Тема. «Стихотворение « Снег идёт…» Б.Л. Пастернака» А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»
Цели. Познакомить ребят с новым стихотворением А.С.Пушкина.
Углубить знания творчества А.С. Пушкина Развивать навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь, её содержательность, последовательность, точность, выразительность, наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение видеть его иносказательную выразительность; воспитывать внимание к языку художественного произведения; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование. Текст стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», портрет поэта, картины-репродукции на зимнюю тему, иллюстрации к ранее прочитанным произведениям о зиме, презентация, музыка.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сколько сегодня всего зимнего вокруг нас! Всюду зима, и даже на страницах нашего учебника чтения. Скажите, над какой темой мы работаем на уроках чтения?
-Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением Бориса Пастернака «Снег идёт …» (показывает портрет поэта)
-Ребята, что значит «лирическое стихотворение»?
-В лирическом стихотворении на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные переживания.
- Жуковский говорил: «Лирика – это пейзаж души».
- Очень светло и загадочно предстанут перед нами сегодня картины снегопада в стихах замечательного поэта-лирика Пастернака. Читать мы их будем не спеша, уважительно. Только тогда нам раскроется его загадка, только тогда увидим мы обыкновенное чудо.
Стихи эти прозвучат сегодня не в моём исполнении, и не вы сами в первый раз их прочитаете. Дело в том, что поэзия Пастернака очень музыкальна, и стихи появятся вместе с музыкой. Вы послушаете и расскажете, друг другу о том, что вам представится.
Звучит песня в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных «Снег идёт».
- Понравилось ли вам такое музыкальное стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось? Что представилось?
…Стопами теми…- по тем же следам.
Поэма – произведение в стихах на героическую тему.
III. Работа с текстом
- Настроимся на чтение и подумаем: какие чувства испытывал автор, глядя на падающий снег?
- Удивление, восхищение, задумчивость.
Почему снегопад, летящие снежинки вызвали у Пастернака мысли о проходящем времени?
Снег может идти быстро и медленно. А время?
- Всегда одинаково.
-Какое движение снега можно пронаблюдать в этом стихотворении? Какие слова описывают это движение?
- Снег движется медленно, «как слова в поэме», спокойно – «крадучись», «с ленью той», но снег идёт и быстро – «с той же быстротой», «снежинки – «звёздочки в буране».
-Так как же проходит время? Найдём ли мы в стихотворении окончательный ответ? (Появляется иллюстрация 2.)
- А какое чувство испытывает человек, когда не может найти ответы на свои вопросы?
- Растерянность, тревогу, недоумение, то есть смятение…
IV. Работа над отрывком из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»
Презентация
-Ребята, перед вами портрет А.С.Пушкина. Вам известно это имя? Кто он? Какие произведения Пушкина вы читали?
Сегодня урок посвящается солнцу русской поэзии – А. С. Пушкину. Мы познакомимся еще с одним отрывком из поэмы «Евгений Онегин»
- А сегодня мы будем читать его стихотворение. А.Пушкин создал много лирических стихотворений о красоте русской природы. Он сумел передать красоту весны, лета, осени, зимы. В каждом времени года поэт сумел выделить главные признаки, которые мы наблюдаем при изменении времени года. Природа в его стихах, какая?
-В чем проявилось мастерство поэта?
-Чему мы можем научиться, читая его стихи?
-Ребята сейчас прослушайте лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…».
Запись стихотворения.
- Слушайте внимательно, после вы должны сказать, как его можно озаглавить.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
-Как бы вы озаглавили этот отрывок?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)
Возьмите в руки карандаш. Прочитайте первый отрывок самостоятельно, подчеркивая не понятные вам слова. (потом один из учеников читает вслух)
Словарная работа
-Какие слова или выражения вам не понятны? (на третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- цветочные грядки, клумбы)
Выборочное чтение
-О чем говорится во второй части?
-Как изменилась природа?(Выборочное чтение)
-Как вы понимаете выражение « Деревья в зимнем серебре»?
-С чем поэт сравнивает снег?( С блистательным ковром.)
-Докажите, что зима долго не наступала.(первые три строки; слово ждала повторяется)
-Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.
-О чем говорит поэт «Деревья в синем серебре»? (об инее)
-А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)
-Как называется такой поэтический прием? (Метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства)
Поэт использует еще художественные приёмы выразительности
Олицетворения:
Зимы ждала природа.
На стёклах лёгкие узоры.
Сорок весёлых на дворе.
Устланные горы.
Эпитеты:
лёгкие (узоры)
(сороки) весёлые
устланные (горы)
блистательный (ковёр)
-Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)
-Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга)
-Все молодцы!
Прослушивание отрывка из оперы «Евгений Онегин»
Сегодня урок посвящается солнцу русской поэзии – А. С. Пушкину. Мы познакомимся еще с одним отрывком из поэмы «Евгений Онегин»
V. Подведение итогов урока
- Ребята, урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.
- Ребята, вернёмся к пословицам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям? Почему?
-Отрывки, из какого произведения мы сегодня изучали?
-Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
-Домашнее задание: выучите любое понравившееся стихотворение, изучаемое на сегодняшнем уроке.