Тема урока «Времена года».
6 класс. 07.10.2019г
Цель:
Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
Развивать память, устанавливать причинно – следственные связи.
Закрепить знания о годовом и суточном движении Земли.
Установить соотношение следующих промежутков времени: года, месяца, недели, суток.
Дать понятие о счете времени, как следствии космических явлений.
Оборудование: физическая карта полушарий, собственные круги времени (изготовленные самостоятельно).
Основные понятия: времена года, дни солнцестояния и равноденствия.
Организационная структура урока.
Актуализация знаний.
Работа с картой по определению географических координат.
2.Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
-Тишина. Что вы слышите? Что отсчитывают часы?
Мы слышим как быстро идет время, бежит и даже катится. И двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.
С чем связано наличие времени? Времен года?
Легенда: «Гуляя в тенистой роще. Греческий мудрец беседовал со своим учеником: « Скажи мне,- спросил юноша,- почему тебя часто одолевают сомнения? Тф прожил долгую жизнь, умудрен опытом, учился у великих эллинов. Почему же для тебя осталось много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом 2 круга: маленький и большой.
«Твои знания- это маленький круг, а мои- большой. Но все, что осталось вне кругов- неизвестность. Чем больше круг знаний. Тем больше граница неизвестности. Чем больше будешь узнавать. Тем больше неясных вопросов».
-Чем похожи наши круги знаний и колесо?
- Какие единицы времени можете назвать?
- К какому промежутку времени можно применить название круглый? (год)
«Круглый год». Описываем времена года.
Прошел год.
- Почему происходит смена времен года?
Загадка: 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят?
Итак, вот почему в году 12 месяцев, а в месяце 4 недели.
Из чего складываются сутки? «День да ночь, сутки прочь».Характеризуем день и ночь.
В древние времена люди не понимали, почему бывают день и ночь. Боялись, что однажды Солнце может уйти и не вернуться. Американские индейцы плели специальные сети, чтобы поймать Солнце. Причины смены дня и ночи?
_ Сколько раз должно повернуться колесо времени, чтобы прошла
неделя,
сутки,
месяц,
год?
Эти единицы времени знакомы давно, но древние люди не могли их объяснить. Поэтому слагали сказки и легенды.
Сказка «Старик- годовик».
«Вышел старик-годовик, стал махать рукавом и пускать птиц. У каждой птицы свое имя. Махнул старик первый раз и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул 2 раз- и полетела 2-ая тройка. Снег стал таять на полях, появились цветы.
Махнул 3-й раз- полетела 3-я тройка. Стало душно и жарко.
Махнул 4-раз- полетели еще 3-ки. Подул холодный ветер, посыпался дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев.
Каждое крыло тоже со своим именем. Одна половина белая, другая черная. Махнет птица раз- станет светлым- светло другой раз- темным- темно.»
-Год- время оборота земли вокруг Солнца равно? (365 суток и 6 часов)
С помощь рисунка12 стр.19, определить:
Какое полушарие больше освещено 22 июня?
Какое время года в южном полушарии?
Какое полушарие больше освещено 22 декабря?
Какое время года в южном полушарии?
Как освещаются полушария 21 марта и 23 сентября?
Вывод: В северном полушарии 22 июня саамы длинный день, 22 декабря самая короткая ночь. 22 сентября и 21 марта – дни равноденствия.
Вращаются колеса времени, и мы не можем их остановить, или заставить вращаться в другую сторону. Но у каждого из нас есть колесо личного времени.
Вращают колесо времени и рассуждают, сколько раз оно повернется и оставит ли добрый след? это зависит от них самих. Как можно оставить добрый след и что это такое?
- Стрелки часов показывают, что время урока истекает.
- Вспомните легенду в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире?
Закрепление: задание на стр. 23 устно.
Домашнее задание: читать и пересказать п.3, написать на своих кругах добрые дела за неделю.