СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 11 классе на тему " Обособленные обстоятельства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой план открытого урока по русскому языку в 11 классе, проведённого на муниципальном этапе конкурса " Учитель года-2018". Тема урока - " Обособленные обстоятельства". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 11 классе на тему " Обособленные обстоятельства"»

Тема: «Обособленные обстоятельства».

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об обособленных членах предложения с целью подготовки к ЕГЭ;

-Совершенствовать умение применять полученные знания на практике;

-Повторить правила пунктуационного и синтаксического разборов;

-Повторить некоторые аспекты лингвистического анализа стихотворного текста.

Тип урока: интегрированный, повторительно – обобщающий с элементами исследования.

Форма урока: коллективно –групповая, индивидуальная.

Задачи урока.

Обучающие:

1.Учить самостоятельно добывать знания.

2.Формировать умения и навыки обобщения изученного.

Закрепить некоторые аспекты анализа стихотворного текста.

Развивающие:

1.Развивать познавательные и исследовательские умения и навыки учащихся.

2.Развивать умения и навыки логического мышления, культуры речи, использования выразительных средств языка.

3.Развивать умения орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Воспитывающие:

1.Воспитывать уважение к мнению других, требовательность к себе, умение защищать свои убеждения.

2.Создавать на уроке творческую атмосферу.

3.На основе художественных текстов формировать нравственное мировоззрение учащихся.

Ход урока.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую вас, и хочу представиться. Зовут меня Османова Разият Камалудиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в Аймаумахинской средней школе.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».


На сегодняшнем уроке все будет зависеть от вас, насколько вы освоите тему и сможете ее применить на экзаменах.

Осень. У вас сейчас такая пора, которую можно назвать золотой. За окном поздняя осень. Но у вас ,я думаю, радостное настроение, поделитесь радостью друг с другом, и она вернется к вам в стократном размере.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной….

Чьи это строки?

Какие чувства они вызывают?

А мы, читая Пушкина, становимся лучше, в нас обостряются самые светлые, самые добрые чувства. Мы должны знать наш прекрасный, могучий язык, на котором разговаривал и творил наш великий предок

Сегодня А.С Пушкин будет нашим проводником в мире языка.

Повторение изученного.

Итак, давайте немного повторим изученное вами на предыдущих уроках, поработаем над текстом этого стихотворения.

- вставьте знаки препинания, чем осложнено 1 предложение?

- чем выражено обособленное определение?

- какие члены предложения называются обособленными?

Работать вы будете в группах в парах и индивидуально. На столах лежат ваши дорожные карты с описанием маршрута нашего урока. Вы будете работать по ним и после каждого выполненного задания оценивать себя, ставя себе оценки в графе « оценка».

2.Орфоэпическая разминка.

Августовский, артиллерия, апостроф, аристократия, асимметрия, афера, баловать, бармен, банты, благовест, благовестие, бочковый.





3. “Корзина” понятий

Метод:  информация для размышления

Составим корзину понятий.

Дайте объяснение ключевых понятий:

“Обособление”, “Обособленные члены предложения”, « Обособленные определения»,

4.Работа в группах

( кейс-метод)

Я даю вам карточки с заданиями , а вы должны понять, какая проблема перед вами поставлена, и попытаться её решить. А пока, скажите, пожалуйста, где учился Пушкин? Можете ли вы подобрать синоним к этой фамилии?( ответы учащихся).

Мы прогуляемся по прекрасному парку Царского села,

Посетим некоторые уголки парка, где все живо воспоминаниями о поэте.

( Виртуальная экскурсия по Царскосельскому парку).

1)Первая группа поработает над стихотворением Пушкина

« Царскосельская статуя». Вставьте, где нужно, знаки препинания. Найдите обособленный член предложения, определите, чем он выражен. Определите значение слова

*Урна

2) Вторая группа посетят Камеронову галерею. Попробуйте описать это архитектурное творение, похожее на античный храм. Используйте обособленные и необособленные члены предложения.

Можно использовать выражения:

*Украшая причудливой резьбой

*Притягивая взгляд

* Поддерживая мраморными колоннами

*Виднеясь в просвете

Объясняют значение слова:

*Дриада

3-я группа работает над предложениями. ( Вставьте, где нужно, знаки препинания, объясните их постановку).

Река пенилась вздымая валы.

Листья падая шепчутся.

Задачу я решил шутя.

Сережа бежал сломя голову.


Перед повторением материала ставлю задачу:

Самостоятельно составлять таблицу обособления обстоятельств. Результаты в конце урока.


5. Повторение материала. Анализ предложений

Мы вспомнили основные способы обособления и необособления обстоятельств, что поможет нам анализировать более сложные предложения, которые взяты из тестов ЕГЭ.

Работа у доски. ( как игра « Кто хочет стать миллионером»).

И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, послушать, подождать.

(Деепричастный оборот после сочинительного союза всегда обособляется).

Вопрос группам. Что здесь соединяет союз и? нужно ли обособлять деепр. оборот? ( Да, нужно).



Коллективный анализ текста.( текст записан на доске, прочитать, расставить пропущенные знаки препинания).

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,-

Тем более, что жизнь короткая такая.

Булат Окуджава

1.Объяснить знаки препинания и составить схемы обособлений.( 2 ученика работают у доски) (Деепричастный оборот всегда обособляется после подчинительных союзов)

3-я группа « Эксперты».( Подбирают слова для обоих команд для подбора синонимов и объяснения лексического значения, проверяют правильность выполнения заданий участниками команд).

Например

2.Подобрать синонимы к слову с полуслова. (с полувзгляда, с полнамёка, моментально).

3. Какова основная мысль текста? Подчеркнуть ключевые слова.(понимать, потакая, с полуслова)

4.Лексическое значение слова потакая.( уступая, понимая, потворствуя)

Вопрос от учителя:

5. Изменится ли смысл предложения, если переставить деепричастный оборот? (Нет, т.к. деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения).




Работа у доски.

Синтаксический разбор 1-го предложения.

Пунктуационный разбор(записываем под диктовку)

(а когда прочитал её)

Я мечтал прочитать эту книгу, а прочитав её, разочаровался.


Можно ли перенести деепричастный оборот в другое место без союза а? Почему? (Если невозможно оторвать союз а от деепричастия или деепричастного оборота, а сам деепричастный оборот нельзя перенести в другое место, не нарушив структуры предложения, то запятая после сочинительного союза не ставится. Прочитал её и разочаровался.)

Замените деепричастный оборот синонимичным придаточным предложением. Ставится ли запятая после союза а? (Нет, нарушается структура предложения)

Около деревни протекает река, перейдя которую попадаешь в лес.

Есть ли обособление в этом предложении? ( Нет.Деепричастие + зависимое слово которую входит в состав придаточного определительного, и обособления не происходит)

Устное сравнение предложений

(Запись на доске. Знаки не расставлены.)

1.От какого условия зависит обособление? Расставить, где надо, запятые и прокомментировать.

Он говорил запинаясь.(Говорил с запинкой. Говорил и запинался.)

Он добавил, запинаясь, несколько слов.

Он добавил несколько слов, запинаясь.(имеет самостоятельные глагольные признаки).

В 1-ом предложении одиночное деепричастие не обособляется, т.к. стоит в конце предложения, примыкает к сказуемому и приобретает обстоятельственное значение наречия, можно заменить наречием. Во 2-ом – обособляется, т.к. стоит в середине предложения и выделяется интонацией).

2. Переставить деепричастие в начало предложения .Произойдёт обособление? От каких условий зависит обособление в данных предложениях? ( От места расположения деепричастия в предложении и от интонации)

3.Списать с доски фразеологизмы, придумать и записать 1 предложение с любым фразеологизмом. Происходит ли обособление? (фразеологические обороты не обособляются).

Сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, разиня рот, повесив нос, очертя голову, не покладая рук, не разгибая спины, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце) .


6. Задание повышенной сложности

1-я группа

(Под диктовку записываем предложение и делаем пунктуационный разбор).

(Уточняет когда ) Начиная с понедельника работа будет продолжена.

По совести говоря, я не был готов к ответу.

Чем являются выражения: начиная с понедельника, по совести говоря?

Докажите свою точку зрения и сделайте пунктуационный разбор.

(Деепричастие начиная утратило глагольное значение и перешло в другой разряд – в производный предлог, образованный из деепричастия. Предлог входит в вопрос: «Начиная с какого времени?»

По совести говоря – фразеологизм, образованный из деепричастного оборота. В предложении он употребляется в роли вводного слова, которое можно заменить другими вводными словами: по правде говоря, итак, иначе говоря. В данном предложении вводное слово имеет значение экспрессивности. Обособления как при деепричастном обороте не произошло потому, что деепричастный оборот утратил глагольные признаки и стал фразеологизмом, который приобрёл функцию вводного слова, а вводные слова всегда выделяются запятыми.)

2-я группа (пунктуационный разбор)

Конструирование предложений(устное задание)

Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушёл. Почему замена здесь невозможна?

(Здесь в главном и придаточном предложениях 2 разных подлежащих и 2 основных действия, добавочного действия нет).

Как можно изменить предложение, сохранив смысл?

Приехав на станцию, мы увидели, что поезд уже ушёл.


Сравните предложения (Запись на доске)

Какое более благозвучно? Почему?

После того как я выполнил задание, пошёл гулять.

Выполнив задание, я пошёл гулять.

(2-е предложение, т.к. оно более сжато, поэтому звучит энергичнее, выразительнее. Такие предложения обычно носят книжный характер. Их достоинство в лаконичности, краткости, выразительности. )





7. Обобщение материала

1.Перечислить условия обособления обстоятельств, опираясь на материал урока и на правила учебника.

2.Когда обстоятельства не обособляются?

3.Какой материал для вас был труден? Почему?

3.Что вы пропустили? Сравните свои ответы с таблицей. (Вывешиваю таблицу).





Обстоятельства

Обособляются Не обособляются

1.Всегда распространённые и 1.Деепричастия, близкиепо

нераспространённые, выраженные функции к наречиям образа

деепричастными оборотами и действия.

деепричастиями, независимо от места 2.Если деепр. оборот выступает

по отношению к глаголу-сказуемому. в качестве однородного члена в

одном ряду с необособленными

обстоятельствами.

2.Стоящие после сочинительных и 3.Если представляют собой

подчинительных союзов.фразеологизмы.


3.Стоящие в начале или в середине 4.Стоящие в конце предложения

предложения и сохранившие и приобретающие признаки

глагольные признаки.наречия.

5.Утратившие глагольные

признаки и перешедшие в

разряд вводных слов или

производных предлогов.

Какое самое основное условие обособления? (правильная интонация)


8. Проверочная работа

(Дифференцированные тесты по группам) (Можно пользоваться таблицей).

1-я группа

Есть ли в предложении пунктуационные ошибки?( а).да; б).нет

1.Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2.Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3.Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем.

4.Я трепещу всё время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

5.Учитель быстро и, не ожидая ответов, забросал школьников вопросами.

6.Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7.Схватив удочку, Павка дёрнул её и, оборвав зацепившуюся леску, выскочил на дорогу.

8. В тихий вечерний час хорошо бы постоять в лесу, молча.

9.Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10.Матьдумая, что опоздает, явилась на вокзал за целый час.

(Ответы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7б, 8а,9б, 10а.)



Немного о ЕГЭ. ( Работа в группах).

1.  Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (17)Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на. (20)Ещё не по­ни­мая серьёзно­сти по­ло­же­ния, я замер и ис­пу­ган­но смот­рел на отца, на со­се­да-лётчика, ко­то­рый пы­тал­ся до­стать книгу. (21)Через ми­ну­ту уже весь вагон по­мо­гал нам.


2. Среди пред­ло­же­ний 18—21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (18)Ва­лер­ка по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные при­кос­но­ве­ния тёплого со­ба­чье­го языка: со­всем кро­шеч­ная со­ба­ка, а пры­га­ла так вы­со­ко! (19)Он про­тя­нул руки, под­хва­тил со­ба­ку, и она уткну­лась ему в шею, часто и пре­дан­но дыша.

– (20)Чу­де­са! – раз­дал­ся гу­стой, сразу за­пол­нив­ший всё про­стран­ство лест­нич­ной клет­ки голос. (21)Голос при­над­ле­жал щуп­ло­му не­вы­со­ко­му че­ло­ве­ку.


3.Среди пред­ло­же­ний 23–27 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (23)Летом 1942 года ребят впер­вые при­гла­си­ли на во­ен­ный крей­сер. (24)Они по­еха­ли на гру­зо­вой ма­ши­не, за­хва­тив му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и тан­це­валь­ные ко­стю­мы. (25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов, тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. (26)По щекам мо­ря­ков, не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (27)3нав­шие цену му­же­ству, мо­ря­ки ви­де­ли силу духа ле­нин­град­ских школь­ни­ков. 


9.Итоги урока

Выставление оценок с комментариями.





10.Задание на дом

Индивидуальное задание .

Анализ текста по вопросам.


Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив.

А.С.Пушкин.

Задания.

1.Какова композиция стихотворения?

2.Что вы видите и слышите, читая стихотворение?

3.Чем достигается такая живопись, что хоть бери кисть и рисуй?

4.Почему «торжествуя?

5.Объясните смысл устаревших слов.

6.Какие слова обозначают средства передвижения? Поясните их.

7.Как и почему летит кибитка?

8Запишите глаголы в порядке возрастания. Как называется этот приём?

9.О каком времени говорит слово »дворовый»?

10.Какова роль обособленных обстоятельств?


















МКОУ « Аймаумахинская СОШ».


Открытый урок в 11 классе,


проведённый на муниципальном этапе конкурса

« Учитель года – 2018».


Тема урока:





2017 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!