СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: Тема. «Стихотворение « Снег идёт…» Б.Л. Пастернака»., А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить ребят с новым стихотворением А.С.Пушкина.

Углубить знания творчества А.С. Пушкина Развивать навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Тема. «Стихотворение « Снег идёт…» Б.Л. Пастернака»., А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»»

Тема. «Стихотворение « Снег идёт…» Б.Л. Пастернака» А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»



Цели. Познакомить ребят с новым стихотворением А.С.Пушкина.

Углубить знания творчества А.С. Пушкина Развивать навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь, её содержательность, последовательность, точность, выразительность, наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение видеть его иносказательную выразительность; воспитывать внимание к языку художественного произведения;  отрабатывать навыки выразительного чтения.



Оборудование. Текст стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», портрет поэта, картины-репродукции на зимнюю тему, иллюстрации к ранее прочитанным произведениям о зиме, презентация, музыка. 
Ход урока. 

I. Организационный момент 
II. Сообщение темы урока 

Учитель. Сколько сегодня всего зимнего вокруг нас! Всюду зима, и даже на страницах нашего учебника чтения. Скажите, над какой темой мы работаем на уроках чтения? 
-Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением Бориса Пастернака «Снег идёт …» (показывает портрет поэта) 

-Ребята, что значит «лирическое стихотворение»? 

-В лирическом стихотворении на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные переживания.  

- Жуковский говорил: «Лирика – это пейзаж души». 

-
 Очень светло и загадочно предстанут перед нами сегодня картины снегопада в стихах замечательного поэта-лирика Пастернака. Читать мы их будем не спеша, уважительно. Только тогда нам раскроется его загадка, только тогда увидим мы обыкновенное чудо.

Стихи эти прозвучат сегодня не в моём исполнении, и не вы сами в первый раз их прочитаете. Дело в том, что поэзия Пастернака очень музыкальна, и стихи появятся вместе с музыкой. Вы послушаете и расскажете, друг другу о том, что вам представится.



Звучит песня в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных «Снег идёт».

- Понравилось ли вам такое музыкальное стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось? Что представилось?

Стопами теми…- по тем же следам.

Поэма – произведение в стихах на героическую тему. 

III. Работа с текстом 

- Настроимся на чтение и подумаем: какие чувства испытывал автор, глядя на падающий снег? 

- Удивление, восхищение, задумчивость. 

Почему снегопад, летящие снежинки вызвали у Пастернака мысли о проходящем времени?

Снег может идти быстро и медленно. А время?

- Всегда одинаково. 

-Какое движение снега можно пронаблюдать в этом стихотворении? Какие слова описывают это движение? 

- Снег движется медленно, «как слова в поэме», спокойно – «крадучись», «с ленью той», но снег идёт и быстро – «с той же быстротой», «снежинки – «звёздочки в буране». 

-Так как же проходит время? Найдём ли мы в стихотворении окончательный ответ? (Появляется иллюстрация 2.) 
- А какое чувство испытывает человек, когда не может найти ответы на свои вопросы? 

Растерянность, тревогу, недоумение, то есть смятение… 

IV. Работа над отрывком из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода …»


Презентация

-Ребята, перед вами портрет А.С.Пушкина. Вам известно это имя? Кто он? Какие произведения Пушкина вы читали?

Сегодня урок посвящается солнцу русской поэзии – А. С. Пушкину. Мы познакомимся еще с одним отрывком из поэмы «Евгений Онегин»


- А сегодня мы будем читать его стихотворение. А.Пушкин создал много лирических стихотворений о красоте русской природы. Он сумел передать красоту весны, лета, осени, зимы. В каждом времени года поэт сумел выделить главные признаки, которые мы наблюдаем при изменении времени года. Природа в его стихах, какая?

-В чем проявилось мастерство поэта?

-Чему мы можем научиться, читая его стихи?

-Ребята сейчас прослушайте лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…».

Запись стихотворения.

- Слушайте внимательно, после вы должны сказать, как его можно озаглавить.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-Как бы вы озаглавили этот отрывок?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)

Возьмите в руки карандаш. Прочитайте первый отрывок самостоятельно, подчеркивая не понятные вам слова. (потом один из учеников читает вслух)

Словарная работа

-Какие слова или выражения вам не понятны? (на третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- цветочные грядки, клумбы)

Выборочное чтение

-О чем говорится во второй части?

-Как изменилась природа?(Выборочное чтение)

-Как вы понимаете выражение « Деревья в зимнем серебре»?

-С чем поэт сравнивает снег?( С блистательным ковром.)


-Докажите, что зима долго не наступала.(первые три строки; слово ждала повторяется)

-Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

-О чем говорит поэт «Деревья в синем серебре»? (об инее)

-А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)

-Как называется такой поэтический прием? (Метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства)

Поэт использует еще художественные приёмы выразительности

Олицетворения:
Зимы ждала природа.
На стёклах лёгкие узоры.
Сорок весёлых на дворе.
Устланные горы.

Эпитеты:
лёгкие (узоры)
(сороки) весёлые
устланные (горы)
блистательный (ковёр)

-Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)

-Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга)

-Все молодцы!

Прослушивание отрывка из оперы «Евгений Онегин»

Сегодня урок посвящается солнцу русской поэзии – А. С. Пушкину. Мы познакомимся еще с одним отрывком из поэмы «Евгений Онегин»

V. Подведение итогов урока

- Ребята, урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.

- Ребята, вернёмся к пословицам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям? Почему?

-Отрывки, из какого произведения мы сегодня изучали?

-Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

-Домашнее задание: выучите любое понравившееся стихотворение, изучаемое на сегодняшнем уроке.