План-конспект открытого урока по курсу
«Окружающий мир»
во 2-3 классе-комплекте
Тип урока: «Творческая мастерская».
Тема: В гости к осени. Солнце, растения и мы с вами.
Цели: Дать представление о харак- рассмотреть связь солнца, растений и
терных признаках осени в неживой людей; влияние солнечного цикла на
природе; расширить знания об осен- осенние изменения в природе;
них изменениях в жизни растений, воспитывать доброе отношение к
насекомых и птиц; показать связь природе, любовь к осенней природе
между живой и неживой природой. родного края осенью; показать
скрытую от наших глаз великую роль
растений в поддержании жизни на
Земле.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе; выступать с сообщениями; работать в паре, в группе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: картинки, слайды, кроссворд; ножницы, клей; схемы
картинки с изображением животных «Питание растений», «Дыхание
для игры «Отгадай животное»; листы растений»; листы; карандаши; загадки,
со словами; загадки; пословицы и пословицы и поговорки об осени.
поговорки об осени; чистые листы;
карандаши; цветные листья деревьев
из цветной бумаги.
Ход урока:
Организационный момент. Учащиеся сидят в группах.
Включаем улыбку.
Посмотрели друг на друга.
И вперед!
На доске: дата, погода сегодня: Слайд 1.
температура воздуха - …
ветер - …
облачность - …
осадки - ...
- Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите у вас на партах лежат предметы. Рассмотрите их, потрогайте, запишите на листах слова, с которыми у вас ассоциируются эти предметы. Выберите в группе три главных, по вашему мнению, слова, характеризующих эти предметы.
Каждая группа называет по три слова.
- Какие слова повторяются? Слайд 2
На доске открываются слова: ЖЕЛТЫЙ,
ПАДАЕТ,
СУХОЙ.
О чем мы можем сказать, используя эти слова? (об осенних листьях)
Слайд 3
Работа с осенними загадками. (картинки с отгадками)
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень) Слайд 4
2. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет не впустим милый друг! (дождь) Слайд 5
3. Весной одевается, осенью раздевается. (дерево) Слайд 6
Молоко по речке плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман) Слайд 7
5. Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпа большая. (гриб) Слайд 8
6. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад?
Это просто … (листопад). Слайд 9
2. Самоопределение к деятельности.
Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень» Слайд 10
- Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
О чем говорится в этом стихот- - Что влияет на смену времен года?
ворении? (об осени) (солнце) Слайд 11
Предположите, о чем мы - Рассмотрите взаимосвязь Слайд 12
будем говорить на уроке? Какие СОЛНЦЕ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК
учебные задачи ставим перед
собой?
Муравьишка? изучать царство растений.
- Прочитайте об этом на с. 36 -Распределите в две
учебника. группы эти слова. Слайд 13
- Вспомните и назовите признаки
живой природы.
(движение, питание, дыхание,
рост, размножение). Слайд 14
3. Работа по теме урока.
Работа в группах.
1 группа читает текст на с.36-37, - Рассмотрим , как растения
готовит сообщение об изменениях дышат и питаются.
в неживой природе. Растения дышат так: из воздуха
2 группа читает текст на с.38-39, они поглощают частицы кислорода
готовит сообщение об изменениях и выделяют углекислый газ (с
в живой природе. опорой на схему). Слайд 15
- А теперь проверим, как
вы поняли.
Каждая группа выступает со своим Работа в тетрадях: с.32
сообщением. Во время сообщения схема 1.
показ слайдов 16 - 33
- А теперь проверим, хорошо ли вы Взаимопроверка. Оценка работ.
слушали друг друга.
После сообщения 1 группы работа
в тетрадях: с.13 №3(1).
После сообщения 2 группы работа Выступление лекторов-учащихся о
в тетрадях: с.13 №3(2). питании растений (с опорой на схему).
Слайд 34
1. Как же растения питаются? Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Выяснилось, что листья растений — это удивительные повара, которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу — сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная кухня только на свету.
2. Почему же для работы кухни требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная кухня остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли что, животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это могут только растения. А животные и человек едят растения и таким образом добывают для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.
Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
3. Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно относиться ко всем растениям.
Физкультминутка. Слайд 35
- А сейчас представьте, вы - осенние листочки, и давайте поиграем.
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул-полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
- А к нам в гости пришли И снова проверим, как вы поняли.
животные. Они хотят рассказать Работа в тетрадях на с.32(2).
о своей жизни осенью. А ваша
задача — отгадать, о каком звере
идет речь. Слайды 36-40 Взаимопроверка. Оценка работ.
( Приложение 1)
- Ребята, посмотрите, как красиво - Сравните эти две схемы. Чем
кружатся листья! Слайд 41 похожи? Чем отличаются?
Падают, падают листья - -Прочитайте вывод : Растения дышат
В нашем саду листопад... кислородом, но и образуют его при
Желтые, красные листья питании. Причем при питании
По ветру вьются, летят... растения выделяют значительно
- Подумайте, являются ли опавшие больше кислорода, чем поглощают
листья мусором. его при дыхании.
- Сбрасывая листья, деревья Работа в парах: в тетрадях на с.33
готовятся к зимним холодам. Земля вариант 1 - №2, вариант 2 - №3.
под опавшими листьями глубоко не
промерзнет, под тяжестью снега не Проверка фронтально.
уплотнится, сохранит воздух, что
очень важно для обитателей почвы,
которые рыхлят землю и делают ее
плодородной. Весной под опавшей Коллективная работа в тетрадях:
листвой земля долго сохраняет с.33 №4.
влагу растаявшего снега. Опавшие
листья на земле — не мусор: они
очень нужны почве и растениям.
-Перед вами лежат листы бумаги, - Так, какие слова собрались?
вырежьте из них листочки. Слайд 42
Вырезание листьев из цветной бумаги.
Рефлексия: Слайд 43
- Составьте Синквейн к слову:
ЛИСТЬЯ РАСТЕНИЯ
(желтый, опадает, листопад) (зеленые, дышат, живая природа)
Итог урока. - А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру «Я — диктор». Итак, диктор расскажет о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале или в конце осени. Слайд 44
Проходит игра.
Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла. (Начало осени)
Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. ( Конец осени или поздняя осень)
- А почему люди слушают по радио и телевизору прогноз погоды?
(Чтобы знать, что надевать. Брать с собой зонтик или нет). Слайд 45
Самооценка по уроку. Слайд 46
На сегодняшнем уроке я узнал ... .
На этом уроке я похвалил бы себя за … .
После урока мне захотелось … .
Сегодня я сумел... .
Самоанализ изученного:
- Чему учились на уроке и как мы это делали?
Д\З: найти в «Атласе-определителе» с. 76-79, прочитать; Слайд 47
информацию о ласточках и стрижах. с.79 задания 1, 2, 3;
Узнать, чем они похожи и чем рабочая тетр. с.34 №5.
различаются.
Приложение 1
Летом у меня забот не мало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и вначале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий мед. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. Медведь.
А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу - мышей-полевок - я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. Лиса.
- Я очень интересный зверь. Только я могу строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты» . Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Бобр.
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. Барсук.
От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев. Заяц.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)
2. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет не впустим милый друг! (дождь)
Весной одевается, осенью раздевается. (дерево)
Молоко по речке плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)
Стоит Антошка на одной ножке,
Сам маленький, а шляпа большая. (гриб)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад?
Это просто … (листопад).
- Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле — не мусор: они очень нужны почве и растениям.
Приложение 1
- Летом у меня забот не мало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и вначале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий мед. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму.
А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка.
Я очень интересный зверь. Только я могу строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты» . Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму.
От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев.
-
Тема: Какие бывают растения. Разнообразие растений.
Цели:формировать представления ознакомить учащихся с основной
о многообразии растений, умение классификацией растений; рассмот-
группировать их (деревья, кустарники, реть особенности каждой группы
травы, лиственные и хвойные растений.
растения); познакомить с некоторыми
конкретными представителями
каждой группы, встречающимися в
родном крае; учить распознавать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека; работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: карточка к игре «Поле чудес» (растения);
картинки с изображением растений, демонстрационный материал с
фотографии, презентация «Разно- изображением разных групп рас-
образие и красота растений», школь тений, таблица «Царства живой
ный словарик «Растения России», природы; таблица «Разнообразие
цветные карандаши или фломастеры, растений.
альбомный лист,
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Отгадайте загадки.
1. Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (репей)
2. Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3. Что же это за девица:
Ни швея, не мастерица,
Ни чего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
2. Самоопределение к деятельности.
Игра «Поле чудес» (растение).
Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке (о растениях).
Прочитайте тему урока на с.56 - А мы давайте вспомним, как
учебника. называется наука, которая изуча-
Какие учебные задачи мы ет живую природу?(биология)слайд.
поставим перед собой?
говорит наш Муравьишка. делят живую природу?
На доске схема «Живая природа»
Учитель прикрепляет карточки
(бактерии, грибы, растения,
люди, животные).
- Сегодня на уроке мы ознакомимся
с разнообразием царства растений.
3. Работа по теме учебника.
1. - Рассмотрите схему на с. 56. Рассказ учителя с опорой на
схему.
Выполните задание. Наука о растениях называется
- Проверьте себя. Прочитайте ботаникой. Ученые-ботаники делят
текст, приведенный ниже. царство растений на несколько
групп. (Схема «Растения).
Работа в тетради: с.19 № 1. Практическая работа:
Самостоятельное выполнение. Заполнение таблицы в процессе
Проверка в парах. чтения текста на с. 72 (эл.доска)
«Разнообразие растений».
Работа по учебнику: с. 57. С.74. Рассмотрите растения.
их в парах. Докажите.
Проверьте себя. Прочитайте текст - Сколько видов растений вы видите?
на с. 140.
Работа в рабочей тетради.
с.19 №2 Работа в парах.