СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе «Понятие дроби» (1-й урок в теме)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока сформировать  понятие обыкновенной дроби и подготовить учащихся к  изучению сравнения дробей и  арифметических действий  с ними.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе «Понятие дроби» (1-й урок в теме)»

Ход урока

1. Организационный этап


2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит, можно всем садиться!

- Меня зовут Наталья Николаевна, и сегодня я с вами проведу урок математики.


- Начать урок я хочу с вопроса. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Согласны?


Инструктаж по работе с рабочими листами (подписать).


3. Этап актуализации знаний. Постановка целей и задач урока

- Ребята, а может, вы читали «Денискины рассказы» Виктора Драгунского?

Рассказ «Надо иметь чувство юмора»

«Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

- Давай задачи задавать!

- Давай, - сказал Мишка.

В это время пришел папа. Он сказал:

- Здравствуйте, товарищи студенты.

И сел к столу.

Я сказал:

- Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надувался, но тоже задумался. Они думали долго.»

-А какой ответ дали бы Дениске вы, ребята? (ответы детей) (2:3, но 2 на 3 не делится)

Какой ответ дал Мишке Дениска, мы с вами узнаем в конце урока….


- Значит, нам недостаточно знаний о натуральных числах, чтобы решить эту задачу, следовательно, нам надо познакомиться еще с какими-нибудь числами….

Посмотрите на картинки. С каким словом ассоциацируются у вас эти изображения.…


- Назовите тему урока. Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке?

- Запишите число и тему урока в рабочих листах.


4.Этап пробного учебного действия.

- Ребята, вспомните, что называют долей? (Доля – это одна из равных частей целого)

- Подумайте и скажите, какую долю на рисунке составляет закрашенная часть?


- А как можно назвать долю ½ по-другому?

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”.

- Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (Внимание на слайд). Разделили на три части, получили “треть”. Долюназывают “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части (внимание на слайд), то получится 1\4или по-другому говорят “четверть”.


- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?

- А сколько это минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли, пользуются словами “пятая”, “шестая”.


- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых.

- Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.


Работа с моделью яблока (учитель работает у доски).

5.Этап открытия новых знаний


У вас на парте лежат полоски: мы с вами проведем небольшой опыт

1. Согните полоску пополам и еще раз пополам.

2. Проведите линию, отделив одну часть.

3. Над чертой напишите, какую часть от целой полоски вы отделили.

4. Под чертой напишите, на сколько равных частей мы разделили полоску.

5. Что у нас получилось?


При помощи этой полоски мы попробуем ответить на вопросы:

-Что такое дробь?

-Как называется черта, которую вы провели?

-Что находится над дробной чертой, под дробной чертой?

-Что показывает числитель, знаменатель?

- На какие вопросы отвечает числитель? знаменатель?

Вывод: Дробь –это число, выражающее части единицы счета или измерения.

Вернуться к Дениске (указать у дроби 2/3 числитель, знаменатель с записью в рабочих листах)


Прочитать стихотворение хором:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.


- Давайте, посмотрим с вами значение слова дробь в различных источника.

Работа со словарями

Значение слова «дробь» в толковом словаре Ожегова С.И.:

«Дробь – число, состоящее из частей единицы».

В Большой Российской энциклопедии:

«Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или нескольких равных частей единицы».


- Ребята, а знаете ли вы, что в русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.


- Ребята, вот мы с вами и познакомились с обыкновенными дробями. Чтобы правильно прочитать дробь, надо помнить, числитель – количественное числительное женского рода (одна, три, восемь), знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сотая).


6. Этап первичного усвоения

Задание:

Прочитайте дробь, назовите её числитель и знаменатель.


Задание:

Запишите дробью, какая часть фигуры закрашена, используя сигнальные карточки? (работа со слайдами) Показать результат записи учителю и соседу по парте.

Выполните это задание самостоятельно в рабочих листах.

Поменяйтесь рабочими листами и оцените работу соседа по парте.


- А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово. (Ответы записываем в рабочем листе)

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

(Ответ: НОТА).

- Как вы считаете, что общего у слова «НОТА» и темы нашего урока?

Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

Если дроби есть в музыке, то значит, понятие дроби встречается в танце.


7. Физкультминутка


8. Первичная проверка новых знаний

Математический диктант «Флаги» (ответы записываем в рабочий лист)

Каждый флаг разделен на несколько равных частей. Ответьте на вопросы:


1) Какая часть флага России синяя? 1/3

2) Какая часть флага Австрии красная? 2/3

3) Какая часть флага Украины желтая? 1/2

4) Какая часть флага Маврикия зеленая? 1/4

5) Какая часть флага Бельгии черная? 1/3

Самопроверка МД

Оцени себя


- Ребята, а вы знаете, что означают цвета флага нашей страны?

В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России:

- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

- синий - цвет веры и верности, постоянства;

-красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

9.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  1. В книге 160 страниц. Вика прочитала 1\2 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть?

  2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили  полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

10. Информация о домашнее задании

С.163 п.4.1, №№738, 741(б,в)

Прочитать историческую справку «История возникновения обыкновенных дробей», и на следующий урок рассказать об этом одноклассникам.


- Ребята, хотите услышать, какой ответ дал Дениска Мишке? Конечно же, ответ шуточный: «Я тогда сказал:

- Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

- Сдаюсь!

Я сказал:

- Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. И стал хохотать:

- Это меня тетя Мила научила!»

11. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

- Да, ребята, мы сегодня с вами принимали участие в строительстве Храма Знаний. Ведь без знания дробей никто не может считаться знающим математику!

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке для меня было трудным…

  • Сегодня на уроке мне было интересно …

  • Сегодня на уроке мне запомнилось …


Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что человек похож на дробь, знаменатель которой – это то, что он думает о себе, а числитель – это то, что думают о нём.

Подумайте над этими словами. А на следующих уроках вы узнаете, на какую (правильную или неправильную) дробь вы будете похожи.

Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!