СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе повторение "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе повторение "Синтаксис и пунктуация"»

Тема: Обобщение по разделу «Синтаксис. Пунктуация.Повторение»

Цель урока: повторение, что такое простое и сложное предложения; повторение расстановки знаков препинания в простом предложении, в сложных предложениях, в предложения с прямой речью и диалоге, обобщение знаний по пунктуации и синтаксису.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого и сложного предложений, предложений с прямой речью, диалог.

Развивающие: развивать умения обучающихся выразительно читать предложения с прямой речью,

Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

Планируемые результаты:

предметные: проведение различных видов анализа словосочетания, предложения и текста.

метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры.

Оборудование: карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои столы, проверьте готовность к уроку: наличие всех школьных принадлежностей, необходимых нам на уроке русского языка. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

 –А какой день был вчера? Ребята, по традиции наш урок мы начнем с определения какой же праздник сегодня отмечается.

Итак,

Драгоценный сувенир без проблем изготовит (Ювелир)

- 31 января отмечается международный день ювелира.

II. Актуализация опорных знаний. (5-7 мин)

-Приступаем к работе, посмотри на столе у каждого лежит лист самооценки, который вы будете заполнять в течении урока, в конце урока вы поставите себе оценку и сдадите мне свои листы. Ребята, а кто такой ювелир? Слайд со значением слова. ЮВЕЛИР, а, м. Мастер, изготовляющий ювелирные изделия, а также продавец таких изделий. Ю.-гравёр. Толковый словарь Ожегова.

- Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.

Задание 1. Запись на слайде:

Красивое, ювелир, украшение, изготовил.

Пришла, мастерскую, дама, в, отдал, и, украшение, ювелир, ей.

- Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу. (На слайде)

1. Ювелир изготовил красивое украшение.

2. Дама пришла в мастерскую, и ювелир отдал ей украшение.

- Молодцы, ребята.

- В тетради запишите получившиеся предложения через строчку.

- Ребята, скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построения. (Синтаксис)

Посмотрите, а во всех ли предложениях вы используете знаки препинания.

-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки? (Пунктуация)

- Ребята, кто догадался, какова тема нашего урока?     (Синтаксис и пунктуация.Повторение)

- Чем мы будем заниматься на уроке, что мы будем делать?

Посмотрите на слайд

- обобщим знания о синтаксисе и пунктуации;

- закрепить навыки синтаксического разбора предложений;

- вспомним правильную постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге. (3 мин)

- Теперь возьмите листы самооценки и в пункте по цифрой 1 поставьте соответствующий кружок.

III. Обобщение и систематизация знаний.

- Сейчас я вам включу видео фрагмент В стране невыученных уроков, Какова роль знаков препинания в речи, и можно ли обойтись без знаний при постановки знаков препинания (Фрагмент мультика «В стране невыученных уроков»).

 После просмотра ответы детей.

- Задание 2 Слайд с предложениями. Вернемся к нашим предложениям. Скажите, а чем же отличаются предложения друг от друга? (1- простое, 2- сложное)

- Мы знаем, что предложения бывают простыми и сложными.

- Чем же они отличаются друг от друга? (В простом предложении 1 грамматическая основа, в сложном - 2 и более грамматические основы).

- Давайте выполним синтаксический разбор этих предложений самостоятельно, запишем схемы.

1. Ювелир изготовил красивое украшение.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое) [ - =].

2. Дама пришла в мастерскую, и ювелир отдал ей украшение.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное) [- =], и [ - =].

-Проверяем, поменяли с соседом тетрадями. Теперь вы должны проверить работу одноклассника.

 - Теперь возьмите листы самооценки и поставьте во 2 пункте соответствующий кружок.

- Задние 3 До сих пор мы с вами работали с «готовыми» предложениями, сейчас же ваша задача другая: к указанным схемам подберите соответствующее предложение. Обсудите свой выбор с соседом по парте.

На слайде 1.

Бабушка попросила: «Сходи, Юленька, в магазин».

2. Вокруг костра сидят туристы.

3.Солнце светит, деревья горят желтыми огнями осени.

1.[- =], [= -].     2. [ - =].     3. А: «П».

- Что же такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.)

- Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с заглавной буквы.

- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

- Перед вами карточки с правилами, но…. Есть начало, а концовка убежала, соберите все 3 правила так, чтобы получись верные высказывания. 

На слайд проверка

  • Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, ….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.

  •  Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, …. Слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.

  •  Если слова автора разрывают прямую речь, ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.

- Проверяем, все ли верно у вас получилось.

-Возьмите листы самооценки и выставите кружок.

Физминутка

Задание 4 Вы сейчас работали в группах, говорили друг с другом, обсуждали, как называется такой разговор? (ДИАЛОГ- разговор 2х или более лиц).

- А если бы мы захотели записать диалог, то как бы мы это сделали? (Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

Творческое задание. Составить диалог (3-4 реплики) в библиотеке, в магазине, на перемене

На слайде Например

Примерный диалог.

– Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Диму.

– А его нет дома.

– Передайте ему, пожалуйста, мою просьбу, когда он придёт, пусть позвонит Сергею.

– Обязательно передам.

– Спасибо большое. Извините за беспокойство.

Вывод

– А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

– Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

- Работаем самостоятельно карточки на слайде.

Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()

() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.

() А что это была за игра? В чем она заключается?

() Зачем вам () насторожился я.

() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

В. Распутин. «Уроки французского»

- Проверяем, какие знаки препинания вы поставили. Сравните с образцом, исправьте ошибки.

IV. Рефлексия.

 Самоконтроль. Рефлексия.

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.

1. Сегодня на уроке я

а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.

2. Сегодня на уроке

а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.

3. Сегодня на уроке я

а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.

4. Знания, полученные сегодня,

а) мне очень нужны;
б) может быть, когда-нибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.

- Как вы справились с заданиями (Спросить 2 человека, которые хорошо работали.)

- Есть те кто не справился?

V. Итог

- Ребята, посмотрите на цель, которую мы сегодня с вами поставили в начале урока.

- Поднимите руки те, кто этой цели достиг.

- Я рада, спасибо всем за работу, но особенно хотелось бы отметить…..

- Спасибо за урок.


6