Открытый урок
по предмету МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей»
тема: «Формирование словаря в различных видах деятельности»
(метод проекта).
Цель урока: способствовать формированию креативности и самостоятельности студентов в процессе закрепления знаний по разделу «Сущность, задачи и содержание словарной работы в ДОУ»», теме «Формирование словаря в различных видах деятельности», развитие коммуникативных способностей, методического мышления через элементы проектного обучения.
Задачи урока:
Сформировать умения и навыки планирования педагогического процесса на педагогической практике.
Развивать коммуникативные умения студентов, самостоятельность.
Повысить компетентность студентов в вопросе выбора видов деятельности детей дошкольного возраста, форм организации знакомства детей с рукотворным миром.
Развивать творческие способности студентов в процессе подготовки и проведении выставки коллекций.
Тип урока: урок-зачет группы ДО9-19В (3курс) (44.02.01 Дошкольное образование)
Форма урока: презентация проекта «Коллекция».
Правовое обеспечение урока: Программа методики развития речи; «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
Межпредметные связи: русский язык, педагогика, педагогическая практика.
Подготовительная работа: экскурсия в Краеведческий музей; изучение тем раздела «Обогащение словаря»; анализ методической литературы, интернет-ресурсов
Методы обучения: метод проектов.
Форма организации: работа в малых группах.
Раздаточный материал: критерии оценки работы малых групп, таблицы для анализа презентаций, аннотация проекта, объявление о выставке.
Стадии проекта:
I. Подготовительный этап:
1. Знакомство с темой «Знакомство с предметным миром»
2. Выставка методической литературы:
О. С. Ушакова Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2010
О.С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. изд. Академия , 2007
М. М. Алексеева В. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2000
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
3. Разработка проектного задания
Знакомство с темой. Запуск проекта (декабрь 2021г.)
Исследовательская работа на базе практики.
Формулировка проблемы
II. Разработка проекта
– консультации студентов по координации проектной деятельности
– выделение подтем проекта
– формирование творческих групп
– знакомство с критериями оценки
– обсуждения формы преставления результатов проекта
III. Презентация проекта студентами
IV. Рефлексия. Подведение итогов
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вы присутствуете на занятии «Теория и методика развития речи у детей». Тема обогащения словаря детей дошкольного возраста тесно связана с ознакомлением с окружающим миром и проходит во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
В соответствии с новыми Федеральными требованиями в программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» нам предлагают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор детей, знакомить с ретроспективой рукотворного мира (предметного), знакомить с библиотеками, музеями. Предлагается собирать коллекции, организовывать мини-музеи в соответствии с возрастными возможностями детей.
В процессе воспитательно-образовательной работы это позволит развивать у дошкольников такие интегративные качества, как любознательность, активность. Овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, накапливать представления о мире.
Уважаемые студенты и преподаватели, сегодня мы предлагаем познакомиться с коллекциями наших студентов и оценить качество презентации коллекции.
Что такое коллекция? Коллекция – систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу – частному лицу, организации, государству (Википедия).
Коллекция –
Систематизированное собрание каких-нибудь предметов
Совокупность предметов, растений, животных, представляющих внутреннюю целостность (словарь Ожегова)
На каждом выставочном столе вы найдете критерии оценки:
1. Творческая форма презентации:
4 балла – коллекция вызвала интерес, вы открыли для себя что – то новое
3 балла – коллекция заинтересовала, привлекла ваше внимание
2 балла – коллекция не вызвала особого интереса. Факты и сведения о предметах давно вам известны
2. Оформление коллекции:
4 балла – качественное оформление коллекции, наличие информационного материала (тексты, таблички)
3 балла – расположение объектов коллекции достаточно информативно, позволяет рассмотреть коллекцию.
2 балла – оформление коллекции неинформативно (нет текстов, табличек, объекты не систематизированы
3. Качество коммуникативных умений студентов:
4 балла – рассказ о коллекции содержателен, выразителен, логичен. Ответы на вопросы аргументированы
3 балла – рассказ о коллекции грамотен, но недостаточно выразителен. Ответы на вопросы опираются на практический опыт
2 балла – рассказ содержит незначительное количество фактов, не логичен. балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – достаточный уровень
Суммарно:
12 баллов «5»
«4» – от 10 до 7 баллов
«3» – от 7 до 5 баллов
Кроме того, мы учтем самооценку готовности студентов к проекту.
Каждая презентация длится не более 5 мин. У вас будет время пометить то количество баллов, которое заслуживает коллекционеры, задать вопросы. После сигнала просьба двигаться дальше к следующей коллекции по часовой стрелке. В конце урока мы с помощью жюри (независимое жюри из студентов 5 курса группы ДО-18В) подсчитаем количество баллов.
Таблица анализа результатов презентации коллекций
Критерии (баллы от 1 до 4) | Подгруппа экскурсантов№1 | Подгруппа экскурсантов №2 | Подгруппа экскурсантов №3 | Подгруппа экскурсантов №4 |
1. Творческая форма презентации | | | | |
2. Оформление коллекции | | | | |
3. Качество коммуникативных умений студентов | | | | |
Итого: | | | | |
Итоговая таблица анализа результатов презентаций коллекции
Коллекция | Группа участников | Самооценка готовности к проекту | Презентация коллекции | Общий итог |
Магниты | 1. Ульяна 2. Наталья 3. Виктория 4. Александра | | | |
Куклы | Эвелина Валентина Дарина Дарья | | | |
Открытки | 1. Анна 2. Ульяна 3. Дамиля 4. Александра | | | |
Марки | Яна Дарья Алина Дарья | | | |
Календари | 1. Наталья 2. Виктория 3. Наталья 4. Карина | | | |
Камни | 1. Ангелина 2. Наталья 3. Альбина 4. Наталья | | | |
Монеты | 1. Ксения 2. Сабрина 3. Марьям 4. Лидия | | | |
Для этого возьмите фишки и расположитесь в соответствии с формой и цветом фишек (раздача студенткой фишек, соответствующих каждой коллекции).
По окончании каждой презентации гости перемещаются к следующей коллекции и оценивают презентацию.
II. Основная часть
Студенты проводят презентацию. Идет обсуждение, оценка. Гости фиксируют результаты в таблице.
Рефлексия
Жюри подсчитывает количество баллов , выводит средний балл по подгруппе. Высказываются студенты, преподаватели.
III. Итог урока
Теперь мы знаем, что коллекции бывают самые разнообразные. Коллекция может начаться с малого. Забытая антикварная вещь, подарок друзей. Например, у петербургской художницы Юлии Вишневской коллекция началась с антикварной куклы, и теперь мы можем организовать виртуальную экскурсию в Музей Кукол. Музеи живут новой жизнью. Организуются выездные выставки для детей, не имеющих возможность передвигаться. Разработаны экскурсионные программы для детей, имеющих нарушения интеллекта, нарушения зрения.
Ежегодно в Манеже проходит выставка «Коллекционер». На выставке представлены не только предметы искусства, но и предметы быта.
Если вас заинтересовали наши коллекции, мы очень рады.
Увлеченный педагог всегда может увлечь своих воспитанников!
IV. Домашнее задание
Преподаватель, обращаясь к студентам: составьте памятку для воспитателя по организации коллекции в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
5. М.М. Алексеева В.И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие для учащихся дошкол. Пед. Уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. Воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. Учреждениях» / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М,Мозаика-Синтез, 2010.
8. О.С. Ушакова Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004..
12. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. изд. Академия, 2007.