Викторина по теме «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина».
Тема: Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина. ( Сл.1,2 )
Цели урока: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С.Пушкина.
2. Развивать образное мышление, речь, память.
3. Прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация к уроку, картинки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С.Пушкина.
На доске - портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к его сказкам.
В игре участвует весь класс, который был заранее предупрежден о теме конкурса. Дети отвечают на вопросы и зарабатывают себе баллы.
Ход мероприятия
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на нашей сегодняшней викторине, посвященной великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Начнем мы с небольшой биографической справки.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 ( Сл.3) года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, обедневшего дворянского рода,
оставившего яркий след в истории России. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой
«арапа Петра Великого» - Ибрагима Ганнибала.
Раннему увлечению Александра Пушкина литературой способствовала прекрасная домашняя библиотека.
А сейчас у нас разминка.
1. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны.)
2. Сколько всего сказок написал АС.Пушкин? (6; 5 и 1 не закончил.)
3. Какие? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Начнём нашу игру с вопросов. За каждый правильный ответ вам присваивается 1 балл.
-
Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? («. . . в год за три щелчка по лбу. . .» ( Сл.4)
-
.) В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?
(В комара, муху, шмеля ) (Сл.5)
-
Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?») ( Сл.6)
-
Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? ( Родной бабушкой.
(«А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей».) (Сл.7)
-
От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( От чародея) (Сл.8)
-
Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян ) (Сл.9)
-
.За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? «Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года» (Сл.10)
-
Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить? «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь». (Сл.11)
-
С каких слов начинается "Сказка о попе и работнике его Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб) (Сл.12)
-
Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно». (2 года. ) (Сл.13)
-
Сколько сыновей было у царя Дадона? «Что за страшная картина. Перед ним его оба сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат». (Сл.14)
-
Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"?«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». (Сл.15)
Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!» (Сл.16)
-
От чего умерла мачеха? «Тут тоска её взяла. (Сл.17)
-
К кому и как обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? «Свет наш солнышко. . .», «Месяц, месяц, мой дружок. . .», «Ветер, ветер! Ты могуч. . .» (Сл.18)
-
Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя? Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:
«Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». (Сл.19)
-
Какое приданое приготовил царь своей дочери? (Семь торговых городов, Да сто сорок теремов…) (Сл.20)
-
Как звали жениха молодой царевны? (Елисей) (Сл.21)
-
Сколько времени была старуха царицей? (Две недели) (Сл.22)
-
Душегрейка старухи, ставшей столбовой дворянкой, была сшита из … (Из соболя) (Сл.23)
20.Сколько и какие желания исполняла Золотая рыбка? (5 желаний.
Исполнила 4: корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица.) (Сл.24)
21. Сколько лет жили старик и старуха у самого синего моря? (Тридцать лет и три года) (Сл.25)
22. Где жили старик со старухой? (У синего моря) (Сл.26)
23. На чем спал Балда в поповом доме? (На соломе.) (Сл.27)
Продолжи строчки ( Сл.28)
- Жил старик со своею старухой....... ( у самого синего моря)
-
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей......(ласковое слово)
-
Приплыла к нему рыбка спросила......(чего тебе надобно старче)
-
Старик ловил неводом рыбу. Старуха.....(пряла свою пряжу)
-
Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал....(чтоб рыба говорила)
-
Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть....(столбовою дворянкой)
Узнайте сказку по следующим словам: ( Сл.29)
-
Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
( Сл.30) («Сказка о мертвой царевне».)
-
Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
( Сл.31,32,33) («Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике Балде».) ( Сл.34,35,36)
-
Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочек, петушок. («Сказка о золотом петушке». ( Сл.37,38)
Каждому участнику задается, один вопрос, на который нужно ответить, используя подсказку
1Как звали няню поэта? (Арина.)
2.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». (Елисей.)
3.Чудо-предмет, говорящий всю правду. (Зеркальце.)
4.Фрукт, которым отравилась молодая царевна. (Яблоко.)
5.Имя царя в одной из сказок А.С. Пушкина. (Салтан.)
6.Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка.)
7.Жилище старика со старухой. (Землянка.)
8.Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
9.Сказочный персонаж, исполнявший желания. (Рыбка.)
-
Пернатый сторож, извещавший об опасности. (Петушок.)
-
Название острова, мимо которого проплывали корабли. (Буян:)
-
Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз. (Шмель.)
-
Непременный атрибут старухи. (Корыто.)
-
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
-
Имя царя в «Сказке о золотом петушке». (Дадон.)
Следующее задание. Для вас приготовлены отрывки из произведений, по которым вы должны определить, из каких сказок они взяты.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся. («Сказка о золотом петушке».)
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и его работнике Балде».)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Следующее задание. Расшифруйте слова. В первом квадрате слова, во втором ключ к разгадыванию. Расшифруйте слова и запишите их на листочке. За правильные ответы добавляются баллы. ( Сл.39)
1 | 8 | 2 | 12 |
9 | 7 | 10 | 4 |
5 | 11 | 3 | 6 |
Проверяем (дворянка, море) (Сл.40)
Как замечательно, что вы так хорошо знаете сказки А.С. Пушкина
Сейчас вам предстоит определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь.
Деталь предмета, которую князь Гвидон получил при крещении. Умело используя ее, он сумел погубить Чародея и освободить царевну Лебедь. (Шнурок от нательного креста.)
1.Ребята, а какие слова говорила злая царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(читает правильный ответ).
Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
2. Кем стали три девицы из «Сказки о царе Салтане...»? (Ткачихой, поварихой, царицей.)
3.Кто из героинь А.С. Пушкина самая жадная? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Читает учитель.
Про кого же этот стих?
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. (Дадон из «Сказки о зо- \
лотом петушке».)
А как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
(читает правильный ответ).
Да жду вон этой тучки;
З
ашвырну туда твою палку
Да и начну с вами, чертями, свалку.
Узнайте сказку по рисунку. (Показ слайдов.) ( Сл.41)
-
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».) ( Сл.42,43)
-
Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.44)
-
Месяц («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.45)
-
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.46,47,48)
-
Кораблик («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») ( Сл.49)
-
Лебедь («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») ( Сл.50,51)
-
Зайчонок ( «Сказка о попе и о работнике его Балде».) ( Сл.52,53)
-
Петушок («Сказка о золотом петушке».) ( Сл.54,55)
Вот и подошла к концу наша викторина, посвященная прекрасному поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -Непоколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросала судьбина И счастье куда бы ни повеяло, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Раздала трафареты героев сказок и дети оформляют рисунок , по ним подвела итог урока.