Директор МКОУ «Тарумовская «СОШ»
________________ /Гайтемирова М.Н./
Учитель Абдуллаева Р.М.
2017 -2018 учебный год
Тема: Формулирование обобщенного правила написания проверяемых согласных в корне слова.
Цель: развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний.
Формировать УУД: |
| Личностные: | широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; |
| Регулятивные: | умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. |
| Коммуникативные: | умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
| Познавательные: | умение осуществлять логическое действие обобщение. |
Планируемые результаты: |
| Предметные: | Представить в виде модели обобщенное правило проверки букв согласных в корне |
| Личностные: | имеет широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; |
| Регулятивные УУД: | Сознательно строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
| Коммуникативные УУД: | Сознательно строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. |
| Познавательные УУД: | Осуществляет логическое действие обобщение. |
Задачи урока: |
| Образовательные: | Развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написания. |
| Способствовать развитию: | умений сравнивать и выводить общие закономерности для отдельных правил правописания. |
| Воспитывать: | нравственные качества личности; доброжелательное отношение учащихся друг к другу; культуру речи. |
Ход урока.
1 .Орг.момент.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!
Правила посадки при письме.
2. Актуализация знаний.
- Запишем дату.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Минутка чистописания
Пп ппп Ппп па По по пр
1. Индивидуальная работа.
гиган ∙ ский сла ∙ кий
звёз ∙ ная моро ∙
грус ∙ ный зага ∙ка
мес ∙ ный стару ∙ ка
наез ∙ ник пиро ∙
чес ∙ ный бли ∙ кий
ярос ∙ ный кни ∙ ка
- На какие орфограммы пропущены буквы?
- Как вы действовали при выборе буквы?
2. Словарная работа.
Контрольное списывание
Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Словарное слово
Характер – психические и духовные качества человека.
Подберите однокоренные слова. Запишите их. Выделите в них орфограммы :
характерный, охарактеризовать, характеристика.
(свойственный кому – нибудь, чему – нибудь, описать, дать характеристику, описание достоинств и недостатков кого – л.)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
На слайде запись:
Какой может быть характер?
Характер (какой ?) властный, мягкий, чудесный
Назовите орфограммы.
- Что общего в зтих орфограммах?
- Чем отличаются?
– Как доказать, нужно или не нужно писать букву непроизносимого согласного? (Подобрать проверочные слова.)
Сегодня на уроке мы будем сравнивать эти орфограммы.
Сформулируйте цель урока.
(Научиться различать разные виды орфограмм-букв согласных, правильно писать слова с этими орфограммами.
ΙII. Развитие умений – применение знания.
Работа с учебником.
Упр. 93. стр. 68
Непроизносимые согласные.
Солнце, чудесный, прелестный, прекрасно, праздник,
Проверяемые согласные на конце слова.
Мороз, друг, долговяз, увяз, ночлег.
Проверяемые согласные в середине слова.
Коротко, близко, киска.
Удвоенные согласные.
Троллейбусы, Филипп.
Безударные гласные.
Ночлег, спешат, тигрёнок, в саду, посадил.
- Какое слово мы написали два раза? Почему?
- Какие слова мы не написали? Почему?
- Как вы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1, 2, 3, группы? (Одинаково)
- Прочитайте вывод на странице 69.
Составление алгоритма.
Алгоритм
Произнеси слово. Определи, есть ли в нём парный согласный звук или непроизносимый согласный звук.
Подбери однокоренное проверочное слово.
Напиши слово.
Обозначь орфограмму.
Физминутка для глаз
-Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.
Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник,
зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Проверка
Вестник , тростник , участник , яростный, устный
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
И что писать , неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
Физминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Работа в парах
Вот веселая наука
Говорит теперь : «А ну-ка!
Если понял и запомнил
Пропуски смелей запомни»
Со…..е, ме.….ый,
се…..е, радо..…ый
Взаимопроверка и самооценка
ΙV. Итог урока.
- Какую цель ставили?
- Удалось ли достичь поставленной цели ?
- Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке?
- Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?