«Самоанализ открытого урока по физической культуре»
Урок проводился в 11 классе. Присутствовало, согласно списочному составу, 16 человек. Из них: 7 юношей и 9 девушек. Их физическая и психологическая подготовка соответствует возрасту. Учащиеся готовы к уроку: все одеты в спортивную форму, владеют необходимой терминологией.
Весь необходимый спортивный инвентарь в наличии. Зал проветрен. Температура и освещение соответствуют требованиям.
Данный урок относиться к разделу «Спортивные игры» (волейбол).
При его планировании были учтены медицинские группы обучающихся (основная), их физическое, психо-эмоциональное состояние и индивидуальные способности.
По типу урок комбинированный:
- изучение нового материала (подвижные игры на базе техники игры в волейбол);
- закрепление, повторение ранее пройденного (технические приемы).
Технологическая карта урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Урок начался вовремя, с построения. Ясно и четко были объявлены цель и задачи урока.
Цель занятия: Обучение игре «Волейбол».
Задачи:
Предметные:
Закрепить навыки обучающихся в технике приема и передач мяча сверху и снизу двумя руками через игровые упражнения;
Способствовать развитию координационных качеств, быстроты реакции и ловкости при выполнении технических приемов в волейболе.
Метапредметные:
Развивать умение контролировать и давать оценку своим действиям;
Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности.
Личностные:
Воспитывать дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, силу воли, взаимовыручку, чувство коллективизма.
В структуре урока можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свою целевую установку:
1. Вводно – подготовительный этап. Цель: обеспечение психологической и морфофункциональной готовности обучающихся к решению задач основной части занятия. Эта часть урока длилась 8 минут. Используемые в разминке общеразвивающие упражнения проводились в движении. В процессе их выполнения были задействованы все основные группы мышц. Далее, обучающиеся работали с набивными мячами, что способствовало развитию координационных способностей и укреплению мышечно-связочного аппарата кистей и пальцев рук.
2. Основная часть урока. Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся. Эта часть урока продолжалась 20 минут. Обучающиеся работали с волейбольными мячами в парах, тройках, группой, индивидуально, выполняя разнообразные игровые задания – это и были подготовительными упражнениями для нападающего удара.
Учитель объясняет новый материал, демонстрирует его учащимся.
Учащиеся пробуют повторить прием, выполняют тренировочные упражнения.
Затем состоялась учебная игра с подачей, с розыгрышем мяча, с переводом мяча двумя руками сверху или снизу, с нападающем ударом- закрепление нового материала и повторение пройденного.
3. Заключительная часть урока. Цель: постепенное снижение функциональной активности организма, приведение его в относительно спокойное состояние. Длительность этой части урока - 2 минут. На этом этапе: был проведен разбор игровых заданий; отмечены обучающиеся, демонстрирующие лучшие технико-тактические умения и указаны допущенные ими ошибки; выставлены оценки; проведена рефлексия. Обучающимися было получено домашнее задание.
Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
На уроке применялись современные образовательные технологии:
здоровьесберегающая технология стимулирующего (адекватные физические нагрузки) и защитно-профилактического (соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований, страховка и самостраховка) направлений, игрового моделирования, уровневой дифференциации, личностно-ориентированного и проблемного обучения, обучения в сотрудничестве.
На уроке использовались следующие методы: наглядного восприятия (показ, демонстрация), практический, частично-регламентированный (выполнение игровых заданий), метод стимулирования и мотивации и др.
Предлагались разнообразные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
В процессе проведения урока были применены основные принципы организации обучения: деятельностного подхода (активное обучение, проявление инициативы); опоры на индивидуальные особенности каждого ученика; саморазвития; гуманных отношений (доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в решении поставленной задачи) и др.
Использовались следующие средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядные пособия (технологическая карта урока) спортивный инвентарь (мячи волейбольные, набивные, сетка, свисток, секундомер).
В процессе урока наблюдалась мотивация обучающихся на занятие: им нравится волейбол, они хорошо освоили технические и тактические действия, умело используют полученные умения и навыки, с желанием включаются в учебный процесс с целью их дальнейшего совершенствования. Контроль над выполнением заданий на протяжении всего урока осуществлялся в основном путем поощрений. Стиль общения с обучающимися - доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся продемонстрировали умение взаимодействовать в группах.
Разнообразие форм и методов построения уроков повышает у обучающихся интерес к дальнейшим занятиям волейболом.
Считаю, что активность обучающихся на уроке была на достаточно высоком уровне. Это, на мой взгляд, обусловлено тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все, что планировалось, выполнено в полном объеме. Результаты, на мой взгляд, оптимальны. Считаю, что урок поставленной цели достиг, задачи решены, и они работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки могут быть использованы в дальнейшей соревновательной деятельности.