СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Валентность химических элементов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Валентность химических элементов" и самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Валентность химических элементов"»

Тема урока: Валентность химических элементов.


Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Цель урока:  сформировать понятие валентность и умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.

Задачи урока 

I. Образовательные.

1. Познакомить учащихся с понятием валентность;

2. Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;

3. Сформировать и закрепить умение  составлять формулы, зная валентность химических элементов.

II. Воспитательные.

       Показать единство материального мира

III. Развивающие.

       Умение записывать химические формулы веществ, зная валентность элементов, входящих в состав данного вещества. Приобретение  навыков самостоятельной работы.

Основные понятия: валентность,

Оборудование: таблицы и схемы


План урока:

  1. Организационный момент (3 мин)

приветствие; отметить отсутствующих.

  1. Постановка проблемного вопроса (3 мин)

  2. Актуализация знаний, (беседа 10 мин)

  3. Объяснение нового материала по теме «Валентность химических элементов» (15 мин)

  4. Закрепление материала, повторение ключевых моментов. Подведение итогов: ответ на проблемный вопрос (5 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)

Сегодня мы с вами повторим материал, который изучали на прошлом уроке «Химическая формула». Относительная молекулярная масса». Потренируемся в вычислении относительной молекулярной массы. А затем перейдем к изучению новой темы.

Итак, первый вопрос: что такое химическая формула?

А что такое, качественный и количественный состав вещества?

Что означает следующая запись:

 2Сl, 2Сl2, 3Сl2, 5НСl

Следующий вопрос: Что такое относительная молекулярная масса, как она обозначается и как рассчитывается?

Опрос по карточкам.

Рассчитать молекулярную массу вещества.

Итак, а теперь переходим к изучению новой темы. В конце урока мы напишем небольшую самостоятельную работу по новой теме, поэтому слушайте внимательно и переписывайте записи с доски. Запишите тему урока: «Валентность химических элементов».

Только что мы с вами вспомнили, что такое химическая формула. Каждое вещество имеет свою химическую формулу, которая выражает его качественный и количественный состав, т.е. какие элементы и в каком количестве входят в состав одной молекулы данного вещества.

А как же узнают состав каждого вещества. С помощью сложных экспериментов. Однако, зная валентность можно составить формулу любого вещества. Итак, запишем, что же такое валентность:

Валентность – это способность атомов удерживать при себе определенное число атомов других элементов.

Валентность атома водорода принята за единицу.

  I                        I                 I                      I

НСl                  H2O             NH3                         CH4

Cледовательно, атом водорода не может присоединять больше одного атома другого элемента, но другие элементы могут присоединять один (НСl), два (H2O), три (NH3), четыре (CH4) и более атомов водорода (показать шаростержневые модели этих молекул).

Валентность обозначается римской цифрой, которая ставится над знаком химического элемента в формуле вещества.

А кислород? Атом кислорода всегда двухвалентен.

    II                       II                           II  

 H2O                    SO3                                   CO2

Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность):

         VI                        IV                           II

 SO3                     SO2                         H2S

В учебнике в таблице приведены валентности химических элементов в соединениях. Жирным шрифтом обозначены те элементы, которые имеют постоянную валентность (Na, К, Н, О и др.).

Зная формулы веществ, состоящих из двух элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента. Например, СuO – оксид меди (II). Мы знаем, что валентность кислорода равна двум.                 Если на один атом кислорода приходится один атом меди, значит, валентность меди тоже равна двум.

Запишем правила определения валентности по формулам их соединений.

Правила определения валентности элементов в соединениях:

1. Записать химическую формулу вещества и указать валентность известного элемента.

Например,  оксид углерода (IV) имеет формулу – СО2, валентность кислорода постоянна и равна двум, записываем над символом кислорода II


                       II


                     СО2

2. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности   и  индексом этого элемента.

Для этого умножаем валентность известного элемента на индекс при этом элементе:

                  2 × II = 4 – это и есть НОК

 3. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

Индекс при атоме углерода равен 1, значит:

4 : 1 = IV – это и есть валентность атома углерода

                                         IV II

                                           СО2

Разберем еще один пример:

                                                II

                                          Fe2O3

1. Валентность кислорода постоянна и равна II.

2. НОК: 3 × II = 6

3. 6 : 2 = III – это и есть валентность атома железа

                                III II

                                Fe2O3

Определим валентность химических элементов в следующих соединениях:

               СаО                               ZnCl2

               N2O                              Li2S

              NH3                                          Mg3P2

Валентность атомов кислорода вы уже знаете, а валентность других элементов, имеющих постоянную валентность, находим по таблице.

Вы уже умеете определять валентность химических элементов в соединениях, формулы которых известны. А теперь рассмотрим как, зная валентность составить химические формулы.

Для составления химической формулы, нужно знать валентность элементов в данном соединении. Валентности некоторых элементов представлены в таблице учебника.


Правила составления химических формул по валентности:

1. Записать химические знаки элементов, входящих в состав соединения, и указать их валентности.

Например, составим формулу оксида алюминия – соединения алюминия с кислородом. Запишем знаки химических элементов:

                                           Аl..O..

Валентность кислорода равна двум, валентность алюминия постоянна, находим значение валентности по таблице учебника, она равна трем. Записываем валентности:

                                         III II  

                                        Аl..O..

2. Определить НОК чисел, обозначающих валентность обоих элементов.

НОК – наименьшее из целых положительных чисел, делящееся без остатка на каждое из данных целых чисел.

             НОК II и III – 6

3. Разделить НОК на валентность каждого элемента, полученные числа обозначают индексы соответствующих элементов.

6 : II = 3, т.е. индекс при атоме кислорода равен 2

6 : III = 2, т.е. индекс при атоме алюминия равен 3.

4. Записать полученные индексы справа внизу у знаков химических элементов.

                                          III II  

                                          Аl2O3

Разберем еще один пример: соединение серы с водородом, при чем валентность серы указана, так как сера имеет переменную валентность.

                                            II

                                        Н..S..

1.Записываем валентность атома водорода:

                                        I II  

                                         Н..S..

2. Находим НОК, оно равно двум

3.  Находим индексы элементов:

2 : II = 1, т.е. индекс при атоме серы равен 1

2 : I = 2, т.е. индекс при атоме водорода равен 2

4. Записываем формулу с учетом индексов:

                                         I II  

                                           Н2S

В названии веществ, имеющих переменную валентность, в скобках пишут валентность данного элемента в этом соединении:

СuO – оксид меди (II)

Cu2O – оксид меди (I)

Расставим индексы в формулах следующих соединений:

                              II                             III

                         К..S..                      Мg..N..

                              IV                             I

                        Мg..Si..                    С..Сl..

                           II   I                             I

                         Fe..Сl..                    Са..F..

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое валентность, как определить валентность элементов, формула  которого известна, и наоборот, зная валентность составить химическую формулу. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, для этого напишем самостоятельную работу.

На работу вам остается 10 минут (цена 1задания - 2б, 2 задания-4б, 3 задания - 6б,4 задания - 8б)

Самостоятельная работа

1. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях:

             СО,  ZnS,  SiН4

2. Расставьте индексы в химических формулах следующих соединений:

а) K..O..

           I

б) Аl..I..

    V    I

в) Р..Cl..

3. Составьте  химические формулы соединений с кислородом следующих элементов (символ кислорода в формулах ставится на второе место):

  а) железа (II)

  б) азота (IV)

4. Составьте  химические формулы соединений с хлором (I) следующих элементов (символ хлора в данных формулах ставится на второе место):

  а) бария

  б) железа (III)


Домашнее задание





Самоанализ урока: Валентность химических элементов.


Класс: 7

Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала.

Структура урока включает в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Преподавание химии в 7 кл ведется по программе , 2 ч в неделю. Данный урок является пятым по счету в разделе «».Урок дан по плану.

          В 7 классе 5 учащихся, присутствовали ____.  Качество знаний в классе 36 %; по химии – 43%. На уроках химии  активно работает 1 учащийся, 2 – менее активно, остальные – пассивны. К подготовке к урокам относятся соответственно.

       Цели урока:

  1. Образовательная:

- Познакомить учащихся с понятием валентность;

- Сформировать и закрепить умение определять валентность по химическим формулам;

- Сформировать и закрепить умение  составлять формулы, зная валентность химических элементов.

2. Воспитательная: 

- Показать единство материального мира

3. Развивающая: 

- Продолжить формирование положительных мотивов учения, развитие логической памяти, внимательности, самостоятельности при выполнении заданий.

        Цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока.

Организационная часть заключалась в проверке наличия учащихся на уроке, наличия необходимых принадлежностей, готовности учебного кабинета к занятию.

Проверка знаний предполагала  выявление и оценку путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала; выполнения ими домашнего задания; подготовки учащихся к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний были применены:

опрос по карточкам (осуществлен дифференцированный подход);

 фронтальный устный опрос.

При опросе я старалась активизировать внимание класса путем исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров. Это позволило вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствовало активному повторению материала.

Изучение нового материала начиналось с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению цели урока, составлению плана урока. При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний.

Закрепление материала проведено в форме беседы, а также в виде самостоятельной работы учащихся в тетрадях и оцениванием своих знаний (применен дифференцированный подход). Закрепление материала позволило выяснить, что учащиеся в основном  поняли новый материал, помогло выявить ошибки в его понимании и исправить их.

По домашнему заданию был дан  подробный инструктаж, д/з предполагает  выбор заданий по степени сложности (осуществлен дифференцированный подход). Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

        На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая, индивидуальная.

        Все этапы урока логически связаны между собой.  При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный,

- наглядный ;

- проблемное изложение,

- частично – поисковый.

Способы:

- работа с учебной литературой, дидактическим материалом,

- работа у доски

- применение ИКТ

    Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся .Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально  использовалось  время на уроке.

     В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока. План урока и его цели были реализованы полностью.

        В дальнейшей работе необходимо совершенствовать методы и приемы работы с учащимися в урочное и внеурочное время с применением дифференцированного подхода, стимулировать познавательную активность в учебе для последующих положительных результатов по предмету.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!