СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра"»

Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.

Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Задачи, планируемые результаты обучения:

Личностные:

1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

УУД

Личностные:

1.Проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).

2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).

3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).

Коммуникативные:

1. Приходить к общему решению.

2. Формулировать собственное мнение.

Предметные:

1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.

2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».

3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.

4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.

5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.




Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вызов.

1). 5 мин. Для того, чтобы определить тему урока, послушайте отрывок из стихотворения и посмотрите на фотографии у вас на столах.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Мой край – моя земля,

Родимые просторы!

Какова же тема сегодняшнего урока? ( «Природные зоны России»)

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)

Небольшая историческая справка

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий ученый Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.


2). 7 мин. Давайте вспомним, в каких природных зонах располагается Россия. Откройте атласы и по карте атласа определите:

 Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.

Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России? Назовите их. (арктические пустыни и тундру).

Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Если забудут, то обратится к оглавлению учебника.

3). Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, учитель фиксирует план описания природных зон на доске – составляет сводную таблицу:

Арктические пустыни

Линии сравнения.

Тундра



Внешний облик зоны




Климатические условия




Почвы и их свойства




Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны




Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны




Возможность использования природной зоны человеком




Проблемы и охрана природной зоны




4). 10 мин. Осмысление (Основной приём — эффективная лекция с использованием текста учебника). Открываете учебник с. 157-162 Параграф 33

Вывод 2 мин.

5). Рефлексия.

Класс делится на группы по 3-4человека (7-10 мин)

Ученикам предлагается составить два синквейна на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра. 3мин. Озвучить 2-3 примера.

Синквейн

1 строка – название темы, (обычно существительное)

2 строка – описание темы (два прилагательных)

3 строка – действие (обычно три глагола, относящихся к теме)

4 строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме)

5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)



А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:

В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны. 1 и 3 колонка – арктические пустыни, 2 колонка – тундра. 10 мин.

1. Природа зоны легко ранима

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом

3. Значительные площади покрыты ледниками

4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С

5. Сильные ветры

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики

8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.

9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

10. На южной границе средняя температура июля +10С

11. На скалах «птичьи базары»

12. Лето короткое и холодное

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана

14. В реках и озерах много рыбы.

15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.

16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

17. Полярная ночь длится 5 месяцев

Оцени себя!!

Подсчитайте количество полученных баллов, выставьте себе отметку и обведите кружочком куму надо выставить в журнал.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.

тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

Самооценка 2 мин.

В конце урока проведем самооценку. Поднимите пожалуйста Знак ! если вам все на уроке было понятно, вы сможете рассказать, объяснить тему другому, + если вам было все понятно, но не сможете объяснить, рассказать другому. Знак ? если вы ни чего не поняли.

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

Домашнее задание: 1 мин. параграф 33 подготовиться к проверочной.






Проверка изучения нового материала.


1. Природа зоны легко ранима

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом

3. Значительные площади покрыты ледниками

4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С

5. Сильные ветры

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики

8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.

9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

10. На южной границе средняя температура июля +10С

11. На скалах «птичьи базары»

12. Лето короткое и холодное

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана

14. В реках и озерах много рыбы.

15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.

16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

17. Полярная ночь длится 5 месяцев

Оцени себя!

8- 11 баллов – «3»

12-14 баллов – «4»

15-17 баллов – «5»