Сценарий
урока математики, 6 класс
Тема: Десятичные дроби и метрическая система мер.
Цель: развитие умения обучающихся применять знания по теме «Десятичные дроби и метрическая система мер» в повседневной жизни.
Задачи:
проверить знания учащихся по теме “Все действия с десятичными дробями”, «Единицы длины, площади и массы»;
раскрыть связь десятичных дробей с метрической системой мер;
закрепить умение выражать единицы метрической системы мер десятичными дробями;
закрепить умение использовать знания при решении задач;
развивать умение анализировать и систематизировать знания;
формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
формировать основы функциональной грамотности.
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
1) Предметные: обучающиеся научатся использовать десятичные дроби при переводе одной единицы измерения в другую, смогут решать задачи, имеющие практическую значимость и применимые в реальной жизни,
2) Метапредметные: овладеют базовыми исследовательскими действиями; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; смогут осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.
3) Личностные: положительно относиться к познавательной деятельности, ценность научного познания. Дети вспомнят, все действия с десятичными дробями, как переводить из одних единиц измерения в другие, узнают, связь десятичных дробей с метрической системой мер, научатся применять свои знания при решении задач, которые пригодятся в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; по внешним признакам деятельности – беседа, демонстрация, реальные задачи; по источнику получения: словесные, наглядные, практические.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
Дидактические средства: собственная презентация, видеоролик, сайт «Учи.Ру», учебник, карточки с заданиями, таблица единиц длины, площади и массы.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД для обучающихся | Время |
1 | Организационный момент Дидакт.задача: подготовить обучающихся к работе на урок | Приветствует учеников, задаёт вопросы об эмоциональном настрое перед началом урока. Определяет готовность ребят к уроку, выясняет количество отсутствующих, организует внимание. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – на уроке присутствуют гости – поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей! Присаживайтесь. - Я уверен, что сегодня на уроке всем будет комфортно, отношения будут теплые. - Ребята, помните, что решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных. - Прочитайте число 10112023 Поставьте точки после единиц миллионов и десятков тысяч. Что получилось? – –10.11.2023 сегодняшнее число – дата. -Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа. | Определяют свою готовность к уроку и настроение перед его началом | Коммуникат: уважительное отношение ко сверстникам, учителю. Личностные: формирование навыков самоорганизации. Регулятивные: контроль и оценка собственной готовности к деятельности на уроке | 1 |
2 | Проверка домашнего задания Дидакт.задача: установить правильность и осознанность выполнения дом.задания, устранить в ходе проверки пробелы | -Вы все сдали тетради с письменным домашним заданием на проверку, а что еще нужно было выполнить? Раздает карточки с заданием, с последующей самопроверкой. -Сформулируйте правило умножения и деления на 10, 100 и т.д. | -Повторить правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, и т.д. Выполняют задания в карточке Самостоятельная работа с самопроверкой, проверяют, выставляют оценки. Рассказывают правило. | Коммуникат: умение слушать собеседника. Личностные: формирование навыков самоорганизации. Регулятивные: контроль и оценка процесса результата действий | 6 |
3 | Актуализация знаний Дидакт.задача:проверить знания обучающихся | Вызывает к доске двух учеников с индивидуальными заданиями. записать обыкновенную дробь в виде десятичной дроби: , , , , , , выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм; выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г. Проводит диктант: а) запишите десятичные дроби 2,8; 3,05; 12,013; 0,0001; 25,203; 7,00015. б) выразите в кг 755г, 2480г, 5кг45г, 1кг1г. Предоставляет ученикам ответ на доске. Собирает на проверку результаты индивидуальной работы. | 2 ученика у доски с карточками (базовый уровень); 3 ученика за партами с карточками (повышенный уровень); остальные пишут математический диктант (базовый уровень). Пишут диктант и проверяют и оценивают работу соседа по парте (взаимопроверка). Оценивают работу учащихся, работавших у доски. | Познавательные: структуирование знаний. Коммуникативные: умение слушать собеседника, аргументировать свое мнение. Личностные: нравственно-этического оценивания усваимого усваимого материала | 4 |
4 | Мотивация и целеполагание Дидакт.задача:организовать и направить на постановку и достижение цели и задач учебной деятельности обучающихся | -Посмотрите какие инструменты у меня на столе - Для чего они предназначены? На доске висят 8 карточек с таким содержанием: 2,75; 0,8; 15,001; 9,0245; 3 км, 2,5м; 420см; 1/2дм; 7мм. Предлагает детям назвать тему урока. В случае необходимости наводящие вопросы: Какие числа находятся в 1 группе? Ответ: десятичные дроби. Какие во 2-ой? Ответ: единицы длины. Как называется система, выражающая одну единицу меры через другую с помощью приставок кило, деци, санти и т. д.? Ответ: метрическая система мер. Какую цель урока мы сегодня поставим? Какие задачи? Как мы достигнем нашу цель? | -Рулетка, микрокалькулятор -Измерять длину, вычислять. Два ученика у доски разбивают на две группы по определенному свойству: в одной- десятичные дроби, а в другой-единицы измерения длины. Ученики называют тему урока: «Десятичные дроби и метрическая система мер». Ученики предлагают: Повторить, закрепить, обобщить знания. Правильно читать и записывать десятичные дроби, выражать одни единицы мер через другие. С помощью учителя проговаривают тему и цель урока. Записывают в тетрадь. | Познавательные: действия постановки и решения проблем, развитие умения формулировать тему, цель и задачи урока Коммуникативные: умение слушать собеседника, аргументировать свое мнение. Регулятивные: выработка у обучающегося внутренней готовности к учебной деятельности. Личностные: действия смыслообразования | 2 |
5 | Усвоение новых знаний Дидакт.задача: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. | Организует работу по открытию новых знаний. -Очень важно уметь переходить от одних единиц измерения к другим, это вам понадобиться и в жизни (чуть позже на уроке вы в этом убедитесь) и на уроках физики. Демонстрирует таблицу приставок к названиям единиц. Показывает как пользоваться таблицей. Пример: 60см=60·0,01 = 0,6м 0,02км=0,02·1000=20м | Знакомятся таблицей. Выполняют записи в тетради. | Познавательные: актуализация сведений из личного опыта, развитие грамотности, развитие познавательной активности. Коммуникативные: развитие диалогической речи, принятие позиции других участников образовательного процесса, умение слушать собеседника. Регулятивные: управление собственной деятельности. Личностные: умения применять знания на практике. | 6 |
6 | Динамическая пауза Дидакт.задача: сберечь здоровье обучающихся, выработать положительное отношение к ЗОЖ. | Проводит игровую зарядку | Выполняют упражнения для головы, рук, глаз | Коммуникативные: формирование уважительного отношения к одноклассникам и учителю. Личностные: психологическая готовность учащихся к работе и формирование навыков эффективного отдыха. Регулятивные: контроль и оценка собственной готовности к деятельности на уроке. | |
7 | Проверка понимания обучающимися нового материала Дидакт.задача: установить, осмысли ли обучающиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. | Предлагает желающим у доски выполнить примеры из учебника. 806 Задание 5 из ВПР | Остальные выполняют в тетрадях, сверяются. | Познавательные:действия постановки и решения проблем; структурирование знаний; развитие логического мышления. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение слушать собеседника;умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: действие смыслообразования | 7 |
8 | Закрепление нового материала Дидакт.задача: закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для дальнейшей работы | Разбивает класс на группы: Предлагает каждой группе практико-ориентированные задачи. Для 1 группы: Маша и Катя решили сделать две фигурки по принципу оригами. Маше необходимо 18,5 см2 бумаги, а Кате на 13,3 см2 больше. Хватит ли девочкам три листа бумаги по 20 см2? Для 2 группы: Повар решил приготовить яблочный пирог. Для этого он взял: 0,57 кг яблок, 2 стакана муки по 0,25 кг, 0,01 кг сливочного масла, 0,5л молока и 2 яйца по 0,09 кг. Сколько будет весить пирог, когда повар вытащит его из духовки? Для 3 группы: Для 4 группы: Маляр за 1 день покрасил 18,6 м² забора, а его помощник, на 4,4 м² меньше. Сколько всего м2 забора покрасит маляр и его помощник за рабочую неделю, если она равна пяти дням? Решение 1) 18,6 – 4,4 = 14,2 (м²) покрасит за 1 день помощник маляра; 2) 14,2 + 18,6 = 32,8 (м²) покрасят за 1 день вместе; 3) 32,8 *5 = 164 (м²). Ответ: за рабочую неделю маляр и его помощник вместе покрасят 164 м² забора. Для 5 группы: У дачника было 3 улья. С первого улья он получил 24,8 кг мёда. Со второго – на 7,6 кг мёда меньше, а с третьего половину того, что собрал с первых двух ульев вместе. Весь мёд он разложил в трехлитровые банки. Сколько банок ему потребуется? Для 6 группы: Мастер изготовил 100 ящиков для посадки цветов из дощечек размером 30 см * 30 см. Эти ящики нужно покрасить снаружи. Сколько банок краски по 1 кг нужно приобрести мастеру при норме расходования 160 г на квадратный метр? | 1.Выполняют задание в распечатанных листах 2.Демонстрируют решение Учащимся предлагаются части прямоугольников разного цвета. По цветам они должны разделиться на группы. В каждой группе 4 роли: «Спикер» (самый сильный ученик в математике) – отвечает за правильность решения задания, «Тайменеджер» – следит за временем, «Критик» – следит за правильностью решения, «Вдохновитель» – отвечает за успешность команды. Вдохновитель оценивает деятельность каждого члена группы словесно. | Познавательные: действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Личностные: умение применять знания на практике, развитие внимания, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. Коммуникативные: умение работать в коллективе. | 12 |
9 | Подведение итогов урока Дидакт.задача: обобщить и систематизировать изученный на уроке материал | Задает вопросы с целью обобщения и систематизации изученного материала: -Что нового узнали на уроке? -Где в жизни вам пригодятся эти умения и знания? | Отвечают на вопросы | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. Личностные: умение выделить главное на уроке, подвести итог своей работе, сделать выводы | 2 |
10 | Информация о выполнении домашнего задания Дидакт.задача: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Сообщает учащимся домашнее задание, проводит инструктаж по выполнению 807, 901 | Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневники. | Регулятивные: планирование своей деятельности по выполнению домашней работы. Личностные: формирование навыков самоорганизации | 1 |
11 | Рефлексия учебной деятельности Дидакт.задача: сформировать у обучающихся умение анализировать результаты своей учебной деятельности. | Карта островов | Отвечают на вопросы учителя, Знакомятся с оценками. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | 3 |
Ответы
1 вариант 2 вариант
23 | 53 |
0,23 | 0,53 |
230 | 530 |
0,023 | 0,053 |
27 | 37 |
записать обыкновенную дробь в виде десятичной дроби:
,
,
,
,
,
,
записать обыкновенную дробь в виде десятичной дроби:
,
,
,
,
,
,
записать обыкновенную дробь в виде десятичной дроби:
,
,
,
,
,
,
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г.
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
выразить в метрах: 25см, 3м2см, 345см, 5дм, 12мм;
выразите в тоннах 456кг, 8045кг, 2т5кг, 5г
Математический диктант
а) запишите десятичные дроби 2,8; 3,05; 12,013; 0,0001; 25,203; 7,00015.
б) выразите в кг 755г, 2480г, 5кг45г, 1кг1г.
Математический диктант
а) запишите десятичные дроби 2,8; 3,05; 12,013; 0,0001; 25,203; 7,00015.
б) выразите в кг 755г, 2480г, 5кг45г, 1кг1г.