СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: «Ценности в духовной культуре человечества»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: «Ценности в духовной культуре человечества»»

Открытый урок по дисциплине «Основы философии» на тему: «Ценности в духовной культуре человечества»

 

Цели урока:
Цели образования: углубить знания студентов в области философии, систематизировать и обобщить уровень знаний по разделу «Человек как основная проблема философии».
Цели развития: развитие умений сравнивать, оценивать, анализировать философские позиции, идеи; особенности логически мыслить, обоснованно отвечать на заданные вопросы; ориентироваться в проблемной ситуации.
Цели воспитания: формирование мировоззрения студентов на основе философских концепций.
Оборудование: карточки-задания, компьютер.
Предварительная работа: изучение темы «Цивилизация и культура» подготовка докладов по теме: «Ценности в духовной культуре человечества» (биография философов - Платона, А Августина, И. Канта).

Вступительное слово.
Здравствуйте! Сегодня я приветствую вас на открытом мероприятии в группе 2-5 по дисциплине «Основы философии».
Отметим отсутствующих: дежурный кто отсутствует?
Проверим готовность группы к занятию, какие вопросы у вас возникли по теме? Кто не готов?
Перейдем к занятию.
Цели мероприятия направлены на углубление знаний в области философии, систематизацию и обобщение уровня знаний по разделу «Человек как основная проблема философии»; развитие умений сравнивать, оценивать, анализировать философские позиции, идеи; формирование мировоззрения студентов на основе философских концепций.
Тема открытого урока выбрана не случайно так, как в современном мире очень важно обратиться к духовной составляющей культуры человека. В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что старшее поколение в современной России, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Поэтому философия призвана раскрыть сущность ценностей.
Итак, приступим к проверке и систематизации знаний по прошлой теме (студенты должны назвать тему): «Цивилизация и культура».
Опрос будет строиться следующим образом: 
1 тип: Устный опрос по теме: «Цивилизация и культура».
2 тип задания:
а) Письменная индивидуальная работа по карточкам (задания на 15 минут).
б) Необходимо угадать, кому принадлежит высказывание, пояснить его смысл и угадать портрет философа.
в) Необходимо установить соответствие между высказываниями и философами (задание на 15 минут).
г) необходимо раскрыть основные идеи темы «Человек и Бог»

3 тип задания: Тестирование в программе «экзаменатор» по разделу «Человек как основная проблема философии».-15 минут.

Устный опрос по теме: «Цивилизация и культура».
План.
1.Понятие цивилизации( идеи А. Фергюссона, Г.Т. Бокля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева).Гаврилова Т.
2.Сущность культуры (взгляды Цицерона, подходы к рассмотрению культуры). Алексеева Ю.
3.Особенности функционирования культуры. Филиппова А.

Оценивание ваших ответов будет осуществляться в конце урока по итогам вашей совокупной работы, соответственно будет оценка только повышаться за активное участие на занятии.

Объяснение нового материала.
Тема: «Ценности в духовной культуре человечества».
План.
1.Аксиология как учение о ценностях.
2.Ценность в исторических типах философии.
3.Измерение ценностей.
4. Эмоции, воля, вера, сомнение, идеал – как характеристики ценностной ориентации.

1.Аксиология как учение о ценностях.
В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях. 
Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», животные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно). Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа: «Что есть благо?» Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем. 
Ценности- спорный и неоднозначный термин. Проблема ценностей связана с вопросом о смысле человеческого бытия. Столь модная ныне формула " смысл жизни" (одним из первых ее ввел Ф Ницше) включает в себя вопросы- что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна? 
Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать"; "Скрижаль высших благ висит над каждым народом. Вглядись, то скрижаль его преодолений...То похвально, что ему трудно дается; что непреложно и трудно, то называет он добром; а что из крайней нужды вызволяет : самое редкое, самое трудное он нарекает священным" И потому у каждого народа свои, особенные ценности- "хочет он сохранить себя, так не должен он оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что одобрял один народ, в глазах другого было посмешищем и позором...Впрямь , люди сами дали все их добро и зло...Человек впервые вложил ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал смысл вещей и человеческий смысл!"
Как вы думаете, что этими словами хотел сказать Ницше?
Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.
Известна история с Павликом Морозовым. Вспомните ее из истории. (Долматова И.).
Для одних – это ценность семьи, для других - ценность Бога, для третьих –дружба. Следует отметить, сколько людей, столько и будет мнений по поводу ценностей. 
Давайте ознакомимся с вашими ценностями жизни. Для этого вам было дано домашнее задание написать сочинение – размышление на тему «Мои ценности в жизни». Я проверила их, наиболее полно отражающие философские размышления это сочинения: Долматова И., Бронникова Е.
Всем за работу над сочинением поставлю «отлично».
Что непонятно? Задавайте вопросы по теме?
Ответьте на вопросы:
1. Что такое аксиология?
2. Как понимаете ценность?

А теперь приступим ко 2му вопросу темы. Как он звучит? (ценность в исторических типах философии).


2.Ценность в исторических типах философии.
Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далекo не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности. 
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал (справка о Платоне его цитата.Михоян С.
«Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному».
Как вы думаете, что хотел сказать эти Платон?). 
Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго. 
В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Яркий тому пример, философия А. Августина (справка о Августине- Елисеев Ю., его цитата. 
А. Августин: «Бог выше всяких определений».
Как вы думаете, что хотел сказать эти Августин?). Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека. 
В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант Именно Кант «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. (справка о Кант- Петрова В., его цитата.
И. Кант: «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены». 
Как вы думаете, что хотел сказать эти Кант?).

К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности. Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. (Вспомните из истории философской мысли – что такое феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм)
Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении. 
Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д. Также как и каждый из нас имеет свои ценности жизни. 
Что непонятно? Задавайте вопросы по теме?
Ответьте на вопросы:
3. Охарактеризуйте понимание ценности в исторических типах философии:
Античность, средние века, Новое время, Новейшее время.

А теперь приступим ко 3-му вопросу темы. Как он звучит?
3. Измерение ценностей.
Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Педагоги, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.

С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. 
В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал. 
Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это).
Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки. 
Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами. 
Что непонятно? Задавайте вопросы по теме?
4. Раскройте измерение ценностей.
5. Как вы понимаете лингвистическое и цифровое измерение?

А теперь приступим ко 3-му вопросу темы. Как он звучит?
4. Эмоции, воля, вера, сомнение, идеал – как характеристики ценностной ориентации.
В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для утверждения присущих ему ценностей. 
Итак, все или почти все компоненты духовного мира человека являются знаками его, человека, ценностей. Это не противоречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде. 
Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешними раздражителями, проводят различие между чувствами и эмоциями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентированы на сам раздражитель и не содержат ценностные компоненты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их ценностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклонение — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции человека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни. Известны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть человека. Что касается понятия чувств, то это представление об эмоциях без их ценностного содержания. 
Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.
В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Религиозная вера часто рассматривается как результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании. Для философа К. Ясперса философская вера — результат философствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом. Великий Декарт также был вполне последовательным, когда рассматривал приверженность философов к сомнению как необходимую черту успешного философствования.
Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новая вера. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке мы находим идеал. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель — это предвосхищение результата социального действия. Идеал — это высшая ценность и ей соответствующая цель. Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конечной цели, если она находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе которого написаны и еще будут написаны тома. Мир утописта всегда беден философствованием, а потому наполнен забвением одних ценностей и необоснованным «выпячиванием» других. Одни утописты признают примат свободы, другие не видят ничего, кроме справедливости, третьи признают исключительно общественную собственность, четвертые, напротив, насаждают везде частную собственность. Идеалы — это высшие ценности. 
Таким образом, идеалотворчество, если оно осуществляется недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешногоидеалотворчества необходима развитая, современная философия. 
Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касается современного гуманизма, то он ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная планетарная общность людей. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность. 
Будьте терпимыми друг к другу!
До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процессе совместной жизни складываются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности. Но даже в этих условиях неодинаковость ценностей людей различных возрастов, полов, образования, происхождения постоянно дает о себе знать. Можно ли согласовать ценности различных людей? До известной степени. Достигается это во взаимоуважительном обмене мнениями, дискуссии, налаживании диалога. Делать добро – вот высшая ценность которая должна быть для любого человека является главной характеристикой человеческой культуры.
Что непонятно? Задавайте вопросы.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие компоненты составляют ценностную характеристику человека?
Домашнее задание
 Материал учебника «Основы философии» Канке В.А. стр. 133-139.
 Поразмышляйте и ответьте на такой вопрос: «Как вы думаете изменяться ли ваши ценности со временем?» Сделайте себе заметку на будущее, чтобы сравнить ценности разных периодов вашей жизни. Обоснуйте свой ответ.
 Записать в словарь новые имена философов, их главные идеи. 
 Используя Официальный сайт Российской академии наук http://www.philosophy.nsc.ru/ выпишите цитаты философов о ценностях.

 

Подведение итогов работы на уроке:
• 1. Оценки за устный ответ:
• 2. Оценки за работу по карточкам:
• 3. Оценки за тестовый контроль:
• 5. Оценки за подготовку докладов, активную работу на уроке:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!