Открытый урок во 2 «Б» классе
В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Форма урока:
проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Приемы: пропущенное слово, последовательность событий, верные и неверные утверждения, игра «волшебные слова», паспорт героя.
Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре, картинки для каждого ученика (сердечки).
Ход урока:
1. Психологический настрой
- Доброе утро, ребята! Ровненько встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
-Мы начинаем урок литературного чтения. Сегодня нас ожидает много интересной работы. Мы будем рассуждать, думать, делать выводы.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
- Чего бы вы хотели пожелать себе на уроке?
-Хорошего настроения.
-Знакомства с интересным произведением.
- Хорошо читать.
-Давать правильные ответы на вопросы.
2. Речевая разминка
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором.
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
- Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
-Правильно. А кто знает, кого называют невежей, а кого невеждой?
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
3. Постановка целей и задач урока:
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю прочитать слова на доске (цепочкой)
- Что общего во всех этих словах? (они волшебные)
- Попробуйте разделить их на две группы. А чем различаются эти слова?
(с помощью одних слов происходят превращения, чудеса…, т.е. одни слова заклинания, а другие - вежливые)
Крекс, фекс, пекс …
Спасибо
Трах – тибидох…
Пожалуйста
Абра-кадабра
Здравствуйте
-Каждое утро, заходя в школу, класс, встречая друг друга на улице вы приветствуете всех словами…….(доброе утро, здравствуйте, привет…)
-Как мы называем такие слова? (Вежливые слова)
- На уроке по какому предмету мы с вами недавно говорили о вежливых словах? (на уроке по окружающему миру)
- Кто помнит историю возникновения слова «вежливые»?
Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому раньше учили вежеству в школах наряду с грамотой. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».
-Как по-другому называют такие слова? (волшебные, добрые слова)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О волшебных словах).
- Какие ещё волшебные слова вы можете назвать? (называют)
-С «вежливыми (волшебными) словами» связана тема нашего сегодняшнего урока.
Называется он «Волшебное слово».
-Имя автора рассказа зашифровано. Расшифруем его (ребус).
Вsаrлеhнтиnна Оjсеzеwва
-Правильно, ребята.
Мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».
Нашими целями будут: знакомство с новым произведением «Волшебное слово» и развитие навыков чтения. (На слайде).
Игра на внимание:
- Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с несколькими произведениями замечательной писательницы Валентины Осеевой.
-Кто мне напомнит, какие? («Хорошее», «Почему?»)
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны.
-Верно! Молодцы!
- Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое подготовили ученики.
Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в семье инженера. В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие 5 рассказы. В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Постановка проблемы.
-Наша задача ответить на вопрос: «Действительно ли вежливые слова - волшебные?»
- Предположите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке. Чему будем учиться? Закончите предложения
Познакомимся …..
Прочитаем …..
Проанализируем ……
(Мы будем работать по рассказу «Волшебное слово». Узнаем биографию писательницы)
- Надеюсь, что все активно будут работать на уроке.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным произведением.
- Как вы думаете произведение «Волшебное слово» это сказка или рассказ?
-А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст.
-Откройте учебник на с.87
-Прочитайте ещё раз название произведения
-Как вы думаете, о чём это произведение (прогнозирование)
2. Работа над лексическим значением слов:
- А начнем мы свою работу со слов. Читая рассказ, вам встречались слова, трудные для понимания. Давайте посмотрим, как вы с ними разобрались.
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарки, запекания в духовой печи)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в городе)
Буркнул - (говорил ворчливо, невнятно)
Засопел – (тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки)
Робко – (боязливо и несмело)
Чуть не поддал хорошенько – т.е. чуть не ударил.
Работа по содержанию произведения.
а) Прослушивание рассказа (аудиозапись) до слов «Он вскочил и побежал домой»
б) работа по 1 части:
- о чём вы узнали из 1 части;
- Каким мы видим мальчика в начале произведения? Докажите словами из текста.
(Сердитый, обиженный: кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, красное сердитое лицо, покосился Павлик, засопел от обиды, стукнул кулаком).
- Почему у него возникло желание убежать из дома? (Его все обижали, и ни кто не понимал)
- Как выглядел старик? Спокойный, добрый, внимательный. Прочтите.
- Кого он вам напоминает? (Волшебника)
- Как старик учил Павлика произносить волшебное слово? Ещё раз перечитайте эти строчки. (Говорить его надо тихим голосом…)
- Как можно озаглавить 1 часть. «Знакомство старичка и Павлика»
- Интересно вам узнать какое же это волшебное слово?
-Кто из вас уже догадался?
-Как вы считаете, с кого Павлик начнёт проверять волшебную силу слова?
С Лены.
-Как вы считаете, ребята, поможет ли Павлику волшебное слово? (высказывания учащихся)
-Будем читать дальше. Проверим наши предположения.
4.Чтение оставшейся части произведения.
Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста».
- Настало и наше время проверить в волшебную силу слова «Пожалуйста».
Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста».
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
VI. Продолжение работы по теме урока:
1. Чтение произведения «цепочкой»
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
Чтение по ролям.
-Будьте внимательны, не путайте свои слова с другими героями и старайтесь читать выразительно.
Чтение второй части.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
- Как можно озаглавить 2 часть. Ее можно назвать «Сила волшебного слова»
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа и почему выполняли их после помощи старичка?
-Он был грубым, не использовал слово «пожалуйста». А потом он начал его говорить, родные поняли, что он добрый и вежливый.
-Да, они поняли, что Павлик может быть воспитанным и хорошим мальчиком, поэтому стали ему помогать.
- Каким стал мальчик, после общения со стариком? Подтвердите словами из текста
(Добрый: смущённое доброе лицо, смотрит прямо в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил).
-Так ли произошло на самом деле? Просмотрите иллюстрации. Каким эпизодам рассказа они соответствуют?
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
-Как повёл себя старший брат? Согласился ли взять Павлика кататься на лодке?
(Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все члены семьи стали добрыми по отношению к мальчику).
- Можно ли старика назвать волшебником? Почему? (Можно, потому что он помог мальчику стать добрым)
Работа в группе.
Восстанови последовательность событий
1.Присел на скамейку.
2.Ленка не даёт краски.
3.Бабушка и брат обижают Павлика.
4.Есть такое волшебное слово.
5.Павлик решил попробовать и побежал к сестре.
6.Прогонит бабушка или нет?
7.Подействует ли на брата?
8.В сквере старика уже не было.
7. Работа в паре с проверкой по эталону.
Тест
1. Где сидел дедушка?
а) В городском сквере
б) На берегу озера в) Под деревом
2. Чем были нарисованы символы?
а) Карандашом б) Пальцем
в) Острым концом зонта
3. О чём Павлик попросил дедушку?
а) Подсказать, который час
б) Дать посмотреть зонтик
в) Подвинуться
4. На кого Павлик пожаловался дедушке?
а) На брата и сестру
б) На одноклассников
в) На родителей
5. Какое решение вопроса мальчика предложил дедушка?
а) Нажаловаться маме
б) Убежать из дома
в) Произнести заклинание
6. Какое главное условие было, чтобы заклинание сработало?
а) Говорить его чётко и громко.
б) Произносить его тихим голосом.
в) Говорить его про себя и ночью.
7. Что произошло, когда Павлик вежливо попросил брата взять его покататься?
а) Брат сразу согласился взять Павлика.
б )Все стали ругать Павлика.
в) За столом сразу все замолчали.
8.Что сделал Павлик после всего случившегося?
а) Написал сочинение.
б) Побежал на то место, где встретил дедушку, чтобы сказать ему «спасибо».
в)Рассказал о волшебном слове друзьям.
Кластер.
- Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и после.
Павлик
Злой Добрый Назойливый Внимательный
Непослушный Вежливы Уважительный
Обидчивый Любящий Грубый
- Давайте вспомним, какие добрые поступки мы совершали?
-Всегда ли легко совершать добрые поступки? Почему?
-Как вы думаете, как автор относится к своему герою?
-Чему учит нас рассказ Осеевой?
9. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Перед вами «Сердечко чувств»
- У вас на столе сердечки трех цветов:
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите розовое сердечко;
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите желтое сердечко;
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите белое сердечко.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов и для добрых дел, творите добро.
Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
Возьмите сердечко, напишите на нем волшебные слова и подарите это сердце близкому человеку, чтобы у него на сердце стало тепло от вашего волшебства.
(Дети вручают подарки гостям с добрыми пожеланиями)
10. Итог урока.
- К какому мы выводу пришли? Рассказ мы прочитали или все таки сказку?
- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).
- Какой урок извлекли из рассказа? (Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)
- Какой совет вы бы дали Павлику?
Вернёмся к цели нашего урока.
Так может ли слово быть волшебным?
Ребята, а вы верите в волшебство слова?
Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило?
- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
- Молодцы, вы отлично сегодня поработали!
11. Домашнее задание
Домашнее задание на выбор :
1) Подготовить пересказ. 2) Придумать вопросы
к рассказу. 3) Написать отзыв о рассказе.
4) Дать характеристику героя.
Если утверждение верное – поставьте +, если нет -.
а) Старичок был маленький, с длинной бородой (+);
б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое (+);
в) Павлик не хотел убегать из дома (-);
г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником (+);
д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь (+);
е) Лена дала брату зелёную краску (+);
ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок (+);
з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки (+).
а) Старичок был маленький, с длинной бородой;
б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое;
в) Павлик не хотел убегать из дома;
г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником;
д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь;
е) Лена дала брату зелёную краску;
ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок;
з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
а) Старичок был маленький, с длинной бородой;
б) Лицо мальчика (при встрече со стариком) было красное и сердитое;
в) Павлик не хотел убегать из дома;
г) Бабушка за одну морковку прогнала мальчика из кухни веником;
д) Говорить волшебное слово нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем разговариваешь;
е) Лена дала брату зелёную краску;
ж) Бабушка выбрала самый лучший, румяный пирожок;
з) Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.