Открытый урок. Математика 4 класс
Тема: "Математика в углу (угол, виды углов)"
Задача учителя — научить каждого ребенка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Надо, чтобы ребенок почувствовал, что ученье — это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Решению этой важной задачи может помочь игра, которая способствует развитию умственной деятельности учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, развивает их воображение и логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, творческие способности.
Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное — уметь найти органическую связь игры с задачами данного урока. Так как главная цель любой игры — помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.
Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя личностью, проявить и развить свою индивидуальность.
Цель: ознакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, куски газеты, таблички с названиями игр: “Угадайка”, “Шифровия”, “Именя”, “Строители”, “Помогайка”, “Кто лишний”, лента, ножницы, кружок желтого цвета, кусок алюминиевого провода, ветка дерева.
Ход урока
I. Организация класса
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Математический диктант
70 * 4 300 : 10 45 * 4
40 * 5 280 : 4 120 : 12
23 * 2 560 : 80 800 * 0
II. Индивидуальная работа
1 ученик Записать примеры в столбик и решить их
68 * 24 205 * 50
2 ученик Решить геометрическую задачу
S = 160 м2
в = 30 м Найти периметр прямоугольника
Вступительная беседа
Ребята, сейчас у нас не просто урок математики, а урок-игра.
В какие игры вы любите играть? (Жмурки, салки, догонялки, краски и т.д.)
Но раз у нас урок необычный, то и игры у нас будут необычные.
Первая игра поможет нам узнать тему нашего урока. А называется она: “Угадайка”. Я буду загадывать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны их отгадывать.
У него угла четыре.
Все углы равны, прямые.
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны.
Это чудо наш угольник
Назовем… (четырехугольник).
(В нем надпись: “Мате”.)
Он давно знакомый мой.
Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).
(В нем надпись: “тика”.)
3. Я похож, друг, на тарелку.
Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто… (круг).
(В нем надпись: “в”.)
4. Посчитай и посмотри:
У меня три стороны.
Три вершины, три угла
Как зовут меня друзья? …(Треугольник)
(В нем надпись: “углу”.)
- Что у нас получилось ?
(Вывешиваю все фигуры и читаем «Математика в углу»)
III. Знакомство с народными традициями
- Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)
Углы бывают разными: одни для наказания, а другие для почетных гостей. Издавна на Руси дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. Кто помнит, как называлось это место в избе?
А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.
Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее, как дорогого гостя, усадим в красный угол.
Ребята, вот вы говорите, что стояли в углу. А кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)
- Кто уже догадался, какая тема нашего урока? (Углы ) (Виды углов)
IV. Сообщение темы урока и целей урока
Подготовительная работа к восприятию нового материала
Вот сегодня мы научимся строить углы, узнаем их имена и научимся отличать их друг от друга. А поможет нам в этом игра, которая называется “Шифровка”.
- Расшифруйте слова:
НЕЙЛИКА (линейка)
ДАШРАНКА (карандаш)
ТАГАЗЕ (газета)
(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? (Газета не относится к математике.)
Эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие.
V. Повторение пройденного материала.
- Начертите в тетради прямую линию.
- Какая линия называется прямой?
Теперь “отрежем” от прямой кусок 8 см и начертим его в тетради.
- Как этот кусок можно назвать? (Отрезок).
- Чем отличается прямая от отрезка или наоборот?
Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна (учитель проделывает всю работу с помощью ленты, ножниц и прикрепляет все это на доске).
Теперь я разрежу прямую и к месту разреза прикреплю желтый кружок. - На что это похоже? На луч солнца.
Правильно. Эта фигура и называется — луч.
- Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.)
-А с другой стороны? (Да, до бесконечности.)
Луч имеет начало, но не имеет конца.
-А вот если к солнышку добавить еще один луч, то, как вы думаете, какая фигура получится? Угол.
VI. Работа над новым материалом
Так что же такое угол?
Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
Лучи — это стороны угла.
Точка — это вершина угла.
В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.
Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом, …
- Каждый угол имеет название. И сейчас мы поиграем в игру “Имена”.
У каждого на парте лежат цветные листы бумаги. Они все разного размера. Возьмите в руки квадрат синего цвета, соедините две стороны листа так, чтобы они совпадали.
- Какая фигура у вас получилась? (треугольник )
- Какую фигуру образовала линия сгиба? (острый угол)
Сложите квадрат красного цвета два раза, чтобы его стороны совпадали.
- Какая фигура у вас получилась? (прямоугольный треугольник )
- Какой угол образовала линия сгиба? (прямой)
- Какой угол еще вы знаете? (тупой)
- Кто из вас догадается, как из желтого квадрата построить тупой угол
- Сравните тупые и острые углы с соседом по парте, они у вас одинаковые?
- Как можно сравнивать углы? (Наложением один на другой)
- У вас одинаковые углы получились? (да)
- Как называются углы? (острый, тупой и прямой)
- А если вы наложите синий – острый угол на красный - прямой, что вы увидите? Если наложить Желтый на красный угол, что вы увидели?
- Какой вывод мы сделаем?
- Какой угол называется прямым?
- Какой угол называется острым?
- Какой угол – тупой?
ВЫВОД: Острый угол меньше прямого, а тупой больше прямого
Есть еще один угол, который вы не знаете.
Возьмите красный треугольник, Какой угол вы видите?
(Разворачиваем угол, какой теперь у нас угол получился?) (Развернутый)
VII.ФИЗМИНУТКА
А сейчас — физкультминутка.
Это вам, друзья, не шутка.
Предлагаю дружно встать,
Друг за другом повторять.
На раз, 2, 3, 4, 5
Головою повращать,
Полный угол описать.
6, 7, 8 — развернуть вас угол просим:
Руки в стороны, и вот
Мы летим, как самолет.
Руки накрест все скрестили
Вертикальные углы мы получили.
Положенье рук меняем –
Поднимаем, опускаем.
Согнув в колене, ногу
Поднимем над землей,
Да так, чтоб получили
Угол мы прямой.
Теперь сделаем тупой,
Но уже другой ногой.
Раз подняли, опустили,
По задачам загрустили.
Все садимся, и опять
Будем мы углы считать.
VIII. Закрепление пройденного
Начертите в тетрадь прямой угол (Кто-то на доске)
Начертите прямой угол (Кто-то на доске)
Начертите тупой угол (Кто-то на доске)
А как начертить развернутый угол?
Как вы думаете чего не хватает нашим углам? (ИМЁН)
В начале урока мы сказали, что у угла есть что? (Стороны и вершина)
Открываем Рабочую тетрадь стр 90. № 1
IX. Работа в группах
4 группы выполняют 2 задания (по 2 одинаковые):
а ) Положи 3 палочки так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.
б) Положи 4 палочки спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.
- Ребята, сегодня мы говорили об углах. Скажите, а в жизни, люди каких профессий используют углы в работе? (Модельеры, моряки, конструкторы и строители).
X. Работа в тетради
Придумайте геометрическую задачу и мы вместе решим ее.
XI. Тест
1.Угол – это :
а) фигура, состоящая из двух вершин;
б) геометрическая фигура ;
в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.
2. Углы бывают:
а) только тупые; б) острые, прямые; в) острые, прямые, тупые.
3.Точка – это:
а) середина угла; б) вершина угла; в) она не нужна для построения угла;
4.Стороны угла – это:
а) отрезки; б) лучи; в) прямые.
5 . На рисунке изображён угол … О
а) КОМ; б) ОМК; в) КМО.
М
К
6. Острый угол ……….… прямого, а тупой угол ……..…… прямого.
7. Какого вида эти углы? Подпишите.
а ) б) в)
- Взаимопроверка. Самооценка.
XI. Итог урока
С какой же новой геометрической фигурой мы сегодня работали? С прямым углом. А какие еще бывают углы? Острые, тупые.
Что нового для себя вы узнали на уроке? (Развернутый угол)
Закончить урок стихотворением:
Математику, друзья
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.
ЗАПАС
XII. Практическая работа по изготовлению прямого угла
А сейчас поиграем в игру “Помогайка”.
Наш друг карандаш построил себе домик, но что-то в нем не так. Как вы д умаете, ребята? (Не ровные углы).
Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”.
Давайте исправим эту ошибку. Но как? У нас с вами есть инструмент, которым можно было бы измерить прямой угол? Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю).
(Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)
И справляем углы дома. Посмотрите, без чего не бывает дома? (Без крыши). Украсьте свои дома, чтобы в ваш захотелось зайти в гости.
Проверяем их при помощи своих углов и треугольника.
Дом улыбается. И приглашает всех на новоселье.
XIII. РЕФЛЕКСИЯ
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
А я предлагает новую игру “Кто лишний?”.
У каждого индивидуальная карточка с разными углами под номерами. Каждый ряд выполняет свое задание.
1 ряд — Назвать номера прямых углов. (2, 4)
2 ряд — Назвать номера тупых углов. (1)
3 ряд — Назвать номера острых углов. (3, 5)
Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время. Пора заканчивать игру.