Тема урока: Химические свойства и применение воды.
Я и туча, и туман, И ручей, и океан,
И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
Аквариум
Акватория
Акварель
Акваланг
АКВА
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.
Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
(Проблемный вопрос)
- Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут.
2. Приходил – стучал по крыше,
уходил – никто не слышал.
3. Растёт она вниз головою. Не
летом растет а зимою. Но
солнце её припечёт – заплачет
она и умрет.
Характеристика вещества
Физические свойства воды
Агрегатное состояние
Жидкое
Вкус
Твердое
Без вкуса
Цвет
Газообразное
Без цвета
Запах
Без запаха
Температура кипения
100° С
Температура замерзания
0° С
Плотность воды при t+4°С
1 г/см 3 .
Фронтальный опрос
1. Каков состав воды?
2. Какая молекулярная масса воды?
3. Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде в индивидуальной карте
4. Назовите способы очистки воды?
5. Причины загрязнения водоемов?
6. В чем заключается охрана природных ресурсов?
Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде?
Решение:
Mr (H 2 O) = 2 Ar (H) + Ar (O) = 2∙1+16 = = 18 г/ моль
W(H) =
W(O) =
Тема урока: Химические свойства и применение воды.
Цель урока :
сформировать понятия о химических свойствах воды и способах ее применения.
Химические
свойства
воды
1. Разложение воды
2Н 2 О → 2Н 2 ↑ + 2О 2 ↑
2. С активными металлами IA группы и IIA групп.
2Na + 2H 2 O = 2 NaOH + H 2 ↑
2К + 2H 2 O = 2КOH + H 2 ↑
2Li+H 2 O=LiOH+H 2 ↑
3. С неактивными металлами
Взаимодействие меди с водой - не реагирует с водой никогда, Cu + H 2 O→ не реагирует
4. Взаимодействие с неметаллами
С+НОН=СО+Н 2 ↑
5. Взаимодействие с оксидами металлов
СаО+Н 2 О=Са (ОН) 2
6. Взаимодействие с оксидами неметаллов
P 2 O 5 + 3H 2 O2 → H 3 PO 4
Применение воды
Ни умыться, не напиться, Без воды Листику не распуститься Без воды Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя!
Первая игра « Вставь пропущенное слово»
1.Щелочи – это _( ) основания
2. Вода при обычных условиях взаимодействует с ( ) металлами.
3. С неактивными металлами вода ( )
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на ( )
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ( ) .
6. Без воды человек может прожить ( )
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и (______)
8. Вода распадается ( )_и _ (____________).
Первая игра «Вставь пропущенное слово»
1.Щелочи – это _(растворимые) основания
2. Вода взаимодействует с __(активными) _ металлами.
3. С неактивными металлами вода (не взаимодействует)_
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на ( малиновую)
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются (кислоты ) .
6. Без воды человек может прожить __(три дня)__
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и (гидроксильной группы ОН) .
8. Вода распадается на (водород) _и (кислород) .
Вторая игра « Удивительная цифра »
В поле игры правильные ответы необходимо обвести кружком.
1
2
5
6
3
9
4
7
10
8
11
12
1. Формула воды – Н 2 О.
2. Мr (Н 2 О) = 18 а.е.м.
3.Щелочи хорошо растворяются в воде.
4. Вода не имеет вкуса и запаха.
5. Вода – хороший растворитель.
6. В воде растворяется железный гвоздь.
7. Вода имеет вкус и запах.
8. Вода – летучая жидкость.
9. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
10. медь не взаимодействует с водой.
11. основание можно определить фенолфталеином.
12. Вода при температуре +4°С 1г/см 3 .
1
2
5
3
6
9
4
7
10
8
11
12
Третья игра «Крестики-нолики».
В игровом поле необходимо отметить
«крестиком» вещества, которые реагируют с водой, а «ноликом» – которые не реагируют с водой.
кислород
азот
стекло
оксид фосфора
оксид кальция
натрий
песок
серебро
золото
кислород
оксид кальция
стекло
оксид фосфора
азот
песок
натрий
серебро
золото
Критерии оценивания работы:
нет ошибок –«5»,
1-3 ошибки –«4»
до 5 ошибок – «3»
более 5 ошибок – «2»
Итог урока
Почему воду называют самым уникальным веществом на земле?
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.
Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
(Проблемный вопрос)
§32 стр.109 тест.
Творческое задание: составить синквейн по теме «Вода» .