ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3 класс
Тема: Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы
Цель: ознакомить, почему вода – одно из главных богатств Земли; познакомить со свойствами воды, её значением для растений, животных и человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
Оборудование: презентация по теме урока; стакан с водой, ложка; цветная бумага (серая, зеленая, желтая, красная, белая); сахар, измельченный мел; стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр-вата; колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, лед (или снег).
Ход урока:
Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.
Что нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?
На доске два смайлика-настроения: радость, грусть.
-Какое настроение выражает каждый смайлик? Какое Настроение выберем на урок? Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.
- Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!
-Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1). Фронтальный опрос
Продолжаем работу в исследовательской лаборатории. Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?
- Перечислите свойства воздуха.
- Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
- Отчего загрязняется воздух?
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
Самоопределение к деятельности
Начнём наш урок с загадки.
Загадка
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …. (воды)
Вступительная беседа о значении воды.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пустыне. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднялся сильный ветер. Он несет целые кучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют голову. Люди, тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет.
- Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев?
(т.к. нет воды, растения без воды не живут)
- Предположите, чем могла бы закончиться эта история, если колодца на пути люди так и не встретят?
(Люди и верблюды могут погибнуть)
- Почему?
(Где нет воды, там нет жизни)
Вывод: о каком веществе идет речь? Назовите самую главную жидкость на земле.
(Вода.)
- Почему вода? Докажите.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
«Вода как вещество. Свойства воды». Значение воды для жизни на Земле.
- Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.
IV. Работа по теме урока
1). Беседа
Что такое вода
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Океаны, моря, бесчисленные озера и реки, речки... Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода степенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без неё на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.
Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.
И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги...
А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон идя стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!
Вот она какая, вода!
- Итак, где встречается вода в природе?
Ответы учеников: Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.
Какие водоемы нашего полуострова вам известны?
- А в чем еще содержится вода?
Ответы учеников: Она содержится во всех частях растений. В соке -это вода с растворенными в ней различными веществами.
- Вы, конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?
Ответы учеников: Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кипяченная и т.д.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без меня вам не умыться
Не наесться
Не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
- Какую роль играет вода на Земле?
(Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)
- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?
Вода- это вещество!
Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем, для этого мы проведем исследования. А помогут нам в этом опыты. Но сперва - физминутка.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
V. Продолжение работы по теме урока
1). Практическая работа (стакан с водой, ложка, цветная бумага, сахар, растолчённый мел, воронка, фильтр, колба, подкрашенная вода, горячая вода
- Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?
Мы будем выяснять, что это за вещество - «вода», и какими свойствами она обладает.
Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.
- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
Ответы детей:
- Ищут ответы на вопросы.
- Наблюдают.
- Проводят опыты (исследуют).
- Проверяют свои догадки.
Итак, опыты. Сейчас мы проведем несколько опытов и будем записывать свои наблюдения в исследовательский лист.
Карта исследований.
Что такое вода? _________________________
Свойства воды:
Опыт 1. __________________________________
Опыт 2. __________________________________
Опыт 3___________________________________
Опыт 4.__________________________________
Опыт 5. __________________________________
Опыт 6. __________________________________
Опыт 7. __________________________________
Опыт 8. __________________________________
Опыт 9. __________________________________
Свойства воды
Опыт 1 -Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой опыт можно провести?
Проблема: видны ли в воде другие предметы?
Опустите в стакан с водой ложку.
Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2
-Какого цвета вода? Проблема: имеет ли вода цвет?
-У нас есть цветная бумага. С их помощью определим цвет воды.
-Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? желтая? красная? белая?
(Нет.)
- Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3
- Каков запах воды? Проблема: имеет ли вода запах?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
- А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4
Проблема: а может ли вода растворять вещества?
Вода — растворитель. Насыпаем в один стакан с водой сахара, а в другой -столько же крахмала. Перемешаем воду.
- Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?
(Вода растворила кристаллы сахара, а часть мела осела на дно.)
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Вода — универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.
- Подумайте, где в быту, в жизни человек использует эти свойство воды.
(Умываемся, моем руки, стираем белье, готовим растворимый кофе, какао.)
Опыт 5
- А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из ваты.
- Вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.
Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка моды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него.
Опыт 6
- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (выливаем на тарелочку)
(Она растекается в разные стороны.)
- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность?
(Вода стекает под уклон.)
-Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
-Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство - текучесть), не имеет формы.
Опыт 7
Проблема: имеет ли вода форму?
Пригласим помощника. Я беру 3 разных по форме сосуда. В одном из них вода. Показываю это детям.
- Ребята, что вы видите в сосуде? (воду)
Ученик начинает переливать воду из одного сосуда в другой.
- Что он сейчас делает? (переливает воду из одного сосуда в другой)
- Что произошло с водой? (она перелилась из одного сосуда в другой)
- Какую форму приняла вода? (форму сосуда, в который она налита)
- Какое свойство вы обнаружили?
- Переливая воду в разные ёмкости. Что можете сказать о форме воды? Какую форму имеет вода в разных ёмкостях?
Вывод: вода - жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Опыт 8. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды?
Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.
Опыт 9 - Проводит учитель рассказывает учитель – предлагает провести этот опыт вместе с родителями дома.
Проблема: как ведёт себя вода при нагревании и охлаждении?
На столе: ёмкость с подкрашенной водой, ёмкость с горячей водой, ёмкость со холодной водой, фломастер.
Задания:
1) Возьмите ёмкость с водой, отметьте уровень воды фломастером. Поставьте пробирку в горячую воду. Что произошло с водой? Отметьте новый уровень воды. Сделайте вывод, почему уровень стал выше? Что происходит с водой при нагревании?
2) Теперь эту ёмкость поставьте в сосуд с холодной водой (под контролем учителя, во избежание травм). Пронаблюдайте, что произошло с водой, отметьте новый уровень воды. Почему он стал ниже? Сравните с первоначальным уровнем? Сделайте вывод, что происходит с водой при охлаждении?
Вывод: при нагревании – вода расширяется, при охлаждении – сжимается.
-Каким свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
-Итак, перечислите свойства воды.
(Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча, вода — растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении – сживается))
VI. Закрепление изученного материала
Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.
Вода — важный помощник для человека. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются
А теперь подумайте и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.
Ответы детей:
- Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.
- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.
- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.
- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.
- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.
- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.
Физминутка. Игра «Ты – мне, я – тебе» (если что – в резерв)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.
1. Как две капли воды.
2. Как рыба в воде.
3. Как в воду кануть.
4. В рот воды набрать.
5. Выйти сухим из воды.
6. Как в воду глядеть.
Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.
1 – очень похожие;
- один в один;
- совершенное сходство.
2 – свободно, хорошо;
- как у себя дома;
- спокойно, расслабленно;
3 – провалиться сквозь землю;
- исчезнуть;
4 – промолчать;
- замолчать самому;
5 – остаться безнаказанным;
- избежать проблем;
6 – предчувствовать;
- предвидеть;
- знать заранее
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока
Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
- Почему вода — самая главная жидкость на свете?
— Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы.
2. Рабочая тетрадь: № 1, 3, 6. 7 (с. 29-32).
Резерв
Работа в парах
- Ребята, вы были прекрасными исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.
- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. Посчитайте, сколько же литров воды содержит человек с определённой массой тела. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради на стр.29 № 2.