематическую наглядность; осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания; работать в группе; высказывать собственное мнение; давать оценку изучаемым явлениям.
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование, наглядность: презентация, карта, гербы княжеств, учебный фильм
Ход урока
1.Организационный этап (1мин) Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Хорошего вам настроения и успехов! Учитель выясняет, кто из учащихся отсутствует на уроке. Проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний (2 мин) Вызывается к доске ученик(помощник) – показывает на карте объекты Как называется глава которую мы начали изучать? Вспомним: что такое политическая раздробленность? Удельный период? « С историей каких княжеств мы с вами уже знакомились на предыдущих уроках? В какой части Удельной Руси они располагались?» Узнают и называют уже изученные на прошлых уроках Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества (на слайде). Определяют расположение княжеств на территории Удельной Руси (северо-восточная Русь, южная Русь).
3. Мотивация учебной деятельности(3мин)
Обратимся к слайду: назовите территорию, изображенную на слайде, определить ее расположение в составе Удельной Руси. Что вам известно об истории этой территории?. Сформулируйте тему нашего урока, запишите в тетрадь: «Боярские республики Северо-Западной Руси. Новгород Великий». Обратимся к главному вопросу параграфа 15 учебника - «Верно ли утверждение, что боярская республика могла возникнуть только на северо-западе Руси?», это наша главная учебная задача. Что нам нужно узнать, чтобы правильно решить задачу? 1) Географическое положение Новгородской земли и его особенности.
2) Природно-климатические условия.
3) Занятия населения.
4) Управление Новгородской землей.
Записи на доске.
4. Основная часть урока (30 мин.)
На доске изображения гербов княжеств, которые мы изучили и будем изучать. Прикрепите их к княжествам на карте.( вызывается ученик). Обратите внимание в Новгороде сложилась иная форма правления, с главной ролью веча. Как называется такая форма правления? ( республика)
4.1. Географическое положение Новгородской земли и его особенности. Чтобы ответить на 1-й вопрос выполним задание: заполните пропуски (работа в парах с текстом учебника с. 107), на парте лежит один лист (приложение № 1). Проверка задания. Закрепление в форме игры дуэль: пары задают вопросы друг другу
Итак, мы выяснили положение Новгородской земли в составе Руси, обратимся к другим вопросам плана - работа в группах
I.группа и II группа Природно-климатические условия. Группа работает с текстом приложения (приложение № 2), отвечает на вопросы: 1)Определите «+» и « - » природно-климатических условий Новгородской земли; 2) как климат повлиял на занятия населения? Составьте кластер основных занятий; 3) Какие товары новгородцы вывозили, а какие товары ввозили в Новгород
Итог: итак, природные условия не позволяли новгородцам обеспечивать себя хлебом, но активно равивалась торговля. Новгород богател
III. Группа - работа с текстом приложения(№ 3) Вопросы: 1) перечислите слои населения, которые проживали в Новгороде (купцы, бояре, основная масса –горожане, ремесленники 2) В чем особенности формирования боярства(это были не дружинники князя, а местная родоплеменная знать 3)что придавало экономическую силу боярству?(связаны с пушной торговлей 4) кто входил в вече? (свободного мужского населения города бояре, богатые купцы).
IV, V группы работают с текстом и заполняют схему «Управление Новгородом»
Вопросы: 1)Что являлось верховной властью в республике? 2) Кто являлся высшим должностным лицом? 3) В чем особенности положения архиепископа? 4) В чём особенности положения князя?
У всех детей есть схемы. Они заполняют вместе с ответственной группой
Итак: в Новгороде сложилась республика. Что это за форма правления?
VI. группа готовит материал о культуре Новгорода (сценка)
1. Внимание! Внимание! Народное гуляние! Торопись, честной народ, посмотреть на город Новгород
2. -Ой. ты в Новгороде бывала? Что повидала? Чему подивилась? 1. Вот вы, гости дорогие, все нарядные такие, Куртки из нейлона, Подкладки из синтепона.
А знаете ли вы, что одевали люди, знающие толк в одежде и здоровье своё хранящие? Скажу по секрету – лён. Лён и прочен и белён, Для здоровья недурён. София — главный храм города. Крупнейшая библиотека средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде, в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045-1050 гг. 2. А я знаю предание, которое существует о литье колоколов в Новгороде. Предание о голосе колокола. Чтобы голос колокола был чистым, красивым, звали в мастерскую самых красивых и голосистых девушек, чтобы своей красотой и песнями они помогали литейщикам, давали им вдохновение и колоколам голос свой как бы дарили. Девушек выбирали сильных, силу в них искали «глубинную, сокровенную. Кроме этого, мерили рост девушки и ширину края юбки - они должны были быть одинаковыми. У колокола, как у девушки, голова, плечи, сарафан с юбкой. 1.А я подивилась. Что новгородцы были грамотные и писали на бересте. Это подтверждают археологические раскопки. На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. 2. Мы вас просветили, а может удивили. Хотите побольше узнать не ленитесь. Книги читайте. Учитесь.
4.2. Завершение работы над учебной задачей
Итак. Мы разобрали основные вопросы плана. Вернёмся к главному вопросу урока «Верно ли утверждение, что боярская республика могла возникнуть только на северо-западе Руси?» Выполните задание № 4 на стр. 113 учебника. (слайд) Вывод: Возникновение Новгородской республики – закономерность, результат длительного развития Новгородской земли, обладающей присущими только ей природными, хозяйственными и политическими особенностями», что и было доказано сегодня на уроке.
5. Рефлексивно-оценочный
Учитель Предлагает учащимся по вопросам анкеты оценить собственную деятельность.
Я ______выполнил/не выполнил все задания, которые предложил учитель
Материал урока мне был _____понятен/не понятен.
Своей работой на уроке _____ (доволен/не доволен).
Руководители групп выставляют итоговые оценки в оценочный лист.
6. Информация о домашнем задании
Всем: Повторить смысловое значение новых понятий, используя параграф 15 учебника и записи в тетрадях.
Индивидуально (на выбор):
- Подготовить виртуальную экскурсию по средневековому Новгороду.
Учитель: знакомство с Новгородской землей в курсе истории в 6 классе не закончилось, оно будет продолжено в процессе изучения и других тем курса истории России, и учащимся предстоит еще многое узнать об этом удивительном крае, вызывавшем удивление и восхищение самых разных людей
Приложение.
№ 1 Заполни пропуски, работая с текстом учебника стр. 107
Крупным центром северо – западной Руси был ………(1). Город располагался по обе стороны реки ………(2), у её истока из …-…(3). Одна сторона города называлась …...(4), по имени главной новгородской святыни – храма….. …..(5). Другая сторона называлась Торговой. К середине 12 века Новгород владел огромной территорией. На западе его земли выходили к побережью …… моря(6), на востоке соприкасались с ……..(7) горами, на севере ограничены ….(8) морем, а на юге ……-…..(9) землёй. Такие обширные владения были результатом многовекового продвижения новгородцев на север
№ 2(для первой группы и второй) Природные условия Северо–Запада были суровы. Холодный климат, бедные почвы и обилие болот не позволяли хлебопашеству стать основой здешнего хозяйства. Относительно устойчивые урожаи удавалось получать лишь в южных частях Новгородской земли. Нередко Новгороду приходилось ввозить хлеб из других земель, чаще всего из Суздальской. Более успешно развивались огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством.
Не особенно удобные для земледелия географические условия Новгородчины были в то же время исключительно благоприятные для торговли. Много рек, озёр, моря и леса составляют богатство этой земли. Благодаря этому Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Ремесленники составляли большую часть так называемого «черного» населения Новгорода. Жили они в основном в боярских усадьбах и работали на их владельцев.
Будучи связан водными путями с Балтикой, Новгород вел активную торговлю с Западной Европой. Важнейшим торговым партнером Новгорода стал самый крупный среди городов Ганзы – Любек.
… С Запада в Новгород привозили сукна, вина, а также поделочный камень, например янтарь, цветные, в том числе драгоценные, металлы. Все эти материалы требовались для ремесленного производства.
Что же мог обменять Новгород на привозимые из других стран различные товары? В основном из Новгородской земли в Европу везли пушнину, мед и воск, моржовую кость и кожи… Торговлю с зарубежными странами вело купечество, составлявшее богатую и влиятельную прослойку новгородского населения.
Вопросы: 1) определите «+» и « - » природно-климатических условий Новгородской земли; 2) как климат повлиял на занятия населения? Составьте кластер основных занятий; 3) Какие товары новгородцы вывозили, а какие товары ввозили в Новгород
№ 3 (для третьей группы) Не особенно удобные для земледелия географические условия Новгородчины были в то же время исключительно благоприятные для торговли. Благодаря этому Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром. Здешние ткачи и литейщики, кожевники и ювелиры, стеклодувы и гончары, сапожники и оружейники славились по всей Русской земле. Ремесленники составляли большую часть так называемого «черного» населения Новгорода. Жили они в основном в боярских усадтбах и работали на их владельцев. На самом верху новгородского общества стояло боярство. Это был узкий замкнутый круг знатных родов. Не будучи новгородским боярином по рождению, стать им было невозможно. В других землях Руси бояре были княжескими дружинниками. В Новгороде своей княжеской династии не было. Князья приходили и уходили, а наследственное боярство оставалось. Оно происходило от местной родо-племенной знати и сложилось еще в докняжеский период …
Именно из вотчин и привозились те продукты, которые затем купцы продавали в Европе, обменивая на иноземные товары. Купцы, таким образом, выступали как торговые агенты бояр. Полученное в результате этих операций сырье боярин передавал зависевшим от него ремесленникам. Основной доход от ремесла также поступал в боярскую казну. Таким образом, основу боярского могущества составляли землевладение и торговля. Наряду с боярами («большими людьми») в Новгороде были и землевладельцы помельче – «меньшие» или «житьи» люди. Но боярскими привилегиями «житьи» люди не обладали.
Высшим органом власти в Новгороде являлось вече, собрание свободного мужского населения города. Оно собиралось на площади около торга. Площадь эта называлась Ярославовым двором, поскольку на этом месте находилось подворье Ярослава Мудрого во время его княжения в Новгороде. На площади располагалась «степень» - трибуна для высших должностных лиц. Рядом с ней стояла башня, на которой был укреплен специальный вечевой колокол, оповещавший о созыве веча.
Вопросы: 1) перечислите слои населения, которые проживали в Новгороде 2) В чем особенности формирования боярства? 3)что придавало экономическую силу боярству? 4) кто входил в вече?
суд
вече
-Объявляло войну -заключало мир -приглашало князя -вершило суд -решало хозяйственные вопросы(оналогах, строительстве храмов)
№
4 (для третьей группы)
-Контролировал деятельность князя, тысяцкого -вершил суд -вел переговоры -ведал казной
-возглавлял ополчение -ведал сбором налогов
-глава церкви
-возглавлял церковный суд -отвечал за внешнюю политику
-военачальник -третейский судья
-
«Кончанский» староста - выборный
«Уличанский» староста - выборный
Решали повседневные проблемы
Текст для третьей группы
На самом верху новгородского общества стояло боярство. Это был узкий замкнутый круг знатных родов. Не будучи новгородским боярином по рождению, стать им было невозможно.
Высшим органом власти в Новгороде являлось вече. Оно собиралось на площади около торга. Площадь эта называлась Ярославовым двором. … Городское вече избирало руководителей новгородского управления – посадника и тысяцкого. Посадник происходил из знатнейших бояр- он являлся высшим должностным лицом. Тысяцкий занимался в основном сбором налогов и руководил обороной города. На вече избирался и новгородский архиепископ. Это было уникальным явлением, т.к. во всех остальных землях епископ назначался Киевским митрополитом.. Архиепископ обладал немалой властью не только в собственно церковных, но и в светских делах. Он вместе с посадником и тысяцким скреплял своей печатью международные соглашения Новгорода. Новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним «ряд» - договор, содержавший условия, которые князь обязывался соблюдать. Князь не мог вмешиваться во внутригородские дела, сменять посадника и тысяцкого. Ему запрещалось приобретать владения на окраинах Новгородской земли.
В случае нарушения «ряда» вече могло «указать путь» князю, т. е. выгнать его и пригласить другого, более угодного.
Вопросы: 1)Что являлось верховной властью в республике? 2) Кто являлся высшим должностным лицом? 3) В чем особенности положения архиепископа? 4) В чём особенности положения князя?
VI. группа готовит материал о культуре Новгорода сценка: (1) Внимание! Внимание! Народное гуляние! Торопись, честной народ, посмотреть на город Новгород
(2) -Ой. ты в Новгороде бывала? Что повидала? Чему подивилась? 1. Вот вы, гости дорогие, все нарядные такие, Куртки из нейлона, Подкладки из синтепона.
А знаете ли вы, что одевали люди, знающие толк в одежде и здоровье своё хранящие? Скажу по секрету – лён. Лён и прочен и белён, Для здоровья недурён. София — главный храм города. Крупнейшая библиотека средневековой Руси, где находилось более 1500 рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде, в знаменитом Софийском соборе, построенном в 1045-1050 гг. 2. А я знаю предание, которое существует о литье колоколов в Новгороде. Предание о голосе колокола. Чтобы голос колокола был чистым, красивым, звали в мастерскую самых красивых и голосистых девушек, чтобы своей красотой и песнями они помогали литейщикам, давали им вдохновение и колоколам голос свой как бы дарили. Девушек выбирали сильных, силу в них искали «глубинную, сокровенную. Кроме этого, мерили рост девушки и ширину края юбки - они должны были быть одинаковыми. У колокола, как у девушки, голова, плечи, сарафан с юбкой. 1.А я подивилась. Что новгородцы были грамотные и писали на бересте. Это подтверждают археологические раскопки. На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 грамот, а также одна берестяная грамота-икона. 2. Мы вас просветили, а может удивили. Хотите побольше узнать не ленитесь. Книги читайте. Учитесь.