Двадцать восьмое ноября. Классная работа.
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова. Подготовка к выполнению задания №8 на ЕГЭ».
Цели урока:
- 1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием.
- 2. Уметь применять данное правило на письме.
- 3.Освоить алгоритм выполнения задания № 8 на ЕГЭ
Проверка домашнего задания (Упр. №2), «орфоэпическая минутка»
Упр.2 (Проверить безударную гласную родственным словом,вставить пропущенные буквы)
Зап…вать песню-зап…вать лекарство, пол…скать белье-пол…скать ребенка, ст…рожил дом-ст…рожил дома, благосл…вить на подвиг-просл…влять героя.
вОвремя или воврЕмя?
донЕльзя или дОнельзя?
Словарный диктант (по упр.3)
Ск…птичный, гориз…нтальный,
р…скошный, п…хучий, бл…годенствие,
конс…рвировать, г…ниальный, оп…лчение, пост…жение, укр…щать, насл…ждение, с…вестливый,
зак…ренелый, пок…яние, препод…ватель, землетр…ясение
Принципы русской орфографии
- Морфологический
- Фонетический
- Дифференцирующий
- Традиционный
Работа по теме. Стр.109 пособия для подготовки к ЕГЭ. Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:
- от суффикса, следующим за корнем;
- от ударения;
- от буквы, следующей за гласной;
- от значения слова.
- Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.
1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. - бир /-бер, - блист / -блест, - дир /-дер,
- жиг /-жег, - мир /-мер, - пир /-пер, - стил /-стел,
- тир /-тер, - чит /-чет
-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-
стИр А ть - стЕреть
расстИл А ется - расстЕлить
2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:
занИМ А ть - занять
сжИМ А ть – сжать
3. –кас- /-кос, -лаг- /лож пишется -а-, если есть суффикс -а-
кАс А ться - к О снуться
предл А г А ть – предл О ж ить, предл О г
2. Написание гласных, зависящее от ударения
1. под ударением пишем -а- в корне -гар- , без ударения -о- в корне -гор-:
заг А р – заг О р Е ть
2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:
з а р Я , з а рн И ца, но: з О ри, з А рево зависят от произношения.
3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о- , под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:
покл о н И ться, кл А няться, но: покл О н
тв о р И ть, тв А рь, но : затв О р, притв О ра, У тв а рь
4. -плав-/-плов- в безударном положении -о-
пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха , но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: попл а в О к, пл а вн И к
3. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
- -раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ , в остальных случаях -о- :
р О сла, р А сти, но : росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.
2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К , -о- перед Ч в безударных корнях:
ск АК ать, вск ОЧ ить, но: ск АЧ ок, ск АЧ у.
4. Написание гласных, зависящее от значения слова
1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:
-мак- -погружать в жидкость, -мок- -
пропускать жидкость:
м А кать в хлеб, пром О кашка
(пром О кательная бумага)
2. -равн- пишем -а- в значении « р А вный , одинаковый»;
-ровн- пишем -о- в значении « р О вный , прямой,
гладкий». Но: р А внина, р О весник, пор О вну, ур О вень
– слова-исключения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Проверим себя!
Какие орфограммы мы изучили?
От чего зависит выбор гласных в корне?
Какие есть слова-исключения?
Слова для проверки:
- сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый.
Алгоритм:
1. Вижу безударную гласную.
2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:
- проверяемая;
- непроверяемая;
- чередующаяся.
3. Вспоминаю условие написания для данного вида.
Задание формата ЕГЭ
- Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- рез..денция
- щ..бетать
- р..месло
- Ск…кать
- узн..вать
- Ответ: _____
Практическая часть.
Стр.112-113 в пособии для подготовки к ЕГЭ,
задания с 1 по 5,.
Домашнее задание
- 1. Выучить параграф № 20 в учебнике или стр.109-110 в пособии для подготовки к ЕГЭ.
- 2. Упр.4,5,6,7 из «Практикума по орфографии и пунктуации»
Используемый материал:
- Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011: Русское слово. Рекомендован Министерством образования и науки РФ;
- Сайт учителя русского языка и литературы http://perova3.jimdo.com/ ;
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ ;
- ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.ru/ ;
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ .