СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе Тема: «Закрепление. Сложноподчиненное предложение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающие:

       Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие  однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

    Совершенствование построение схем, определения вида придаточных,  пунктуационных      навыков, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

Продолжить  формирование привычки к  самостоятельной работе; развивать умение самооценки.

Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе Тема: «Закрепление. Сложноподчиненное предложение».»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЭДИГЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







Открытый урок в 9 классе

Тема: «Закрепление.

Сложноподчиненное предложение».

















































Учитель русского языка и литературы

НугмановаГ.А.





2018 год





Цели:

Обучающие:

Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

Совершенствование построение схем, определения вида придаточных, пунктуационных      навыков, умения конструировать СП;

Воспитывающие:

Продолжить  формирование привычки к самостоятельной работе; развивать умение самооценки.

Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ученики образуют большой круг, у учителя в руках мяч. Начнем урок с высказывания пожеланий на сегодняшний урок. Оно должно быть коротким.



2.Проверка д/з: устная проверка задания, учащиеся по цепочке зачитывают предложения, определяя вид придаточного.



3. Входной контроль знаний.

Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Утверждения

+

1

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и  союзными словами

+

2

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

-

3

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

+

4

СПП состоит только из двух простых предложений

+

5

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

-

6

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному

+

7

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится

+

8

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

+

9

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются  одинаковыми по значению

-

10

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

-

  1. Актуализация знаний.

Внимательно прочитайте предложения. Установите соответствие: СПП – вид подчинения

Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём ей нельзя было знать. (последовательное)





В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца,

воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец. (параллельное)

Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)

В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное)

Вопрос классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Ответы учащихся).

Закрепление

Задание 1: «Конструктор»

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь.  Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни  (когда …, который …).

  2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда  …,  то …, которая …).

Заполните таблицу у доски.

СПП

Схема

Тип подчинения

1



2




Задание 2: Схематический диктант.

Начертите схемы и определите устно вид придаточного.

Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

Предложения для анализа на экране:


1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.

2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.


ФИЗМИНУТКА


Задание 3: «Синтаксическое лото».

Работа у доски

Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения.

В лист самооценки вносятся баллы.

Предложение

Схема

Тип подчинения

1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.


параллельное

2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.


последовательное

3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место


однородное

4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии.


Неоднородное

5. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.


комбинированное



Задание 4: Мини-тест «Третий верный»

А) Укажите номер СПП с союзным словом.



1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.



Б) Укажите номер СПП с указательным словом.



1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.



В) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.



1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.





Г)  Укажи номер СПП с придаточным определительным.



1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи

3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

Д) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным.

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.



РЕФЛЕКСИЯ

SMS друг другу о том, как прошел урок.



Д/з: Составить презентацию “Что я знаю о СПП?”










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!