СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Тема урока: «Джордж Гершвин. Мой народ – американцы...» «Порги и Бесс»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Джорж Гершвин Порги и Бесс"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема урока: «Джордж Гершвин. Мой народ – американцы...» «Порги и Бесс»»

Тема урока: «Джордж Гершвин.

Мой народ – американцы...» «Порги и Бесс»


Цель:  расширить представление обучающихся об оперном  искусстве зарубежных

композиторов, выявить особенности классической оперы и современной рок-оперы, познакомиться на уроке с композитором Д. Гершвином и его произведениями.

Задачи:

познакомить с жизнью и творчеством Дж. Гершвином – создателем американской национальной классики ХХ века;

формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;

воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

 

Музыкальный материал: фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс», песня «Острый ритм – джаза звуки»

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, магнитофон, CD диск, портрет Дж. Гершвина.

Результаты освоения учебного предмета:   

Личностные: знакомство с американскими произведениями.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следовательные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Предметные: формирования навыка анализа муз.произведения, расширение опыта, активного слушания.

 Структура: орг.  момент;  беседа о Гершвине; показ презентации;

Слушание: «Колыбельная Клары», «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже».

Беседа об опере; распевание;

Разучивание песни: LouisArmstrong – HalloDolly

Итог

Тип урока: смешанный

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядно – зрительный.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с человеком, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…». Мы  встречаемся с создателем американской национальной классики ХХ века.

- Посмотрите на слайд.

Назовите его имя. (Джордж Гершвин)(слайд)

- Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших сердцах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?

- Речь идет о джазовой музыке корни, которой уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку и обращенных в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отражалось на их музыке. Эту музыку составляли преимущественно «спиричуэл», что означает «молитва». В молитвах униженные и угнетенные рабы пели буквально обо всем, что происходило в их жизни, жаловались на свою судьбу и молили о лучшей жизни.

Джаз – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в  Америке на основе негритянских песен. (записать)

Послушайте  фрагмент песни «Молитва» (Молитва Сирены из оперы)

На экране фото поющих негров.

- какие интонации услышали вы в Молитве?

- красота, поэтичность и богатство ее мелодии сразу же дают представление о музыкальной одаренности негров, чья музыка впоследствии заинтересовала и оказала влияние на многих крупнейших композиторов не только в Америке, но и по всему миру. Джордж Гершвин – один из них. Сейчас о нем прочитают Цику Саида и Ещук Адам.

АДАМ:

Джордж Гершвин  родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Яков Гершовиц. Джордж был вторым ребёнком в семье. (Всего детей было четверо) С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику.В 1914 году (в 16 лет) Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика. Уже через два года (1916 год) было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «WhenYouWant ’Em, YouCan’tGet ’Em» - «Когда ты хочешь их, ты не можешь их получить». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров.В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина.В 1922 году написал даже настоящую оперу — BlueMonday (известную также как «135th Street»),после премьеры, которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена  в качестве композитора.К 20-м гг. прошлого столетия слава талантливого американца перешагнула океан и распространилась в европейских городах. Многие соотечественники Гершвина на подобном поприще застревали, не идя дальше модных песенок и ревю; их дарование гибло, безжалостно расточаемое во имя «золотого тельца». Но Гершвин не желал ограничиться легким жанром — он чувствовал в себе огромные творческие силы.

САИДА:

Быстро завоевав популярность у широких кругов публики, Гершвин долго подвергался нападкам критиков, обличавших его уже в том, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение серьезной, да еще и симфонической музыки.Гершвин очень много и упорно работал над собой, изучая и классику и народное творчество негров, ставшее для Америки общенациональным. Все более и более властно влекло композитора «большое искусство», музыка крупных форм — симфоническая, оперная. И он пришел к этому большому искусству — пришел своей, оригинальной дорогой, принеся под его строгие академические своды жаркое дыхание той музыкальной жизни, которая породила его самого.Начало этого нового пути ознаменовалось рождением в 1924 г  «Рапсодии в блюзовых тонах» — сочинения, принципиально нового не только для Гершвина, но и для всей американской музыки. Впервые джазовые темпы и особенности джазовой музыки были претворены в симфоническом жанре, в классической форме. Гершвин отчетливо видел недостатки джаза; с другой стороны, он ясно ощущал в нем и крепкое здоровое начало. Композитор говорит, что джаз — это «самобытное национальное достижение, которое в той или иной форме оставит свой след в музыке будущего». Тогда, на заре своего развития, это искусство обладало многими привлекательными чертами. Бурный темперамент, захватывающе острая ритмика, яркие оркестровые краски, оригинальный интонационный и гармонический колорит, увлекательная импровизационность в изложении - все это сделало джазовую музыку любимой и популярной в Америке. Многие музыканты яростно ополчились против подобного «противоестественного» сочетания. Они говорили, что Гершвин — композитор легкого жанра и его сфера — эстрада, что нельзя служить сразу двум богам и т. д. Однако жизнь опрокинула эти утверждения — «Рапсодия» имела шумный успех, идея симфонизации джаза и ее смелое претворение в музыке Гершвина вызвали большой интерес со стороны крупнейших музыкантов — Рахманинова, Крейслера, Стоковского.

С первых же шагов он завоевывает признание: его произведения, особенно лирические песни, привлекают тёплой задушевностью, искренностью, свежестью и красотой образов. Его мелодии будто сами «ложатся на слух», запоминаются и распеваются всеми. Эти качества,  музыка Гершвина сохранила на протяжении всего творческого пути композитора. Пожалуй,  нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора,  как в Соединенных Штатах Америки.  Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света.  В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях  сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в  результате скрещивания  африканского пения,  английской  и  шотландской  народной  песни  и американского духовного гимна.  Блюзы, другой жанр негритянского фольклора,  в  свою очередь,  возникли  на  основе сложного взаимодействия спиричуэла,  креольской  песни и английской баллады

.Блюз – это народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком (записать).

Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. Создатель американской национальной классики 20 века, Гершвин, подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыки «черного» населения Америки – негритянской музыки.

 

Мировую известность получило  сочинение Гершвина – «Рапсодия в стиле блюз».Пьеса была заказана Уайтменом начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину 5 января 1923, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку.Это произведение иногда называют «Рапсодией в блюзовых тонах». «Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического и джазового направлений.Рапсодия (греч. ραψωδια)– это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий(записать).  Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев.

Вступление

Завязка действия

1 тема

Звучит у кларнета

2 тема 

Звучит у медных духовых инструментов - танцевальная

3 тема

Синкопированная по ритму, песенная

4 тема

Праздничная – кульминация всего

Слушание «Рапсодии в стиле блюз».

- К какой музыке – серьёзной или лёгкой – можно отнести эту рапсодию?

Это произведение было написано композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и было, по свидетельству современников, исполнено с «нокаутирующим успехом». Чем можно объяснить такую быстроту создания большого симфонического произведения и его ошеломляющий успех? Очевидно, мысль о слиянии американского джаза и европейской музыки давно зрела в творчестве композитора. Понадобился толчок, чтобы она воплотилась в ярких музыкальных образах. Вот как об идее создания «Рапсодии в стиле блюз» вспоминает сам композитор:«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом».В этом же стиле Гершвин написал и несколько крупных концертных произведений.Чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы и песни Гершвина.

Например, следующая мелодия признана золотым хитом 20 века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

СЛУШАНИЕ: «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Перевод песни "Колыбельная Клары" ("Summertime")

Летняя пора, и жизнь стала легче, 
Плещется рыба и вырос хлопок, 
Твой папа богат, а мама отлично выглядит, 
Так тише, малютка, не плачь. 
Однажды утром ты поднимешься с песней 
Ты расправишь крылья и полетишь в небо. 
А до того утра, ничто не сможет навредить тебе, 
Когда папа и мама рядом с тобой. 
Так не плачь.

 

- Знакома ли вам эта мелодия?

- На что она похожа? На танцевальную, свадебную, колыбельную или же похоронную?  (ответы обучающихся).

- Эта прекрасная мелодия стала частью оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Называется она «Колыбельная Клары». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.

 -  Схожа ли она с другими колыбельными? (Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю).

- эту колыбельную исполняли и исполняют уже как отдельный концертный номер лучшие мастера джаза всего мира

 - Послушайте ее в исполнении великого маэстро джаза – Луи Армстронга.

На экране портрет Армстронга.

Звучит колыбельная в его исполнении.(2 мин)

- это чисто негритянская джазовая манера исполнения. Обратите внимание, как сочетается блестящее звучание трубы в самых высоких регистрах с низким хрипловатым голосом Армстронга.

- любят петь джаз и женщины.

Эту колыбельную также пела  великая джазовая певица – ЭллаФитцжеральд.

На экране портрет Фитцжеральд.

А теперь откройте учебники. На стр. 40 найдите и прочтите 3-й абзац (читает ученик). Что имел в виду этот ученый? Что он хотел этим сказать? (что никто кроме Гершвина не осмелился соединить серьёзную музыку с лёгкой т.е. симфоническую музыку с джазом)

Физминутка.

ОПЕРА «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера, которая является одним из самых известных сочинений Гершвина. Эта опера принесла Гершвину  мировую славу, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз".

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Симфонический джаз- Симфоджаз — джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза (записать)

В опере рассказывалось о любви двух негров – молодого парня  Порги и девушки Бесс. Вся музыка основана на ритме джаза, то веселого, то грустного.Опера  стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой культуры. Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.Опера «Порги и Бесс» в четырёх актах и девяти картинах.  Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. Композиции из этой оперы составили золотой фонд музыки ХХ в. Они вошли в плоть и кровь современного джаза, вдохновляя исполнителей, включая и звезд первой величины (Л. Армстронг, Э. Фитцджеральд, Лариса Долина и др.). В опере  впервые в истории музыкального театра США негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Никогда прежде американская музыка не сверкала таким разнообразием подслушанных у народа интонаций. Истоками выразительных средств являются - блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).У Гершвина в опере есть два центральных мужских образа, которые олицетворяют двеоси драматического конфликта. Это инвалид-калека Порги и продавец наркотиков Спортинг Лайф, борющиеся за сердце Бесс. По замыслу композитора все роли в этой опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В Америке были музыкальные комедии, где на сцене появлялись темнокожие американцы. Но никак  не в опере! Произведение Гершвина помогло сломать расовые барьеры.

Создание оперы было давней заветной мечтой Гершвина. Как автор многочисленных оперетт, музыкальных комедий, он имел большой опыт в работе для театра. Но опера — это было необычайно ответственно! Гершвин подошел к созданию оперы с величайшей серьезностью. Он хотел правдиво рассказать о жизни современной ему Америки. «Мой народ — американцы; мое время — сегодняшний день»,— говорил он. Композитор нашел своих героев не в роскошных дворцах и салонах, а в рабочем поселке, не среди сенаторов и бизнесменов, а среди самых бесправных граждан США — негров. Именно неграм суждено было стать героями этой американской национальной оперы. Они сохранили силу, свежесть и остроту чувства, естественность в отношениях друг с другом.Еще до работы над «Порги и Бесс» Гершвин хорошо знал негритянский фольклор. Но все же он чувствовал, что для задуманной оперы его опыт невелик. Поселившись в одном из южных районов, он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя одной жизнью со своими будущими героями, изучая их быт, речь и художественное творчество. Композитор читал негритянскую литературу, делал зарисовки с натуры. Участвуя в хоровом пении негров, он глубоко постиг строй их музыкальной речи.Весь этот богатейший запас впечатлений и знаний помог Гершвину создать подлинно реалистическое произведение, овеянное жарким дыханием «живой жизни».

30 сентября 1935 г. в Бостоне состоялась премьера «Порги и Бесс». С тех пор — и вплоть до наших дней — музыкальная драма Гершвина остается едва ли не самой репертуарной оперой в США. В 1956 г. негритянская труппа «Эвримен-опера» показала ее в СССР.

«Порги и Бесс» — самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», так как народ  является главным героем произведения. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм. В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф — лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен. Обаятельны женские персонажи оперы — Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии — выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность — отличительная черта стиля «Порги и Бесс».  Вдохновенной лирикой дышат лучшие номера произведения — нежная колыбельная Клары и глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».В опере композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней  ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров — блюзов, спиричуэлс.

СЮЖЕТ.

 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (США). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней "Летние дни", которую поет молодая жена и мать, Клара. В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке КраунаБесс.  Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием наркотика, которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.Её впускает к себе лишь Порги.

Дальше действие происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны.  Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) «Муж мой умер». Являются два сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит  владелец бюро похоронных принадлежностей. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины, заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои обещания, что соберут недостающую сумму.

 Прошел месяц. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги,  несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой  дуэт "Теперь ты моя, Бесс".

Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.

Пикник на острове начинается. Краунтоже приходит. Ему  удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауномлежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов доктор  помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, 'но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

 Следующее действие происходит в комнате Сирины.

Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.

  Буря стихла. Женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краунумирает. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!".

 Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс добиться Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он убеждаетБесс в том, что Порги арестовали и уговаривает её поехать с ним.

 Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерятьБесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

В 1928 г. во Франции  появляется его новое произведение — оркестровая сюита «Американец в Париже». В красочных музыкальных образах сюиты перед слушателем предстают картины парижской жизни, воспринимаемой глазами приезжего. «Американец в Париже» - это  концерт для фортепиано с оркестром, в которых он соединил классические традиции этих жанров с новым звучанием симфонического оркестра  ( в него были введены саксафон, банджо), и характерные приемы джазовой музыки.

- Что общего в прослушанных произведениях?

За выдающиеся заслуги Джордж Гершвин удостоился высокой чести — был избран почетным членом Итальянской Академии музыки. Однако смертельная болезнь уже подтачивала силы композитора — 11 июля 1937 г. безвременно оборвалась его жизнь. «Ушла светлая надежда американской музыки»,— с глубокой скорбью писали соотечественники.

Творчество Гершвина отличается большой эмоциональностью, оригинальным мелодическим, гармоническим и ритмическим языком, обогащенным народными мотивами негритянских песен. Гершвин «всегда верил в свою звезду»,добившисьуспехаему удалось реализовать мечты, замыслы в своих знаменитых произведениях. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих исследовательских работ.

Сейчас мы с вами начнем разучивание  песни  Гершвина «Острый ритм – джаза звуки».Давайте послушаем. (Слушание). В этой песне1-й куплет на русском языке, а 2-й  - на английском. Мы с вами запишем 1-й куплет.

Прежде чем петь, надо сначала проговорить все слова, прохлопать ритм песни. Пение по рядам.

Слова песни

Острый ритм - джаза звуки
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?
Светит солнце,небо ясно
Есть любимый ,счастья ль можно большего ждать?
Возле двери радость бродит,
В мой дом входит благодать
Блещут звёзды,сладок сон мой,
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?

счастья ль можно большего ждать?

I got rhythm, I got music
I got my man
Who could ask for anything more?
I got daisys, in green pastures
I got my man
Who could ask for anything more?

Old man trouble
I don't mind him
You won't find him 'round my door
I got starlight
I got sweet dreams
I got my man
Who could ask for anything more ?

 Сегодня мы говорили о первой американской национальной опере.

- Что необычного вы услышали?

- Назовите оперу и автора? («Порги и Бесс» Дж. Гершвина)

- Какими музыкальными достижениями запомнился вам Дж. Гершвин? (песни «Острый ритм – джаза звуки», «Рапсодия в стиле блюз»)

- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)

-  В какой стране впервые появился джаз?

Япония

Россия

Америка

-  Самый известный исполнитель джазовой музыки:

Майкл  Джексон

ДжонЭлингтон

Луи Армстронг

Со времени своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Ларису Долину и Алексея Козлова.

Рефлексия

Вам все понравилось сегодня на уроке? Чтоб это определить, давайте  мы посмотрим на слайды. Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание с 40-47.

Найдите в Интернете другие исполнительские трактовки «Колыбельной Клары»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!