СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в рамках декады учителей начальных классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в рамках декады учителей начальных классов»

Открытый урок. Математика 4 класс

Тема: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Задача учителя — научить каждого ребенка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Надо, чтобы ребенок почувствовал, что ученье — это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Решению этой важной задачи может помочь игра, которая способствует развитию умственной деятельности учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, развивает их воображение и логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, творческие способности.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное — уметь найти органическую связь игры с задачами данного урока. Так как главная цель любой игры — помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.

Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя личностью, проявить и развить свою индивидуальность.


Цель: ознакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, куски газеты, таблички с названиями игр: “Угадайка”, “Шифровия”, “Именя”, “Строители”, “Помогайка”, “Кто лишний”, лента, ножницы, кружок желтого цвета, кусок алюминиевого провода, ветка дерева.

Ход урока

I. Организация класса


Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Математический диктант

70 * 4 300 : 10 45 * 4

40 * 5 280 : 4 120 : 12

23 * 2 560 : 80 800 * 0


II. Индивидуальная работа

1 ученик Записать примеры в столбик и решить их

68 * 24 205 * 50


2 ученик Решить геометрическую задачу

S = 160 м2




в = 30 м Найти периметр прямоугольника




Вступительная беседа

Ребята, сейчас у нас не просто урок математики, а урок-игра.

В какие игры вы любите играть? (Жмурки, салки, догонялки, краски и т.д.)

Но раз у нас урок необычный, то и игры у нас будут необычные.

Первая игра поможет нам узнать тему нашего урока. А называется она: “Угадайка”. Я буду загадывать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны их отгадывать.

  1. У него угла четыре.
    Все углы равны, прямые.
    Ну, а по две стороны
    Противоположны и равны.
    Это чудо наш угольник
    Назовем… (четырехугольник).
    (В нем надпись: “Мате”.)

  2. Он давно знакомый мой.

Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).
(В нем надпись: “тика”.)


3. Я похож, друг, на тарелку.

Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто… (круг).
(В нем надпись: “в”.)



4. Посчитай и посмотри:

У меня три стороны.
Три вершины, три угла
Как зовут меня друзья? …(Треугольник)
(В нем надпись: “углу”.)

- Что у нас получилось ?

(Вывешиваю все фигуры и читаем «Математика в углу»)


III. Знакомство с народными традициями

- Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)


Углы бывают разными: одни для наказания, а другие для почетных гостей. Издавна на Руси дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. Кто помнит, как называлось это место в избе?

А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.

Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее, как дорогого гостя, усадим в красный угол.

Ребята, вот вы говорите, что стояли в углу. А кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

- Кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Углы ) (Виды углов)

IV. Сообщение темы урока и целей урока

Подготовительная работа к восприятию нового материала

Вот сегодня мы научимся строить углы, узнаем их имена и научимся отличать их друг от друга. А поможет нам в этом игра, которая называется “Шифровка”.



- Расшифруйте слова:

НЕЙЛИКА (линейка)

ДАШРАНКА (карандаш)

ТАГАЗЕ (газета)

(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? (Газета не относится к математике.)

Эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие.


V. Повторение пройденного материала.

- Начертите в тетради прямую линию.

- Какая линия называется прямой?

Теперь “отрежем” от прямой кусок 8 см и начертим его в тетради.

- Как этот кусок можно назвать? (Отрезок).

- Чем отличается прямая от отрезка или наоборот?

Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна (учитель проделывает всю работу с помощью ленты, ножниц и прикрепляет все это на доске).

Теперь я разрежу прямую и к месту разреза прикреплю желтый кружок. - На что это похоже? На луч солнца.

Правильно. Эта фигура и называется — луч.

- Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.)

-А с другой стороны? (Да, до бесконечности.)

Луч имеет начало, но не имеет конца.

-А вот если к солнышку добавить еще один луч, то, как вы думаете, какая фигура получится? Угол.


VI. Работа над новым материалом

Так что же такое угол?

Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Лучи — это стороны угла.

Точка — это вершина угла.

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом, …

- Каждый угол имеет название. И сейчас мы поиграем в игру “Имена”.


У каждого на парте лежат цветные листы бумаги. Они все разного размера. Возьмите в руки квадрат синего цвета, соедините две стороны листа так, чтобы они совпадали.

- Какая фигура у вас получилась? (треугольник )

- Какую фигуру образовала линия сгиба? (острый угол)

Сложите квадрат красного цвета два раза, чтобы его стороны совпадали.

- Какая фигура у вас получилась? (прямоугольный треугольник )

- Какой угол образовала линия сгиба? (прямой)

- Какой угол еще вы знаете? (тупой)

- Кто из вас догадается, как из желтого квадрата построить тупой угол

- Сравните тупые и острые углы с соседом по парте, они у вас одинаковые?

- Как можно сравнивать углы? (Наложением один на другой)

- У вас одинаковые углы получились? (да)

- Как называются углы? (острый, тупой и прямой)

- А если вы наложите синий – острый угол на красный - прямой, что вы увидите? Если наложить Желтый на красный угол, что вы увидели?

- Какой вывод мы сделаем?

- Какой угол называется прямым?

- Какой угол называется острым?

- Какой угол – тупой?


ВЫВОД: Острый угол меньше прямого, а тупой больше прямого

Есть еще один угол, который вы не знаете.

Возьмите красный треугольник, Какой угол вы видите?

(Разворачиваем угол, какой теперь у нас угол получился?) (Развернутый)


VII.ФИЗМИНУТКА

А сейчас — физкультминутка.

Это вам, друзья, не шутка.

Предлагаю дружно встать,

Друг за другом повторять.

На раз, 2, 3, 4, 5

Головою повращать,

Полный угол описать.

6, 7, 8 — развернуть вас угол просим:

Руки в стороны, и вот

Мы летим, как самолет.

Руки накрест все скрестили

Вертикальные углы мы получили.

Положенье рук меняем –

Поднимаем, опускаем.

Согнув в колене, ногу

Поднимем над землей,

Да так, чтоб получили

Угол мы прямой.

Теперь сделаем тупой,

Но уже другой ногой.

Раз подняли, опустили,

По задачам загрустили.

Все садимся, и опять

Будем мы углы считать.


VIII. Закрепление пройденного

Начертите в тетрадь прямой угол (Кто-то на доске)

Начертите прямой угол (Кто-то на доске)

Начертите тупой угол (Кто-то на доске)

А как начертить развернутый угол?

Как вы думаете чего не хватает нашим углам? (ИМЁН)

В начале урока мы сказали, что у угла есть что? (Стороны и вершина)


Открываем Рабочую тетрадь стр 90. № 1


IX. Работа в группах

4 группы выполняют 2 задания (по 2 одинаковые):

а ) Положи 3 палочки так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.



б) Положи 4 палочки спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж. 


- Ребята, сегодня мы говорили об углах. Скажите, а в жизни, люди каких профессий используют углы в работе? (Модельеры, моряки, конструкторы и строители).


X. Работа в тетради

Придумайте геометрическую задачу и мы вместе решим ее.


XI. Тест

1.Угол – это :

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура ;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.


2. Углы бывают:

а) только тупые; б) острые, прямые; в) острые, прямые, тупые.


3.Точка – это:

а) середина угла; б) вершина угла; в) она не нужна для построения угла;


4.Стороны угла – это:

а) отрезки; б) лучи; в) прямые.


5 . На рисунке изображён угол … О

а) КОМ; б) ОМК; в) КМО.

М

К

6. Острый угол ……….… прямого, а тупой угол ……..…… прямого.


7. Какого вида эти углы? Подпишите.


а ) б) в)









- Взаимопроверка. Самооценка.


XI. Итог урока

С какой же новой геометрической фигурой мы сегодня работали? С прямым углом. А какие еще бывают углы? Острые, тупые.

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Развернутый угол)

Закончить урок стихотворением:

Математику, друзья

Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.

ЗАПАС

XII. Практическая работа по изготовлению прямого угла

А сейчас поиграем в игру “Помогайка”.

Наш друг карандаш построил себе домик, но что-то в нем не так. Как вы д умаете, ребята? (Не ровные углы).

Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”.

Давайте исправим эту ошибку. Но как? У нас с вами есть инструмент, которым можно было бы измерить прямой угол? Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю).

(Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)

И справляем углы дома. Посмотрите, без чего не бывает дома? (Без крыши). Украсьте свои дома, чтобы в ваш захотелось зайти в гости.

Проверяем их при помощи своих углов и треугольника.

Дом улыбается. И приглашает всех на новоселье.



XIII. РЕФЛЕКСИЯ

ЛЕСЕНКА УСПЕХА













А я предлагает новую игру “Кто лишний?”.


У каждого индивидуальная карточка с разными углами под номерами. Каждый ряд выполняет свое задание.

1 ряд — Назвать номера прямых углов. (2, 4)

2 ряд — Назвать номера тупых углов. (1)

3 ряд — Назвать номера острых углов. (3, 5)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время. Пора заканчивать игру.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!