СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представления школьников об эпохе начала XIX века, воссоздать её дух; развивать умение обосновывать своё мнение о произведении и его героях. 

 выявить авторский замысел произведения; определить связь между замыслом и его воплощением в комедии 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Литературно-театральный урок в 9 классе  

             по комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

 

Тема:  «Горе от ума». От замысла к воплощению. 

 

Цель урока: расширить представления школьников об эпохе начала XIX века, воссоздать её дух; развивать умение обосновывать своё мнение о произведении и его героях. 

 выявить авторский замысел произведения; определить связь между замыслом и его воплощением в комедии 

Задачи

способствовать формированию представления об эволюции  художественного слова драматурга 

систематизировать знания о проблематике комедии и способах ее выражения через композицию и образную систему  

активизировать развитие творческого мышления 

способствовать пробуждению интереса к творчеству А.С.Грибоедова, внимания к его самобытности, слогу 

Планируемые результаты 

Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме 

Метапредметные: 

познавательные: осуществлять анализ, сравнение, сопоставление, синтез при  работе с художественным произведением, делать выводы, осмысливать и объяснять связь литературных явлений в ходе поисковой и творческой работы; 

коммуникативные: участвовать в обсуждении результатов индивидуальной и коллективной деятельности, принимать «чужую» точку зрения, формулировать и высказывать свою, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; учиться взаимодействовать в коллективе в ситуации сотрудничества, сотворчества; 

регулятивныеактуализировать и восстанавливать знания по теории литературы и анализу драматического произведения, ставить и осознавать учебную задачу в соответствии с целевой установкой, осуществлять поиск решения проблемных задач, находить связь между изученным и новым в процессе изучения темы, оценивать достигнутые результаты. 

Предметные: определять авторскую позицию и ее роль в  произведении, видеть особенности композиции драматического произведения, авторский замысел, давать характеристику литературному герою на основе прочитанного произведения и его постановки на сцене, развивать свои творческие замыслы.  

Тип урока: нетрадиционный комбинированный урок (на основе обобщения и систематизации знаний – «открытие новых знаний») 

Оборудование: реквизит к спектаклю, декорации и костюмы, портрет писателя, дополнительная литература(выдержки из писем А.С.Грибоедова, Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная 

Методы и приёмы:  

театрализация (инсценирование фрагмента произведения) 

проблемный метод (проблемные вопросы) 

репродуктивный метод (слово учителя) 

эвристический (эвристическая беседа) 

творческое чтение (работа с дополнительным материалом, комментарий к тексту «вслед за автором») 

анализ художественного произведения (сопоставление чернового и окончательного вариантов текста, характеристика героев комедии, определение авторской позиции) 

                                          

 

                                                 Ход урока: 

1.Организационный момент.  

2.Вступительное слово учителя  

Мотивация к деятельности: 

  -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок по творчеству Александра Сергеевича Грибоедова. На столе прочитанная нами  книга «Горе от ума», а вашему взору открывается…сцена. Мы приоткроем занавес тайны не только словесного, но и сценического, театрального искусства. Замысел постановки у нас с вами зародился давно, как только мы начали изучать произведение. Вы готовились к спектаклю заранее. За неделю до урока было проведено распределение ролей: выбран из учеников класса режиссёр будущей постановки, художник по костюмам, декоратор. Режиссёру было дано право подобрать учеников-актёров на ведущие роли. В помощь участникам игры были предложены карточки с заданиями Шла кропотливая работа режиссёра, актеров, декоратора, костюмера.  Все, что задумано в постановке, сегодня  воплотится на сцене. И тема нашего урока звучит именно так: «От замысла к воплощению». Тема имеет несколько значений. Мы не только увидим воплощение режиссёрского замысла. Наша цель  урока: увидеть автора в спектакле, проследить, как меняется авторский замысел,  суметь найти связь между замыслом и его воплощением в произведении. Главной задачей станет для нас умение увидеть эволюцию писательского слова,  его самобытность. Зрители не останутся без участия. После представления будет обсуждение. 

Вопросы режиссёру: почему вы решили поставить "Горе от ума"? В чём видите актуальность проблематики пьесы? Что известно вам об истории различных постановок пьесы на русской сцене? Какие из них вы считаете наиболее удачными? 1 

Вопросы актёру: Кто вы (ваш внешний вид, манера одеваться, привычки, интересы)? Как относитесь к окружающим вас людям (Фамусовым, его гостям, Чацкому)? Каковы мотивы вашего поведения в ситуации, предлагаемой для постановки? Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу, в наши дни? 

 

Вопросы художнику по костюмам и декоратору: какими вы видите героев пьесы? Какие детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность характера конкретного персонажа? 

Каковы будут декорации к спектаклю, будут ли они меняться по ходу действия? Нарисуйте эскизы костюмов и декораций. Каков будет ваш вариант сценического занавеса? Попробуйте создать эскиз афиши к спектаклю. 

 

Вопросы зрителям: оцените замысел режиссёра, предложенную им трактовку пьесы. Был ли реализован вариант режиссёра актёрским коллективом? Насколько созданные ими образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящимся в вашем воображении? Отвечает ли оформление спектакля режиссёрскому замыслу? 

Слово учителя: 

– Прежде чем мы окунёмся в атмосферу московской жизни начала XIX века, я хотела бы сказать несколько слов о бессмертной комедии А.С. Грибоедова. «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». Эти слова взяты из известного всем критического этюда И.А. Гончарова «Мильон терзаний», написанного в 1871 году. А в 1885 году, откликаясь на своеобразный театральный юбилей, 55-летие «Горя от ума» на русской сцене, А.С. Суворин назвал комедию Грибоедова «вечной пьесой» и предсказал: «…и в 1985 году её будут слушать с таким же удовольствием, как теперь». 

   Мысль о бессмертии этой пьесы И.А. Гончаров и А.С. Суворин связывали, прежде всего, с картиной нравов. И задача нашего сегодняшнего урока – представив картину быта и нравов Москвы начала XIX века доказать, что комедия Грибоедова на самом деле бессмертна…Прежде чем мы увидим инсценировку отдельных явлений комедии, давайте окунёмся в эпоху Грибоедова, познакомимся с деталями жизни дворянства того времени. «Горе от ума» — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. В комедии выражены идеи первого этапа русского освободительного движения. 
3) выступления учащихся: 

1)Изложение позиции режиссёра.   

Режиссёр – 

  Пьеса «Горе от ума» была не только объектом восхищения, но и предметом неутихающих споров. Спорили и спорят о её жанре, характере сценического действия. Из всего произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы решили проинсценировать действие 4, явления 12 – 15, потому что именно этот отрывок показался нам наиболее значимым. В нём заключается развязка комедии, срываются маски с главных героев, и они предстают перед нами в своём истинном облике. 

Итак, действие 4, явление 12

2)Особенности костюма начала XIX века. Костюмы героев пьесы. Эскизы.   

Для Москвы начало столетия ознаменовалось грандиозной трагедией. 1812 год – война с Наполеоном – пожар, который уничтожил большую часть города. После войны москвичи очень быстро застроили выжженные участки доходными домами. Улицы стали более оживленными. В моду входят народные гуляния в парках и садах. В 20-е годы XIX века в Москве особенно популярными местами считались Нескучный сад и Петровский парк. В Нескучном устроили "воздушный театр", где играли пьесы и ставили спектакли. Вот он – образец зеленых театров, которые появятся позже. Петровский парк славился своим "воксалом", где проводили концерты. Праздничная толпа поражала пышностью нарядов. В начале века уже не только представители знати стремились подражать западной моде. В домах купцов и мещан шла "погоня за модой", здесь тоже заводили шляпки и манишки, выписывали "из Парижу" модные платья и сюртуки. По одежде теперь трудно было отличить даму из высшего общества и мещаночку. Разве что по обилию драгоценностей. Изменения коснулись и быта москвичей. Стало модно устраивать чаепития. В отличие от Петербурга, где предпочитали кофе, в Москве больше пили чай. Но по западному образцу: из чашек, преимущественно черный и без каких-либо добавок. 

   С падением империи Наполеона Париж потерял право диктовать моду, постепенно законодательницей мод становится столица Австрии Вена. Мода в большей степени попадает под влияние наступающей индустриализации и становится достоянием более широких кругов общества. Она приобретает мещанский характер. Дамы отбросили фижмы, пудреные парики, шлейфы. Французская революция не на шутку испугала Екатерину II, а её сын Павел, едва вступив на престол, принялся бороться с «французской заразой» и одни из первых своих законов запретил… круглые шляпы. Павел вооружился против франков, жилетов, круглых шляп, панталон, ботинок, сапогов с отворотами, строго запретил носить их и велел заменить однобортными кафтанами со стоячим воротником, треугольными шляпами, камзолами, ботфортами. Дамам запрещалось носить на поясе и через плечо разноцветные ленты, украшенные блестками, потому что они похожи на орденские. Затем официальным придворным платьем был объявлен русский сарафан с кокошником. Конечно, сарафан стилизованный, из парчи и бархата, а кокошник расшит драгоценными камнями. Молодые модницы ходили зимой в белых шляпах и при самых бледных лучах солнца спешили открыть зонтики: светские кавалеры тех времён носили трико в обтяжку, брюки и гусарские с кисточками сапожки; жабо у них было пышное, шляпа горшком, на фраках – ясные золотые пуговицы, воротники в аршин. 

Основой мужского костюма был фрак. Они были однотонными, но допускались узорчатые ткани. Воротник фрака отделывался бархатом другого цвета. Под фрак надевалась белая рубашка с высоким тугим воротником. Изначально он предназначался для верховой езды. С этой целью полы верхней приталенной одежды отгибали назад, и, наконец, сложилась форма фрака – одежды, не имеющей пол, а только фалды сзади. 

Художник по женским причёскам –  

   Светская женщина начала XIX века как хрупкая, изящная фарфоровая статуэтка. Она должна была выглядеть не старше двадцати лет. Вот почему на портретах того века мы не видим зрелых женщин. Дамы носили причёски из естественных завитых волос, а также парики, размеры которых немного уменьшились. Женщины продолжают носить причёску «Фонтанж», но не такую высокую, как в XVII веке. В период правления Филиппа Орлеанского вошла в моду новая причёска – «Ке» (хвост). Волосы со лба зачёсывались назад, собирались на затылке и перевязывались чёрной лентой. По прошествии нескольких лет эта причёска видоизменилась: волосы убирались в мешочек чёрного цвета из шёлка или бархата, по форме напоминающий футляр. Эта причёска называлась «Кошелёк». В начале XIX века причёски опять начинают «расти». Они представляют собой сооружение из волос, лент, кружев, украшений, достигая в высоту до одного метра. Для поддержки формы используются различные каркасы. Постепенно на смену античным причёскам пришли гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые заплетались в косу, а потом закручивались в кукули и закреплялись шпильками. Единственным оживляющим причёску украшением были локоны, свободно падающие на лоб. По форме локоны были столь разнообразны, что и названия у них были соответствующие: спиральные, трубчатые, змееобразные, стружка и др. К тому же, подчёркивая характер обладательницы причёски, их называли моральными, шаловливыми, капризными, религиозными и др. 

   Мужские причёски отражают стилевые направления. После войны 1812 года распространяется мода и на причёски «а ля казак» и «а ля мужик». В дополнение к причёскам были бакенбарды и усы, название которых поражает своим разнообразием – полоски, фавориты, колбаски, стрелки, акульи усы. Причёски стали делиться на утренние, повседневные, бальные и для визитов. В ходу были широкие и пушистые бакенбарды, небольшие по форме – «сенаторские», которые являлись как бы продолжением причёски. Большинство из женских и мужских причёсок делались из завитых волос.  

Афиша спектакля. Изложение режиссёром и актёрами своих позиций Роль Чацкого –  

   Я выбрал роль Чацкого, потому что этот человек во многом мне понравился. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. У него есть сердце, и он честен. Александр Андреевич искренний и горячий деятель. Он презирает льстецов и низкопоклонников. В отличие от фамусовского общества, Чацкий выказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, бодрым». Александр Андреевич – человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий – мастер афоризмов, едких эпиграмм. Чацкий отстаивает гуманные, прогрессивные идеалы добра и справедливости. Ёщё он простодушен, душевно искренен, а это слагаемые нравственного благородства. В своих монологах Чацкий бичует невежество и пошлость, а также людей, берущих на себя роль верховных судей в оценке событий и явлений жизни. Одним словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством.В ситуации, предлагаемой для инсценировки, Чацкий разыграл роль Отелло. Он упрекает Софью « зачем» она его «надеждой завлекла», зачем прямо не сказала, что прошлое забыто. Он кипит бешенством на всех, «на мучителей толпу, предателей, старух зловещих, стариков» и т.д. И уезжает из Москвы, произнося всему беспощадный суд и приговор. 

Роль Молчалина –  

   Я выбрал роль Молчалина, потому что он выделяется среди остальных героев своим характером, мыслями, действиями. Но он поступил очень плохо и несправедливо с Софьей. Молчалин думал только о себе и ни о ком другом. Софью Молчалин не любил, он любил деньги её отца. Но, к счастью, он был разоблачён. А я старался представить героя, который привык жить двойной жизнью: быть равнодушным к окружающим и угождать им, не любить Софью, но поддерживать в ней это чувство. Главная цель его жизни – продвинуться по служебной лестнице и устроить себе богатую жизнь.. 

Роль Лизаньки – 

  Я играю в инсценировке роль Лизаньки, служанки в доме Фамусовых. Её отношение к хозяевам отличается от отношений других слуг. Она свободно высказывает своё мнение, с Софьей общается на равных. Лиза смотрит на всё происходящее трезво. Она понимает, что любовь Софьи к Молчалину призрачна и недолговечна. В ситуации, предложенной для инсценировки, Лиза проявляет равнодушие к чувствам Молчалина. Она не гонится за славой и богатством. Такой тип людей мне нравится больше всего. В Лизаньке я увидела себя. 

Роль Софьи - 

   Я, Фамусова Софья Павловна, единственная дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Выросла я избалованной, кокетливой девушкой. Я иду с модой в ногу и предпочитаю в основном всё французское – книги, платья, шляпки и другие вещи. Я люблю балы, которые устраивает мой отец, но к гостям отношусь равнодушно. Когда-то в детстве я любила Чацкого, но вскоре после его отъезда разлюбила, посчитав этот отъезд предательством. Вскоре у нас дома появился Молчалин, которого я полюбила за романтичность. Но и он меня разочаровал, потому что я узнала, что он мной пользовался и встречался только ради денег и чинов. Когда я узнала о предательстве Молчалина в тот ужасный вечер, моё сердце было разбито. И тогда я поняла, что уже так искренне доверять не буду никому 

Роль Фамусова –Роль Павла Афанасьевича Фамусова я выбрал потому, что мне хотелось сыграть его со всеми его недостатками. Конечно же, мне хотелось почувствовать себя человеком, относящемуся к «веку минувшему». А также мне хотелось мысленно побывать на балах и маскарадах, которые бывали в доме Фамусова. Я узнал, что прототипом Фамусова был родной дядя А.С. Грибоедова А.Ф. Грибоедов. Алексей Фёдорович был гостеприимный московский барин. Я думаю, что А.Ф. Грибоедов и П.А. Фамусов очень похожи друг на друга. 

В данной инсценировке я представляю очень разгневанного Павла Афанасьевича Фамусова. Он недоволен поведением Софьи, боится огласки и скандала, поэтому грозится отправить дочь и служанку подальше от Москвы. 

А пока… Театр уж полон, 

                  Ложа блещут, и, 

                   Взвившись, занавес шумит.. 

                    Зажигаются свечи. 

3.Театрализованный фрагмент из комедии. Представление спектакля. 

  Коллективное творчество 

4.Беседа на восприятие спектакля , обсуждение постановки: 

(- Аплодисменты вам, ребята, это большой, но интересный труд. Спасибо вам за представление.)  

– Ваши впечатления от постановки пьесы. 

-Понравился ли спектакль? 

 Как вы думаете, почему? 

-Что вызвало интерес? Что поразило?  

-Как, по-вашему, сыграли актёры?  

– Удалось ли, на ваш взгляд, актёрам передать атмосферу, настроение последних явлений комедии? 

5. Анализ текста (обращение к тексту комедии).  Организация познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний : 

      

-Какую сцену из комедии сыграли наши актёры?       (4действие, явления 11-15) 

 Душа здесь у меня каким-то горем сжата, 

И в многолюдстве я потерян, сам не свой. 

Нет! Недоволен я Москвой. 

Целеполагание.  

  В конце 3 действия Грибоедов ремаркой подчёркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Это итог, путь «Вон из Москвы!» определён уже здесь и сейчас. 

- Посмотрите на тему урока, какую цель поставим? 

 (В чем заключается идейно-композиционное значение 4 действия? Почему автор не закончил произведение на сцене из 3 действия?) 

 -Зачем необходимо 4 действие?  

- Как понимаете фразу « идейно-композиционное значение»? 

 (Как построение комедии, расположение действующих лиц влияют на замысел, идею?) 

(4 действие – финал отношений между Чацким и Софьей, Чацким и обществом.) 

-Как бы вы обозначили эту сцену в композиции комедии? (развязка.)  

-Почему вы так решили? 

 (Именно здесь разрешаются драматические конфликты: общественный -столкновение умного, благородного Чацкого с деспотичным и развратным барским обществом , и любовный, где Чацкий узнаёт правду о Софье. Крушение любви становится очевидным: Чацкий своими глазами увидел, кого ему Софья предпочла — прозрение героя. Прозревший Чацкий стремится вон из Москвы. Но финал открытый. Развязки в полном смысле в пьесе нет, потому что нет конца в борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» и в жизни тоже. 

-Как вы думаете, удачна ли развязка? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как менялся автором замысел развязки. 

Поиск решений: 

-Вспомните, какова история создания комедии. 

 ( А.С.Грибоедов долго работал над комедией, делал заметки, менял и уничтожал некоторые действующие лица и сцены. Иногда видел «вещие» сны, предугадывая сцены комедии. И вот 1 и 2 действия написаны в 1821-1822 годах, а в 1823 году в тульском поместье друга Бегичева он заканчивает комедию) 

 

-Правильно. Но что вам известно об истории последнего действия комедии? 

 

Дома вы искали ответ на этот вопрос из разных информационных источников 

Зачитайте свои записи в тетради (литературная справка) 

   в 1824 году по дороге в Петербург Грибоедов меняет развязку комедии. Он вставляет сцену любовной интриги Молчалина с Лизой. 

 

- Актёры сыграли сцену, которой раньше не было 

-Зачем изменил автор финал? Что хотел показать в этой сцене Грибоедов, почему она показалась ему такой важной для всей развязки комедии? (Обману в доме Фамусовых должен был прийти конец. Кто-то должен был прозреть.) 

-Кто же этот герой? (Чацкий) 

-Вспомним, как это случилось? 

 (Он приезжает в Москву в надежде встретить любимую девушку, её отца, а встречает непонимание и лицемерие. Завязывается конфликт. Он разрешается в одну ночь. Чацкий узнаёт о низости и подлости Молчалина, разочаровывается в Софье, узнав, что она изменяет с Молчалиным.) 

-Какие чувства передал наш актёр, сыгравший Чацкого? (герой разочарован, в недоумении) 

-Какие качества, характерные Молчалину, показал актёр, сыгравший эту роль? (лицемерие, низкопоклонство, глупость) 

 

 -Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?  
 

  Молчалин в кульминации показан во всей своей красе. Большего чувства отвращения к нему не возникало у меня в процессе прочтения комедии. Сначала он пристает к Лизе.  
Потом слышим из его же уст, что он лицемерит Софье в чувствах, он позволяет себе обсуждать ее: - Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного. Когда он узнает, что Софья все слышала, то становится самим собой. То есть бросается на колени, ползает перед ней, ведет себя, как скользкий и противный червяк, открывает свое истинное лицо. Когда появляется Чацкий, он даже в этой ситуации поступает как всегда, по-молчалински: просто исчезает, выходит сухим из воды. Раболепствует; своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Не высказывает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других». Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства. Лицемерие — основа его поведения.  
«Мне завещал отец: 

  Во-первых, угождать всем людям без изъятья 
Хозяину, где доведется жить, 
Начальнику, с кем буду я служить, 
Слуге его, который чистит платья, 
Швейцару, дворнику, для избежанья зла, 
Собаке дворника, чтоб ласкова была». 
Безвестный, безродный тверской мещанин, он уже стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство и стал возлюблен 
ным дочери своего хозяина. Нет сомнения, что он достигнет «степеней известных», ведь в этом мире Молчалины блаженствуют на свете!». 

  -Почему Молчалин не любит Софью?  
(Сразу видно, что в любовном стремлении Молчалина к Софье явно перевешивает расчет. Ему удобно, выгодно жить у Фамусовых, которые оценивают его молчание, ухаживать для виду за Софьей. Да и в разговоре с Чацким Молчалин говорит только о выгоде, упоминая известнейших и влиятельных людей — таких, как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич. Цель жизни Молчалина вовсе не в угождении всем людям. Это всего лишь средство для достижения главной цели. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в “высшем свете”, он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог). 
 

-Кто ещё прозрел в комедии?   ( Софья. Она узнаёт правду о Молчалине) 

-Какие качества в этой сцене проявляет Софья?  
 

(Расчет в действиях и поступках Софьи занимает не меньше места, чем у Молчалина. Но все-таки ее расчет вредит не столько Молчалину, сколько окружающим и в какой-то мере ей самой. Да и так называемая ее любовь построена на каких-то доводах и размышлениях. И получается это чувство очень холодным, от него не веет никакой теплотой.  
В конце пьесы Софье выпадает шанс узнать истинное лицо «возлюбленного» , вся любовь которого была построена на расчете). 

-Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях ("Что мне молва?") предпочитает Молчалина? 

(Молчалин - выдуманный герой романа. К тому же Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать)  

Какое прозрение наступило для Фамусова? 

Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении?    

(Фамусов выглядит комичным. Его больше всего волнует общественное мнение:Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!)  

-Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете?  

( "Молчалины блаженствуют на свете, потому что, всем угождая, добиваются своей цели", потому что они "угождают своему начальству, и те поощряют их", а "Чацкие не угождают, и на них наваливаются все беды", "они не боятся сказать в лицо всю правду, и им всегда за прямоту достается от всех нечестных людей"). 
 

"Молчалины совсем не думают о других, за счет чужих неудач и поражений они получают чины и награды, и вообще они живут только для себя, для карьеры. Такие люди не замечают страданий, которые терпят крепостные крестьяне, они не считаются с интересами других 

 Чацкие, любя правду, свободу, честность, видят вокруг себя раболепие, ложь, сплетни и не могут мириться с этим". "Молчалины заботятся лишь о себе, о том, чтобы "награжденья брать и весело пожить". Людей же, подобных Чацкому, волнует все, что они видят вокруг себя. Чацкого волнуют несчастья своей родины, он страдает за народ. Молчалиных же волнует только собственная карьера и положение. Поэтому в Чацких душа горем сжата за свою страну, а Молчалины блаженствуют на свете". 

"Я, например, предпочитаю жить подобно Молчалину, А именно таких людей в наше время больше ценят " 

-Считаете ли вы последнюю редакцию важнее для замысла всей комедии?      

(Да. Ведь все качества героев здесь  обретают крайнюю степень выражения: Чацкий-благородство и ум, а Молчалин и фамусовское общество-обман и бесчестие). 

-Помог ли нам понять роль развязки в комедии наш спектакль? (Конечно, помог. Речь героев, их жесты, мимика, поведение подсказывали нам о сущности персонажей. Правильная интонация, выразительное чтение помогали верному восприятию идейного содержания комедии) 

-Увидели вы автора в спектакле? 

 (Да. Его позиция выразилась через отношения к героям) 

Актуализация учебных действий (создание проблемной ситуации): 

     Уникальность нашего урока в том, что в самом конце занятия вам откроется новая тайна…этого удивительного произведения.Прослушайте отрывок из письма А.С.Грибоедова своему другу С.Н. Бегичеву от 18 сентября 1818 года 

Индивидуальное сообщение ученика 

 « В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком любви к чему-нибудь изящному, а притом «несть пророк без чести, токмо в отечестве своём, в сродстве и в дому своём». Отечество, сродство и дом мой в Москве. Все тамошние помнят Сашу, который теперь вырос и становится к чему-то годен. Определён в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят» 

Что же толкнуло автора на создание столь смелого для тех лет произведения? 

 

 В первую очередь – ограниченность аристократического общества, слепое подражание всему иностранному,  состояние своеобразного «застоя» мировоззрения, неприятие нового типа мышления, отсутствие самосовершенствования. Так вернувшись в 1816 году из заграницы в Петербург, молодой Александр Грибоедов был поражен тем, как светская публика на одном из приемов поклоняется перед иностранным гостем. Судьба Грибоеда распорядилась так, что, будучи довольно образованным и умным, он был весьма прогрессивным в своих взглядах человеком. Он позволил себе высказать пламенную речь с недовольством по этому поводу. Общество сразу сочло молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро разлетелась по Петербургу. Это и стало мотивом для написания сатирической комедии.  

Поиск решения: 

- Что вам открылось? Похожа ли ситуация, в которую попадает Чацкий, на личные переживания автора? Можно ли сказать, что замысел комедии родился и из личных переживаний Грибоедова?  

(Да. Автор пережил эту ситуацию, прочувствовал, у него родился замысел комедии неслучайно.) 

Делаем выводы:  

Автор сначала прочувствует замысел, выносит его в своём сердце, а потом воплотит в произведении. 

8 Подведение итогов.  

-К какому выводу урока мы вместе с вами подошли 

( существует неразделимая связь между замыслом и его воплощением в произведении. В замысле и кроется авторская позиция.) 

 

 -Победил ли Чацкий? Или он побеждённый?   

 (Я считаю, что он — победитель. Он во всех случаях остался выше фамусовского общества, он превзошел всех героев своим умом, порядочностью. Но если взглянуть с другой стороны, Чацкий сломлен количеством “старой силы”.  
    Если бы на свете не было таких людей, как Чацкий, то люди были бы злыми, жестокими подхалимами) 

   Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей. Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье. Герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, взглядами. Он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах. Чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.Но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. Ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. Чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. Ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. Но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти 

  

9) Слово учителя: 

    Грибоедов в письме Катенину писал, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего» С этим можно и согласиться и не согласиться: противники Чацкого (в том числе и Молчалин) менее всего глупцы. Чацкого не хотят простить именно потому, что прекрасно его  понимают. Молчалин незаурядный психолог. Приглядевшись к нему, можно с уверенностью сказать, что есть в нём та сила, основанная на гибком всё учитывающем уме, которая позволяет ему устроиться в жизни. А Чацкий - образованный, начитанный, человек ,который не может мириться с несправедливым общественным устройством, стремящийся служить делу , а не лицам, ненавидящий рабство во всех его проявлениях( крепостное право, подчинение воли личности общественному мнению, чинопочитание и подхалимство, подражание всему иностранному,  человек , который ценит свободу, имеет своё собственное мнение и открыто его высказывает. 

   Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает.   «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.  
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.  
Карету мне, карету!»                                                                                                                                                Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и им же подобные по прежнему на вершине власти.  А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем. Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности. Можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов. Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию. Скрытый смысл  «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам. А Вам советую следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.  

  Рефлексия. 

-Что понравилось на уроке? Что запомнилось? 

 Нашли ли мы все ответы на поставленные задачи? 

 Помогла  творческая работа на уроке  вашему восприятию произведения? 

 Оцените себя: как вы работали (активно/неактивно; что вызывало затруднение, а с чем справлялись легко и быстро?)  

 Домашнее задание: 

Написать рецензию на инсценированный фрагмент произведения.    Выставление оценок. 

«Горе от ума» 

 

 
Как просто... принимать весь мир... 
Без догм... концепций... и суждений... 
И жизнь... становится, как пир... 
Без споров... глупых убеждений... 

Всё в мироздании... совершенно... 
В нём нет... изъянов... и огрех... 
Скажу от сердца... откровенно: 
Лишь УМ людской... рождает грех... 

Он судит... сравнивая мерит... 
Себя ни сколько... не кляня... 
Стереотипам... страстно верит... 
Свои фантазии... любя... 

И, проглотив... УМА наживку... 
Висим, как рыбы... на крючке... 
Всё отпустить... и просто жить бы... 
Но нет... Сидим мы в кулачке... 

Нам не подходит... ТО... и ЭТО... 
Нас раздражает... ВСЁ... и ВСЯ... 
За догмами... не видно Света... 
В суждения... ушла стезя... 

Ключевые слова (суть): ум, простота. 

 

Боритесь с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам, следуйте принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу. 

 

 Приложение 

 

I. Межличностные отношения 

1.  Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. 

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 

3.  Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 

4.  Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. 

6.  Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 

8.Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам, 

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. 

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. 

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. 

14. Общительность – способность легко входить в общение. 

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. 

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 

17. Откровенность – открытость, доступность для людей. 

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. 

 

 

II. Поведение 

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 

2.  Гордость – чувство собственного достоинства. 

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. 

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 

6  Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. 

9.Энергичность – решительность, активность поступков и действий. 

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем. 

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. 

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. 

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. 

14. Настойчивость – упорство в достижении целей. 

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь. 

 

III. Деятельность 

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. 

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. 

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. 

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. 

5 Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота. 

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. 

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 

8.Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 

9.Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу. 

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения. 

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность. 

 

 

IV. Переживания, чувства 

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. 

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние. 

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 

5 Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 

6. Нежность – проявление любви, ласки. 

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. 

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. 

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. 

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда. 

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. 

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. 

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. 

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. 

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. 

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. 

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. 

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне. 

  

  

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности, подчеркните качества из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях. 

 

Аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство. 

 

Какой герой обладает этими качествами?