СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6-м классе "Гуситское движение в Чехии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Я проводила открытый урок по этому сценарию. При такой подаче материала  можете быть уверены ,что дети отлично усвоили урок .

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6-м классе "Гуситское движение в Чехии"»

Открытый урок

по истории средних веков в 6 классе

МКОУ «Новоаульская сош им.Исмаилова А.Р.»

Учитель : Магамедова Мая Мевлюдиновна

Тема: «Гуситское движение в Чехии»

Тип урока по ФГОС- урок открытия нового знания

Вид урока – урок смешанного типа с применением мультимедиа.

Оборудование –Карта «гуситские войны 1419-1434),иллюстрации учебника , мультимедийная презентация

Цель урока: познакомить с историей Чехии ;объяснить причины Гуситского движения, сравнить различия в составе и целях двух основных течений –умеренных и таборитов

Ход Урока



Орг момент:

Звонок ребятки прозвенел ,у парты вы стоите ! Учебник ,тетрадь, дневник и авторучку на место вы кладите. И думайте : Что сегодня я узнаю? Что cумею, что смогу? Что нового с урока с собой я унесу? Здраствуйте ребята .присаживайтесь.

Ребята сегодня мы проводим урок открытия и усвоения новых знаний.

Тема урока : Гуситское движение в Чехии

Откройте тетради и запишите число и тему урока

Проблемный вопрос

А сейчас я прошу вас еще раз взглянуть на название темы нашего урока и предположить ,на какие вопросы нам нужно ответить ,чтобы усвоить и понять новую тему.

(ответы детей)

Актуализация знаний .

С этой страной вы уже знакомы частично , ведь мы изучали тему про образование славянских государств.

Эмин покажи нам по карте где расположено государство Чехия?

Как вы думаете ребята какой народ населяет территорию Чехии ?(славяне) ,а какая ветвь ? –западная

Что еще вы знаете об этом небольшом государстве ?

Анвар- Чешское гос-во образовалось в 10м веке

Махач- Чехия тоже входила в состав священной Р.Империи

Карина А- в 1085 г Чешский князь принял титул короля и чешское княжество именовалось уже Чешское королевство.

А на каких землях образовалось это государство?

Аким С.- Из распавшейся Великоморавской державы выделилось чешское государство.

Игра-отгадай понятие.

Сейчас давайте вспомним некоторые термины , знание которых нам необходимо для восприятия новой темы.

1.Как называтся церковный суд, созданный для борьбы с еретиками –инквизиция

2.Группы средневекового общества ,различавшиеся своими правами и обязанностями.(сословия)

3.Участники религиозных походов на восток(крестоносцы) 4.Налог в пользу церкви(десятина)

5.Грамота об отпущении грехов(индульгенция)

6.Отлучение от церкви и запрет на исполнение церковных обрядов- называли интердикт .

Работа по теме урока

Жители Чехии называли свою страну Богемия ,т.е. избранная богом, а себя –богемцами

Формирование мотивации

Я утверждаю ,что Чехия сильное государство Священной Римской Империи (герм Нации)

А вы ребята ,слушая мой рассказ опровергните или подтвердите это утверждение.

В 14 веке в Чехии развивается сельское хозяйство ,растет добыча металлов-золота и серебра с 1300 года чеканится пражский грош –одна из самых твердых валют Европы и всему этому способствовал Карл 1

Карл 1 будучи королем Чехии был избран императором Священной римской империи под именем Карл 4 .

Карл 4 остался в памяти народа ,как самый великий чешский государь-«Отец Отечества»

Слайд 1(Карл4)

Карл 4 обладал незаурядными способностями ,он был талантливым писателем ,являлся

самым богатым коллекционером своего времени .собирал церковные реликвии и мощи святых .

Являлся основателем первого университета в Центральной и Восточной Европе (Прага 1348)

Был покровителем искусства и глубоко религиозным человеком.

При Карле 4 Чехия стала центром культурной жизни ,равного которому не было во всей Священной Р.И. В страну приглашали мастеров из Франции ,Италии ,Германии. В городах развивалось производство сукна и стеклянной посуды. И ныне пользуются успехом и являются самыми дорогими изделия из богемского стекла . Я предлагаю совершить экскурсию по Праге .Слайды(234)

Но вместе с тем в Чехию переселилось слишком много немцев,в руках немцев оказались богатые рудники Дело дошло до того что в городском совете Праги не было ни одного чеха . Паралельно с этим происходят изменения и в положении церкви .Католическая церковь в Чехии тоже была одной из самых богатых организаций,ей принадлежала треть самых плодородных земель.Главе чешской церкви архиепископу Пражскому принадлежало 14 городов и 900 деревень . Вы согласны с тем утверждением которое я ранее высказывала.?(ответы детей)

Проблемный вопрос

Но не всем жилось так хорошо как немецким бюргерам и священникам . Прочитав по учебнику последний абзац первого пункта вы поймете кто и чем мог быть недоволен в Чехии

Читает Виктория –по учебнику

Вопросы Виктории -Кто и чем был недоволен? (крестьяне и горожане из за высоких налогов ,бесчисленных поборов церкви )

Действительно ,кроме феодальных повинностей крестьянин платил так же десятину Однако этим его повинности не исчерпывались ,за каждый обряд –крестины, исповедь, венчание ,погребение верующие должны были платить .Аппетиты церкви росли огромные доходы приносила продажа церковных должностей , индульгенций ведь средневековый человек не мог позволить себе умереть без отпущения грехов и из карманов верующих вытряхивали все до последнего гроша .

Для более полного представления об изучаемом периоде мы с вами изучим исторические документы .у каждого из вас на парте лежат тексты этих документов

Работа с историческими документами

Прочитай пожалуйста Фарида первый документ –

В Чехии существовала пословица : «Крепостной что верба : чем чаще ее обрубать ,тем гуще она будет ветвиться»

- Как пословица характеризует положение крепостных крестьян Чехии ? Среди какой части населения могла сложиться такая поговорка?

Фарида -Она сложилась среди богатых слоев населения,и показывает издевательское отношение богатых к бедным людям .

Следующий документ прочтет – Асланбег

Какой процент среди домовладельцев составляли немцы в представленные десятилетия ?

О чем свидетельствуют эти факты ? ( это говорит о том что немцев среди богатых людей Чехии становилось больше)

Итак ребята, мы видим по документам что положение горожан ,крестьян и бедноты было не из лучших. С одной стороны гнет феодалов и городских богачей ,засилье немцев в чешском королевстве ,с другой стороны поборы и угнетения со стороны церкви В Чехии назревало недовольство…

И именно в этот период становится известным такой человек как Ян Гус (слайд 5) Он по праву считается национальным героем чешского народа .он был прекрасно образованным человеком .В начале 15 века занимал должность ректора Пражского Университета . И делился он со студентами своими взглядами . По мнению церкви его взгляды были ничем иным как ересь .В чем же состояла суть этих взглядов и почему богопротивные мысли возникли в голове у Гуса По своей сути Гус являлся человеком честным ,набожным и искренним ,и его до глубины души возмущали те безобразия которые творились в католической церкви .Он подверг жесткой критике продажу индульгенций .Ведь каждому честному человеку понятно ,что грехи за деньги отпустить невозможно .Следовательно церковь бесстыже наживается на продаже грамот .Также он возмущался торговлей церковными должностями , а папу римского назвал главным мошенником. Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ церкви ,то есть изменить ,переустроить церковь .

Давайте ознакомимся с отрывками документов где написаны проповеди Яна Гуса.

Читают проповеди Карина Гаджибутаева , ,Амина---- О чем говорит в своих проповедях Ян Гус,кого он обличает?

-Карина - Он обличает в жадности и продажности духовенство .

Эмин-Он борется за руководящее положение чехов в собственной стране,и осуждает роскошь феодалов И черезмерное угнетение крестьян.


Постепенно от призывов Гус перешел к требованиям .Эмин прочти нам из книги пункт 2 каковы были требования Гуса ?.

Требования Яна Гуса

1 Отнять у церкви и епископов земли и богатства

2.Отменить плату за обряды

3.Богослужение проводить на родном языке

Запись в тетради

Все эти громогласные высказывания раздражали власть имущих и дерзкого ректора отлучили от церкви .Но Ян Гус продолжал свое дело несмотря ни на что .ничто его не пугало. И тогда Папа римский вызвал Гуса на церковный собор ,заседавший в городе Констанце .Представьте, каким внушительным был церковный собор созванный по делу Яна Гуса -там принимали участие три патриарха ,29 кардиналов ,33 архиепископа ,150 епископов ,аббаты и сам император Сигизмунд и нашему герою вменялась ересь ..

Давайте с помощью исторического документа перенесемся в этот самый церковный суд и прочитаем кто и как отзывался о Яне Гусе.

Дети по ролям читают исторический документ из учебника ….

Распределяю роли Марат ,Эмин,Анвар,Махач.

Итак ребята мы видим что здесь описаны и обвинения и оправдательные речи .история гласит что при вынесении приговора мнения разделилиь поровну .Последнее слово оставалось за императором Сигизмундом .тот узнав как разделились голоса ,побледнел .Под сенью храма воцарилось гробовое молчание .И императора спросили : ваше величество ,какое будет ваше окончательное решение ? Признаете ли вы его еретиком ,заслуживающим смерти ?

Взволнованным голосом Сигизмунд произнес - Продолжаю утверждать что обвиняемый является еретиком и по праву заслуживает смерти на костре , если не отречется…Но гордый чех ответил : Не могу изменить своей совести.Если отрекусь от истины ,как дерзну я посмотреть в глаза тем, кого я учил говорить правду.

Ян Гус так и не отрекся от своих взглядов , хотя ему неоднократно предлагали это сделать в обмен на жизнь и свободу .Мужественный чех сгорел на костре . Проблемный вопрос Как вы думаете ребята правильно ли поступил Ян Гус ?(ответы детей)

Его подвиг не забыт и до сих пор изучается и восхваляется хотя прошло уже сколько веков?(спрашиваю у детей).Ребята как вы думаете кем является для чехов Ян Гус? (героем,патриотом,национальным героем) . Я хочу напомнить вам ,что и наша Дагестанская земля богата героями. Кто может назвать мне героев нашего отечества .патриотов ,совершивших героические поступки ( Валентин Эмиров,Аметхан Султан,Магомед Толбоев , Магомед Нурбагандов) верно ребята. Действительно они патриоты ,а что такое патриотизм ? (любовь к своей родине) . Я призываю и вас быть патриотами своей Родины, это значит ,что вы должны знать и соблюдать традиции ,уважать старших. беречь родную природу, школу, село ,добросовестно учиться и где бы вы не оказались поступайте так, чтобы у всех оставалось хорошее мнение о вас.

А теперь давайте посмотрим на то, как изображена сцена казни Гуса .(слайд 6)Мы видим его с гордо поднятой головой, а вокруг много народа и даже женщины ,священники. Дело в том ,что в тот грубый век ,казни являлись занимательным зрелищем не только для черни, но и для высших сословий. Сюда приходили кто поглазеть ,кто пожалеть, кто просто так. Кстати ,прекрасно описана сцена казни Остапа Бульбы в произведении Гоголя –Тарас Бульба , сейчас вы как раз проходите это произведение по литературе.

Казнь Гуса вызвала огромное возмущение среди чешского народа . Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса .Его последователи стали называть себя гуситами И в 1419г жители Праги восстали против существующих порядков .Они захватили власть в городе .Были разгромлены многие монастыри ,убиты служители церкви . Среди восставших было два течения одни называли себя-Табориты потому что они собирались у горы табор на юге Чехии ,а другие умеренные

Кто они и чем они отличались друг от друга мы поймем обратившись к тексту учебника пункт 3

Вам надо заполнить таблицу которая у вас на парте , опираясь на текст учебника (показываю пустой слайд)

Линия сравнения 1Кто ? 2.Цели ?

К умеренным относились зажиточные бюргеры и дворяне, к таборитам -крестьяне горожане и бедные рыцари

Цели у умеренных были :требовали отменить привилегии церкви и их земли ,упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке

Цели таборитов –реформировать не только церковь но и общество ,отменить все налоги и повинности ,отменить частную собственность правление передать в руки народа

Давайте сравним ребята у них одинаковые цели –нет разные .

Но что то их все таки обьединяло …дети :то что и умеренным и таборитам не нравилось засилье церкви и немцев .(слайд 7)

Итак город в руках у восставших гуситов .Обратимся к карте которая у вас в книге на странице Изучив условные обозначения –скажите мне какие города оказались в руках гуситов?(Прага ,Жатец,Пльзень ,Табор )

Император Сигизмунд и католическая церковь не могли допустить такого положения дел . И Папа римский объявил против чехов крестовый поход и возглавил этот поход сам император Священной Римской империи Сигизмунд . Давайте вспомним против кого были первые крестовые походы ?(против мусульман для того чтобы отвоевать Палестину)

Теперь когда ближний восток был потерян для европейцев ,взор церкви обернулся в ту сторону где были активны еретики.



В 1420 году в Чехию вторглось 100 тысячное войско, на пути к столице крестоносцы учиняли грабежи пожары и убийства Но ожесточенная битва закончилась победой таборитов.

Папа и император предприняли еще четыре похода ,которые закончились также бесславно.

И теперь мы должны выяснить , почему прекрасно оснащенная и хорошо обученная армия крестоносцев не могла так долго справиться с чехами ? ответить на этот вопрос вы сможете если внимательно послушаете небольшую инсценировку.

Итак представьте ,что вы оказались свидетелем разговора воинов-таборитов ,участников гуситских войн .О каких причинах победы своего войска они говорят ? Запишите коротко эти причины в тетрадь.

Мальчики вам слово (инсценировка)

После просмотра инсценировки учащиеся называют причины победы: патриотизм, полководческий талант Ян Жижки ,применение пушек, военное искусство таборитов, дисциплинированность войска.

После многих поражений крестоносцев ,Сигизмунд и Папа поняли ,что победить «чехов могут только чехи» .И стали разжигать рознь между таборитами и умеренными . Начались переговоры между умеренными и Папой .Папа пообещал чешским феодалам(умеренным) оставить в их руках захваченные церковные земли и признал новые порядки в Чехии. Вот какие договоренности были межу Папой и умеренными(слайд 8)

Прочти Фарида

Как вы думаете ребята смогли договориться Римский папа и умеренные.(ДА)

Ну конечно ,умеренные согласились на предложенные условия и предали таборитов.

Умеренные договорившись с Папой , образовали большое войско и путем хитрых маневров разгромили таборитов .

Запишем в тетрадях В 1434 году у г.Липаны умеренные напали на таборитов и разгромили их. Итак гуситское движение закончилось поражением.

Но несмотря на то что крестьяне и городские бедняки потерпели поражение они смогли добиться значительных результатов.(слайд итоги гуситского движения)

Вывод попытаемся сформулировать вместе и запишем в тетрадях.: Гуситское движение закончилось поражением ,но оно имело положительные последствия.

Рефлексия – Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось больше всего

Что не понравилось ? Домашнее задание - дифференцированное. (слайд)

Данный урок проведен 21.12.2016. учителем Магамедовой М.М. ,в рамках районного семинара учителей истории и обществознания ,на базе МКОУ «Новоаульской сош им.Исмаилова А.Р.»

21.12.2016 год МКОУ «Новоаульская сош им.Исмаилова А.Р.»






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!