СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Журавль и цапля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по сказке "Журавль и цапля"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Журавль и цапля"»

Тема урока: Сказка «Журавль и цапля»


Цели и задачи урока:

1. Формирование плавного, осознанного, выразительного чтения; умения понимать,


раскрывать и формулировать тему и идею произведения, основную мысль.

2. Развивать речь учащихся, артистические способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор, умение работать с текстом.

3. Воспитывать культуру речи, общения и поведения, любовь к устному народному творчеству.


Оборудование: иллюстрации к сказке, иллюстрации к притче, экран, проектор, компьютер, карточки с тестами, слайды.



Ход урока.

I. Организационный момент.


- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит настроение радости.


- Я рада видеть каждого из вас

И пусть мороз на окнах сказки пишет.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!


II. Мотивация.

Притча.

- Отпустите на волю, свое воображение и послушайте.

На одном острове обитала необычная жительница- Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью.

- Роскошь, - обратилась к ней Дружба. – Возьми меня, пожалуйста, с собой.

- Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!

Тогда Дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова.

- Возьми меня в лодку, прошу тебя!

-Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, - ответила печаль и уплыла.

Тогда Дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило Дружбы.

Лишь один Старец взял Дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая ,насколько Дружба обязана ему, она крикнула:

-Скажи, кто ты?

И услышала ответ Мудреца:

- Это было Время.

- Время? Но зачем оно помогало мне?

- Потому что только Время может оценить, насколько крепка Дружба.



- Что можно сказать об услышанном? ( Вывод Мудреца правильный.)

- Кто отказался помочь Дружбе? ( Роскошь, печаль, Счастье.)

- А кто помог ей? ( Время.)


Вывод: Только Время может оценить, насколько крепка дружба.


III. Подготовка к восприятию текста.

-Как вы думаете , о чем мы будем сегодня читать и говорить? ( Об умении дружить мы и будем сегодня читать.)

-Как вы понимаете смысл этого слова?

-Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? ( Слово в русской народной сказке.)

- С какими сказками мы уже познакомились? ( « Мужик и медведь», « Мороз, Солнце, и Ветер» ,» Кулик», « Несмеяна-Царевна.»

-А какие бывают сказки? ( Бытовые и волшебные)

-А какие еще бывают сказки? ( О животных)

-Давайте вспомним, какие сказки о животных вы знаете./ иллюстрация/

-Кто является их героями?

-Как вы думаете, какую сказку , про кого мы сегодня будем читать?



IV. Постановка учащимися целей и задач по сказке. Какую работу можно провести?

1. Знакомство с текстом.

2. Словарная работа.

3. Определить героев, дать им характеристику.

4. Выявить главную мысль, сделать выводы.

5. Узнать, чему она нас может научить.

6. Добиться выразительного чтения.



V. Прослушивание сказки в исполнении профессиональных артистов.


- Понравилась вам сказка?


VI. Работа с учебником.

-Вы видите, что тексты разные. Посмотрите, около названия стоит имя автора. ( Даль).

Эта сказка пересказанная Владимиром Далем. В другом учебнике сказка, пересказанная Афанасьевым.


1. Чтение сказки учащимися.

-Возьмите карандаши и при чтении подчеркните непонятные слова.

-Читайте внимательно, вдумчиво.

2. Словарная работа.

3. Анализ литературного произведения.

- Есть ли рассказчик в произведении? ( Да.) – Р.

- Кто является рассказчиком? (рассказчиком является автор) – А

- Докажите, что рассказ ведется от лица автора. (это видно по первым строкам: « Летела сова, веселая голова…»)

- Чьими глазами видится мир? ( Глазами автора.) ГЛАЗ.

- Каков жанр произведения? ( Это сказка)

- Докажите.( Герои живут в волшебном мире и есть зачин.) В сказке всегда есть вымысел.


- Из каких частей состоит сказка? ( Присказка, Зачин, ситуация, описанная в сказке, концовка.)

Сравните присказки. – Зачем придумана присказка? ( Чтобы заинтересовать читателя.)

Сравните зачин. - « Жили-были……» « Пришла зима по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать….»

- В какое время года происходит действие? ( В теплое.)

- Докажите словами текста («…месил болото»...)

- А еще почему вы так решили? ( Эти птицы на зиму улетают в теплые края.)

- Где происходит действие? ( На болоте.)

- Покажите словами текста. ( Жили-были на болоте….»)

- Как вы представляете себе болото?

- Что построили Журавль и Цапля? ( Избушки.)

- Давайте еще раз назовем героев произведения. ( Сова, Цапля и Журавль.)

-Какой вы представляете себе сову? ( Сова – непоседа, могла эту историю подглядеть, да и рассказать автору.)

- Какой вы представляете цаплю? ( Капризной, но стыдливой.)

- Докажите словами текста. ( « Цапля заплакала от стыда…»)

-Каким вы представляете Журавля? ( Рассудительным, гордым)

- Докажите. ( « Скучно стало жить одному, и задумал он жениться»)

- Опишите его. ( Ноги долги, платье коротко, худо летает.)



Физкультминутка.

Дети изображают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд- сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.


VII. Чтение по ролям. ( Если позволит время.)

- Давайте среди героев выберем главных.

- С чего начинается действие? ( Журавлю стало скучно.) – Ж.

- Проследим, как развивались события. ( « Дай пойду, посватаюсь к цапле») Ц.

- Как отреагировала Цапля? Зачитайте.

- Что произошло потом? Зачитайте.

- Сколько раз повторяется это действие? (4 стрелки.) - Зачем нужны эти повторы? ( Что бы указать на бесконечность действий героев). Это позволяет сделать вывод: Не могут принять решения! Не могут договориться по такому простому вопросу! Можно предположить, что в будущем все останется по-прежнему.

Вывод: Так построен сюжет сказки : Цапля и Журавль ходили друг к другу.

- Как настроены наши герои по отношению друг к другу?

- Где вы больше всего волновались? Зачитайте этот место.

« Вот так-то и ходят они по сию пору…»

- Это является ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ СКАЗКИ.- Он в том, что ни тот ни другой герой не могут вовремя, а главное, одновременно принять решение. Смысл сказки в том, что надо думать и правильно принимать решения, а иначе можно оказаться в такой смешной ситуации.




- Поэт В. Маяковский говорил: « Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки вывод»

- Какой же мы сделаем вывод? Почему это случилось?

( Надо сразу принимать решение.)

- Давайте прочтем концовку. Какие слова вы считаете главными?

(Нейдет Федора за Егора , а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.)

( Гордыня замучила)


Вывод: такая история могла произойти на самом деле, т. е. и с людьми. Значит, сказка в данном случае, высмеивая качества Журавля и Цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.


-На что похожи сказки о животных? ( На басню). Но если в басне нравоучительный вывод (мораль) уже высказан чаще всего самим автором, то в сказке о животных поучительный вывод читатель имеет право додумать и сформулировать самостоятельно.

Особенность сказок о животных: в них показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались глупость, плутовство, жестокость, лицемерие, лесть, жадность, хвастовство. Сказки о животных содержат некоторое назидание: многие из них с помощью остроумной шутки , юмора, нелепой ситуации высмеивают пороки, недостатки человека ( как и басни).

-Можно ли продолжить эту сказку?

-Как бы вы поступили на месте Журавля? (Инсценировка.)


VIII. Тестирование.

-Возьмите карточку для тестирования. Выберите правильный ответ на вопрос:

- Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?


А) Цапля была обидчива и некрасива.

Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.

В) Герои были нерешительными, гордыми.

Г) Журавль был долговязым и плохо летал.


IX. Итоги.

-Какой жизненный урок вы получили от проведенного урока литературы?


-Вот мы и разгадали секреты русской народной сказки. Сказки отличаются своей мудростью и обязательно чему-нибудь учат.


-Наш урок мы начали со слова ДРУЖБА. На этом слове мне и хочется его закончить.


Мне хочется вам всем сказать:

Умейте искренне играть.

Умейте дружбой дорожить

И без предательства дружить.

Желаю вам не расставаться,

А только обретать друзей.

Желаю чаще улыбаться

И с радостью встречать гостей!



- Всем спасибо за урок.


Домашнее задание.

Чтение по ролям. Пересказ в виде сценки.



ТЕСТ.


Почему не состоялась дружба и совместное проживание Цапли и Журавля?


А) Цапля была обидчива и некрасива.

Б) Герои испытывали друг к другу неприязнь, ненависть.

В) Герои нерешительные и гордые.

Г) Журавль был долговязым и плохо летал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!