КГКП «Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»
отдела образования акимата Шемонаихинского района

Лукиненко Ирина Геннадьевна
Волшебные
краски
аккомпанемента

Методическая разработка урока
ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ АККОМПАНЕМЕНТА

Методическая разработка урока
Лукиненко Ирина Геннадьевна
преподаватель специальности «Фортепиано», концертмейстер
Коммунальное Государственное казённое предприятие
«Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»
отдела образования акимата Шемонаихинского района»
Предмет «Специальный инструмент фортепиано»
Уровень образования учащихся: 1 класс.
Цель урока: развитие творческого потенциала ученика посредством ансамблевой игры, умения слышать, анализировать и подбирать соответствующий жанр и гармонию.
Задачи:
Развивать музыкально-образное мышление.
Развивать умение слышать гармонию, подбирать по слуху.
Осваивать различные жанры аккомпанемента.
Обучать основам аккомпанирования, ансамблевой игре.
Развивать умение анализировать результат своей деятельности.
Тип урока: урок углубления темы, освоение нового материала.
Образовательные технологии:
Принципы:
Принцип обучения, развития.
Принцип увлеченности.
Принцип активности, самостоятельности и реализация их на уроке и вне его.
Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Дидактическая структура урока:
Приветствие.
Погружение в тему.
Обращение к теме и проблеме.
Физминутка.
Творческая работа.
Обращение к теме и проблеме.
Домашнее задание.
Рефлексия результатов урока.
Методы обучения:
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Анализ.
Материалы и оборудование:
ноутбук;
проектор, экран;
фортепиано.
Музыкальный материал:
Детская песенка «Василёк».
А. Руденко «Цветочная песенка «Ромашка».
Э. Сигмейстер «Прыг-скок».
Негритянская народная песня «Дождя больше не будет».
Предполагаемые результаты:
Развитие самостоятельности в подборе по слуху.
Знание различных жанров аккомпанирования и использование ихпри подборе по слуху мелодий.
Игра в ансамбле с другими инструментами.
Самостоятельный анализ результатов деятельности.
Ход урока:
1.Приветствие
(Слайд №1)
Педагог: Здравствуй Анюта! (Слайд №2)
Ученица: Здравствуйте, Ирина Геннадьевна!
Педагог: Ох, какие бантики! Как ты красива и нарядна!
Ученица: Спасибо, я стараюсь, ведь люблю я выступать!
2. Погружение в тему
Педагог: Анюта, давай разыграем наши пальчики гаммами, чтобы они могли уверенно работать. (Слайд №3)
Ученица: Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.
Гамма — строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют — не беда!
Им не следует лениться,
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»
Педагог: Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).
- А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).
Игра. Гаммы: п.р.- До мажор, л.р. – Соль мажор, п.р. – Ре мажор, л.р. – Фа мажор.
Педагог: Каждый ученик относится к игре гамм очень напряженно, и не понимает, зачем преподаватели так настойчиво заставляют играть на уроках специальности и петь на уроке сольфеджио. Анюта и ребята, я расскажу вам сказку о том, почему Сеньора Гамма такая строгая и почему она заставляет постоянно трудиться.
Зачем нужны гаммы? (Слайд №4)
Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и в третьем.
— Что случилось, кто это там стонет? — заволновались музыкальные инструменты.
— Это я, Гамма, — застонал голос. — Не могу больше терпеть. С утра до вечера я учу детей играть. Стараюсь, чтобы их пальчики стали ловкими и подвижными, а в ответ получаю одни упреки. Дети не любят меня и называют скучной.
— Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, — мелодично пропела музыкальная Пьеса. — Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много
красивой музыки.
— Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, заметила маленькая Сонатина.
Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.
На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.
Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.
Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.
— Я стал фальшиво звучать, — вздыхал один Этюд.
— А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, — сердилась музыкальная Пьеса.
— От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, — плакала Сонатина.
— Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, — строго сказала Фея Музыки. — Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные клавиши и пальцы. Благодаря гаммам дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.
— Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! — дружно закричали Пьесы, Этюды и Сонатины.
Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась.
-Теперь, Анюта, ты поняла, почему нужно играть гаммы и будешь с удовольствием учить их?
Ученица отвечает
3. Обращение к теме и проблеме
Проверка домашнего задания:
Подбор по слуху с использованием гармонии с устным анализом. Песенка «Василек». (Слайд №5)
Педагог: Теперь мы разукрасим наши главные аккорды красками, жанрами аккомпанемента и еще такими яркими, что добавим к аккомпанементу танцы.
2. Новая тема
Жанр польки. (Слайд №6)
Часто этот танец считается польским, а это неверно, потому что он чешского происхождения. А название его обозначает “половинка”, так как танцуют его мелкими шажками. Обычно этим танцем открывали деревенский бал — и никто не мог устоять на месте. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют в кругу парами. Размер 2/4.
Педагог: Аня, что характеризует жанр польки, как ты поняла его?
Ученица отвечает.
Показ с использованием цепочки аккордов Т-S-D. Повтор ученика.
Педагог: Давай теперь жанр польки добавим к песенке «Василек», которую ты так старательно и верно подобрала.
Игра песенки «Василек» в жанре польки.
(Слайд №7)
Жанр марша. (Слайд №8)
Для военных, чтоб в строю шагать,
К торжеству победному парадов
Танец – не годится. Здесь создать
Музыку особенную надо.
С чётким ритмом, чтоб чеканить шаг:
В такте – две или четыре доли.
Голос труб и барабанный град
Дружно выпускают марш на волю.
Тишине – не место, он гремит,
Возвещая о событьи важном.
Марш, конечно, самый громкий кит,
Самый энергичный и отважный
Педагог: Аня, как можно понять, что это звучит марш? (какие звучат музыкальные инструменты, ритм).
Ученица отвечает.
Показ жанр марша использовав цепочку аккордов Т-S-D.
Педагог: А можем ли мы использовать жанр марша в песенке «Василек»?
Ученица отвечает.
Педагог: Аня, теперь ты повтори цепочку аккордов Т-S-D в жанре марша и постарайся сыграть «Василек» в данном жанре.
Показ ученика жанр марша, использовав цепочку аккордов Т-S-D и песенки «Василек».
(Слайд №9)
Жанр вальса (Слайд №10)
Педагог: Появился вальс в Австрии. С начала XIX века завоевал популярность во всей Европе. Его название произошло от немецкого— «прокатывать», «кружить».
- А чтобы лучше понять жанр вальса, я расскажу сказку:
«Вальс розового поросенка»
(Слайд №11)
Маленький розовый поросенок пришел на луг за цветами для мамы. Прилетела разноцветная бабочка и сделала несколько плавных кругов в воздухе.
— Ой, бабочка, как ты красиво летаешь, словно танцуешь! — воскликнул поросенок.
— Да, я танцевала вальс. Рада, что тебе понравилось, — ответила бабочка.
— Красавица бабочка, научи меня танцевать вальс, — попросил поросенок.
— Боюсь, это невозможно, ты слишком неповоротливый для такого изящного танца, — хмыкнула бабочка. Затем она взлетела и, сделав несколько плавных пируэтов в воздухе, исчезла.
Маленький розовый поросенок не поверил бабочке. Он стал кружиться, как она, но кубарем полетел в грязь.
— Поросенок, что это ты делаешь? — спросила мышка. — Ты всю траву на лугу помял.
— Я танцую вальс, — ответил поросенок.
— Хи-хи-хи, ну и вальс, — захихикали зайчата.
— Это не вальс, а кувыркание, — засмеялась собака. — Надо быть легким и изящным, чтобы танцевать вальс, а ты толстый и неповоротливый.
Маленький розовый поросенок расстроился. И он решил доказать всем, что сможет научиться танцевать вальс. И однажды поросенок вышел из дома и увидел, как большой желтый лист плавно кружится в воздухе и мягко опускается на землю, а за ним — второй, третий, четвертый.
— Мы танцуем вальс, давай с нами, поросенок! — прошептали листья.
И тогда он стал кружиться вместе с листьями.
И все в лесу увидели это сказали:
— Как ты красиво танцуешь!
— Да, я танцую вальс. Это нетрудно, надо просто кружиться вместе с листьями.
Показ жанр вальса использовав цепочку аккордов Т-S-D и песенки «Василек».
Повтор ученика в жанре вальса использовав цепочку аккордов Т-S-D и песенки «Василек».
(Слайд №12)
Педагог: Вот мы и познакомились с красивыми красками аккомпанемента. Теперь мелодии, которые мы подберём в дальнейшем не будут такими простыми и скучными, а они станут яркими и будут в том характере, который был задуман композитором.
- А чтобы немного передохнуть нам и гостям, мы проведем веселую разминку и просим зал быть очень активным и повторять за Аней:

4.Физминутка. Повторять за Аней:
(Слайд №13)
Настроение каково? - Во!
Все такого мнения? - Да!
Все без исключения? – Да!
Ну тогда ручки вверх подняли
Громко закричали – А-а-а!
Мы веселые ребята
Любим прыгать и скакать
Мы ногами топаем - топаем
Мы руками хлопаем – хлопаем!
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки
Хвостик на макушке
Как скажу я цифру три
Так смешной фигурою замри:
Раз, два, три!
5.Творческие работа(Слайд №14)
Педагог: Аня, ты ознакомилась с различными жанрами аккомпанирования, я предлагаю тебе творческое задание. Еще в самом начале своего обучения ты ознакомилась с замечательной «Цветочной песенкой» - «Ромашка», которую ты играла одноголосно, теперь давай раскрасим «Ромашку» музыкальными красками. Задание: сыграй «Ромашку» сначала одноголосно, затем подбери нужный аккомпанемент и с теми жанрами, которые по твоему усмотрению подходят к данной мелодии и проанализируй. И мы посмотрим на реакцию «Ромашки» на то, как ты ее разукрасила.
Игра Цветочной песенки «Ромашка» с аккомпанементом.
(Слайд №15)
Педагог: Вот мы и рассмотрели жанры аккомпанирования, а теперь мы рассмотрим аккомпанемент не просто как подыгрывание левой руки правой, а как целую партию. Мы научимся правильно аккомпанировать духовым инструментам.
Обращение к теме и проблеме
(Слайд №16)
Педагог: Анюта, мы с тобой говорили о том, кто такой концертмейстер и ты так старательно учила аккомпанемент, и выступала в качестве концертмейстера в ансамбле с трубой. Теперь я расскажу тебе правила игры в ансамбле с духовыми инструментами.
Что нужно учитывать при игре в ансамбле с солистами-инструменталистами?
1. В первую очередь – это ансамбль, ты играешь не один.
2. Необходимо контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева.
3. При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке.
4.Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с трубой, саксофоном может быть больше, чем при аккомпанементе флейте, гобою, фаготу, валторне, тубе.
5. Хороший концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры.
6. Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего партнера, если они начинают одновременно. Для этого сразу после настройки инструмента нужно положить руки на клавиатуру и внимательно следить за партнером
7. Концертмейстер должен неотступно следовать за партнером, даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их.
8.Быстрая реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей.
9.Иногда даже способный исполнитель на духовом инструменте запутывается в тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с партнером, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести пьесу до конца.
(Слайд №17)
Педагог: Выступление начинающего ансамбля Чугурова Алексея (труба, класс преподавателя Белькова Ю.А.) и концертмейстера Зарецкой Ани - Сигмейстер «Прыг скок» и негритянская народная песня «Дождя больше не будет».
Дуэт
Л. - У нас с Анютою дуэт,
Она сыграет аккомпанемент,
Анюта пианистка – просто класс
Мы продемонстрируем сейчас
А. - А Леша будет супер трубачом,
Концерты мы хотим давать вдвоем.
Вместе. - Произведения свои
На праздничные дни
Мы исполнять хотим,
Но мамы с папами твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,
И что пора бы поумнеть —
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.
Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.
7. Домашнее задание
Педагог: Выучить жанры аккомпанирования и использовать их создании небольших вариаций на песню «Василёк».
8. Рефлексия результатов урока
(Слайд №18)
Педагог: Рефлексию я использую в очень интересном виде. Мы с тобой говорили про то, что нотки тоже имеют свой цвет и характер и такие композиторы как А.Скрябин и Н.Римский-Корсаков видели каждую ноту в своем цвете, а то, каким цветом я вижу каждую ноту, я расскажу и ты выберешь ту нотку цвет и характер который по твоему усмотрению наиболее подходит твоему отношению к данному открытому уроку.
Ноты:
- До (красный– урок был яркий и интересный);
- Ре (желтый –позитив и радость);
- Ми (синий – холод, непонимание);
- Фа (серый– не интересно);
- Соль (зеленый – познание нового, интерес);
- Ля (розовый – очень понравился);
- Си (коричневый– мрачность и скука).
9. Прощание.
(Слайд 19)
Список литературы
С.Б. Келе. Методическая работа «Деятельность концертмейстера в детской школе искусств».
А. Лопатина, М. Скребцова - Волшебный Мир Музыки.
Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., 1997.
Ляховицкая С. «задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982.