Автор: Готовцева М.М, учитель начальных классов МКОУ «Сордоннохская СОШ», тел. 84115425580
Аннотация: данная разработка урока используется на уроке во 2-м классе в рамках темы II четверти: «Числа от 1 до 100» (по учебнику УМК М.И.Моро). Обучающиеся закрепляют умения выполнять устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, решать текстовые и геометрические задачи. На уроке используется игра – путешествие по планетам, которая оптимизирует образовательный процесс, облегчая подачу материала. Во время урока проводятся разные физминутки. Музыкальное сопровождение придаёт эмоциональность. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов.
Предмет: математика.
Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100»
Класс: 2-й.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» 1-ая часть, 2-й класс. Под редакцией М.И.Моро, Москва «Просвещение», 2010, стр.63
Время проведения: 45 минут.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование (средства): мультимедийный комплекс (ПК + ИД), листы с заданиями для детей, схема задачи, сигнальные карточки, лист путешественника, карточки с геометрическими фигурами, карточки «Реши сам»
Ключевые слова: математика, открытый урок, путешествие, дружба.
Сведения о наличии электронных приложений: презентация MikrosoftPowerPoint.
Использованные Интернет-ресурсы:
http://www.deloforum.ru/lofive
http://www.radostmoya.ru/proje
http://www.mnogosmexa.ru/pictu
http://crbfgf34jkdb.eu5.org/8/
http://www.pillsnoprescription
Задачи урока:
-совершенствовать умение использовать устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100; закрепить умение решать текстовые и геометрические задачи;
-развивать ОУУ и Н: интеллектуальные умения детей: сравнивать математические объекты, полученные результаты с исходными, анализировать, умение рассуждать; организационные: понимать учебную задачу, поставленную учителем, проверять свою работу по образцу, правильно оценивать её; формировать познавательный интерес детей к математике;
-воспитывать уважение к родному краю, коллективизм, умение сотрудничать.
План урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим!
2.Постановка цели и задач урока.
– Дети, вы любите путешествовать? (1 слайд)
- А где вы бывали?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.
- Целью нашего путешествия является повторение устных приемов сложения и вычитания в пределах 100, и конечно будем решать задачи.
-На чём мы отправимся в путь? Отгадайте. (2 слайд)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (ракета)
-Ждёт нас быстрая ракета (3 слайд)
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
- Значит, полетим мы путешествовать на чем?(на ракете) (4 слайд)
-Путешествуя, люди ведут записи в дневниках наблюдений, а нашим дневником, будет лист путешественника. В нём вы будете выполнять задания, и оценивать свою работу и работу своего соседа.
-О чём нужно помнить в путешествии? (Не отставать от группы, выручать товарища, помогать друг другу, быть дружными…)
-Ребята! У кого возникнут трудности, подайте красный сигнал (светофорыу вас на партах).
- Для того чтобы отправиться в путь, предлагаю провести интеллектуальную разминку.
3. Интеллектуальная разминка.
Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени будут вариться 5 яиц?
Во 2-а – 10 девочек. Во 2-в – 14 девочек. На сколько девочекбольше во 2-в, чем во 2-а?
Росли две берёзы. На каждой берёзе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок росло?
Второклассник Петя стоит на двух ногах и весит 22кг. Сколько будет весить Петя, когда встанет на 1 ногу?
- Молодцы! Вот теперь в путь! (5 слайд)
4.Устный счёт: актуализация знаний.
а) Счёт от 1 до 20 и обратно:(6 слайд)
-А теперь приступим к заправке двигателя.
-Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта!
б) Работа с числовым рядом:(7 слайд)
-Вместе с нами будут путешествовать сказочные герои. Давайте построим их в порядке возрастания их номеров:
8, 11, 27, 34, 40, 57, 75, 80.
-Кто стоит между № 27 и №40? Какой у него №?(заяц№34)
-Кто стоит после №57? Какой у него №? (Винни- Пух №75)
-Кто стоит перед №34? Какой у него №?(Буратино №27)
- Кто стоит перед №57? Какой у него №? (Кот в сапогах № 40)
- Кто стоит после №8? Какой у него №? (Колобок № 11)
-Какое число лишнее? Почему?(8-оно однозначное)
-На какие две группы можно разделить эти числа?(Однозначные идвузначные)
Сказочные герои совершают посадку в ракету.
в)Повторение состава числа 15.(слайд 8)
-Давайте запомним этот радостный день. Сегодня 15 февраля. Наберём число 15 на панели управления ракетой.
9 5 7 6
4 2 6 4
8 2 3 2
10 1 5 3
г) Обратный счёт 10 -0. (слайд 9)
-Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Хотим к звёздам полететь
И на Землю посмотреть.
-К старту ракеты приготовились:
10.9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 пуск! Полетели!
д) Чистописание. Пишем числа 80 и 15
-Наша ракета пролетает мимо планеты Чистописание. (10 слайд)
- Но сюда мы попадём только при условии, если вы ответите мне на вопросы о родном крае.
- Вы, наверно знаете, что этот год, для нас с вами, насыщен Юбилеями.
- Сколько лет исполнилось в нашей школе? (80 лет)
-Сколько лет исполнилось танцевальному коллективу «Саhар5а»? (15 лет)
- Молодцы! Знаете историю.
- Кто догадался, какие числа мы будем прописывать? (80 и 15)
- Заполните лист путешественника. (1 задание)
(Наблюдаю за работой детей.)
- Делайте это старательно!
- Молодцы! Я вижу, что вы все умеете правильно писать цифры! Оцените свою работу зелёным кружочком!
- Наш космический корабль продолжает своё путешествие.
5. Математический диктант. (3 минуты)
Повторение приёмов устного сложения и вычитания в пределах 100.
-Мы пролетаем мимо второй звезды.
- Заполните лист путешественника (задание 2)
- Найдите значения выражений.
-Запишите число, в котором 6 десятков и 5 единиц. (65)
-Запишите число, которое следует за числом 29. (30)
-Запишите число, которое стоит перед числом 90. (89)
-Какое число получится, если 20 увеличить на столько же единиц? (40)
-На сколько надо уменьшить 25, чтобы получить 20? (5)
-На сколько надо увеличить 10, чтобы получить 16? (6)
(Проверка у доски.)
- Оцените свою работу!
- Запишите этот ряд чисел в порядке возрастания.
- Обратитесь к соседу! Посоветуйтесь!
(Один ученик выполняет у доски.)
- Кто выполнил правильно, нарисуйте на листе путешественника зелёный кружочек, а у кого были ошибки - красный.
- Мне понравилось, что вы знаете состав чисел в пределах 100, умеете правильно записывать числа. )
6. Работа с геометрическим материалом.
-Летим дальше.(11 слайд)
-Ребята, здесь очень опасно! Здесь много углов! Будьте внимательны и осторожны!
- Какая фигура не может жить здесь? (Круг.)
- Почему? (Не является многоугольником.Нет углов, нет сторон)
- Давайте проверим!
- Ребята. Посмотрите, а на ваших листках многоугольники такие грустные. Каждая фигура мечтает узнать свой периметр, но никто из них не умеет это делать!
- Давайте поможем!
-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника.)
- А можем сразу сказать, чему равен периметр? (Нет.)
-Что нужно сделать? (Измерить длины их сторон.)
(Два ученика работают у доски.)
- Давайте проверим!
- У кого так? Оцените выполненное задание.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете геометрические фигуры, умеете находить периметр и поэтому, нам разрешено двигаться дальше.
7. Физминутка. Разминка для глаз с музыкальным сопровождением. (1 минута)
- Зажмурьте глаза, а потом откройте.
- Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно (5 раз).
- Зажмурьте глаза, а потом откройте.
8. Обобщение.(слайд 13)
1. Решение выражений со скобками. (7 минут)
- Чтобы реку переплыть,
Нужно без ошибок все решить!
- Ребята, здесь мы должны показать не только, как мы умеем считать, но и как мы умеем правильно читать математические выражения.
- Запишите выражения и решите их на листе путешественника.
(45 – 20) +3 = 70 – (10 +40) =
(18 +40)- 5 = 20 + (56 – 10) =
- Правильно ведите запись цифр!
(Проверка у доски.)
- Оцените свой труд!
- Молодцы, мои путешественники! Вы хорошо считаете, умеете правильно читать сложные математические выражения.
- Ой, смотрите, дети! Перед нами планета «Отдыхай». А какое путешествие без отдыха!
9.Физминутка. (слайд 14)
-Пролетаем мимо созвездия.
–Как оно называется? (Большая и Малая медведица)
-Давайте вместе с ними отдохнём.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили:
Вот так, вот так
Головой своей кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они устали.
Тихо сели, отдыхали.
10. Решение задачи (в учебнике с. 63 №16)(слайд 15)
-Летим к следующей планете. Прочитайте её название. (Планета Задачка)
-Прочитайте условие задачи.
Утром в магазине было 30 кг.картошки, а вечером осталось 10 кг. Сколько килограмм картошки продали за день?
-Что известно в задаче?
-Что неизвестно?
-Какие слова возьмём для краткой записи?
-Подставим данные в краткую запись. (слайд 16)
Было – 30 кг.
Продали - ? кг.
Осталось – 10 кг.
-Запишем решение задачи на листе путешественника самостоятельно.
-Проверим решение задачи. Незнайка и Буратино тоже решали эту задачу.
-Кто из них решил верно? (Буратино)
-Почему? (Нельзя продать больше килограмм, чем было в магазине)
Незнайка Буратино
30+10=40(кг) продали
Ответ: 40 кг 30-10=20(кг) продали
Ответ: 20 кг
11) Физминутка
Что мы видим впереди? (слайд 17)
Отдохнём вместе с ней.
А в небе плавает Луна,
В облака зашла она.
1,2,3,4,5
Можем мы Луну достать,
6.7,8,9,10
И пониже перевесить.
10,9,8,7
Чтоб Луна светила всем!
12) Самостоятельная работа. (слайд 18)
-Впереди у нас последняя планета Реши Сам. Там нас ждёт важное задание. Нам необходимо его выполнить, а затем успешно вернуться на Землю.
По вариантам решают предложенные учителем задания:
1 вариант.
+ 15 = 20 30 – (7 + 5)=
15 - = 8 (16 +4) – 22=
2 вариант.
- 9 = 7 15 – (31 – 30)=
90 + =100 18 – (10 – 1)=
13. Итог урока. (3 минуты)
- К сожалению, путешествие наше подходит к концу. Нам с вами еще много придется путешествовать по планетам Математики в поисках новых знаний.
- В дороге мы с вами вели листы путешественника. Давайте посмотрим, как мы потрудились: кому было легко, а кто испытывал трудности.
- Посчитайте зелёные кружки на своих листах.
- У кого 7 кружков, поднимите руку. Молодцы! Для вас путь был лёгким!
–У кого 6-5 – у вас были трудности, с которыми мы будем разбираться.
- А у кого 4-3 кружка? Вам, дети, нужно особо потрудиться и научиться преодолевать эти трудности.
- Что вам понравилось в путешествии?
- Что нам помогало в путешествии? (ДРУЖБА.)
- Недаром говорят: «Человек без друга - что земля без воды».
- Помогайте друг другу! Берегите друг друга! Вам ещё долго учиться вместе!
- Я благодарю каждого из вас за работу на уроке! Спасибо! Молодцы!
14. Домашнее задание. (1 минута)
- Для закрепления, ребята, вас планеты Математики просят поработать над примерами на стр. 63 №19. (слайд 19)
- Урок закончен!
- Сдайте мне, пожалуйста, листы путешественников! (слайд 20)
Использованная литература:
1.О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.
2. 3.В.И.Ковалько «Школа физминуток (1-4 классы)» - М.: ВАКО, 2005.