Сампурский филиал
МБОУ «Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по технологии
в 5 классе
«Значение хлеба и хлебобулочных изделий
в жизни человека»
Учитель технологии
Кормышова Н.И.
Сампур 2018
2 слайд:
Цель урока:
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей происхождения хлеба и расширить их знания о пользе и многообразии хлебных продуктов;
воспитать уважение к людям, чьи профессии связаны с производством хлеба;
оценить роль хлеба в годы Великой отечественной войны;
привить навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Тип урока – урок изучение нового материала.
Метод проведения урока: соревнование.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование и материалы: презентация, карточки с заданиями, стихи, поговорки и пословицы о хлебе.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Собрать отчёты о практической работе.
Изучение нового материала.
3 слайд: Ребята, сегодня изучение нового материала мы проведём в формате соревнования между двумя командами. Для этого вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и дать каждой команде название.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт –
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!
4 слайд: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряются. Это воздух, земля, вода и солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова» — гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека. Хлеб никогда не приедается.
5 слайд: Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более, чем наполовину - в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Его питательная ценность и вкусовые качества не пропадают в течение длительного времени. Знаменитый учёный, К.А. Тимирязев, называл хлеб «величайшим изобретением человеческого ума» из-за его высокой энергетической и биологической ценности.
Интересно, когда и где родился хлеб?
6 слайд: Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастет больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
7 слайд: Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, одно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
На смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных форма -горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб».
8 слайд: Ребята, чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа. Редко кто задумывается, когда берёт хлеб в руки, о том, сколько же людей приложили свой труд, чтобы хлеб появился на нашем столе. Хлеб это дело тысячи и тысячи человеческих рук.
Хлеб - всему голова.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Охраняло, берегло!
9 слайд: А сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру.
Узнаем, какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Знаете ли вы путь от зёрнышка, брошенного в землю, до испечённого хлеба, и люди каких профессий заняты в производстве хлеба?
Игра «Найди своё место»
10 слайд:
Условия игры: на карточке записаны 7 этапов появления хлеба на нашем столе. Ваша задача: поставить порядковый номер перед каждым этапом производства хлеба.
ПОСЕВ ЗЕРНА - СБОР УРОЖАЯ - УХОД ЗА ПОСЕВОМ - ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ - ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ - СОРТИРОВКА ЗЕРНА - ВЫПЕЧКА - ЗАМЕС ТЕСТА.
Вот такой длинный путь, ребята!
(Ответы от каждой команды поочерёдно, вручение «Колоска» за правильный ответ).
11 слайд: Игра «Составь слово»
Условия игры: на карточках записаны буквы, из которых необходимо составить слова.
ЛИБЫН (блины)
РПИНКЯ (пряник)
УШСАК (сушка)
РОИЖПКИ (пирожки)
Из пшеничной муки пекут разные сдобные булки, батоны, калачи, кексы, торты, пирожные и белый хлеб.
(Ответы от каждой команды поочерёдно, вручение «Колоска» за правильный ответ).
12 слайд: Игра «Хлебные профессии»
Профессии: тракторист, шофёр, комбайнёр, хлебороб, сортировщик, мельник, пекарь, продавец.
(Ответы от каждой команды поочерёдно, вручение «Колоска» за правильный ответ).
13 слайд: Игра «Пословица потеряла свой конец»
Без краюшки - | все не беда |
Покуда есть хлеб да вода - | не прожить и седой старушке |
Какова земля, | а хлеба край, так и под елью рай |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; | таков и хлеб |
(Отгадавшие получают «Колоски»)
14 слайд: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Ребята, вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт.
(Ответы от каждой команды поочерёдно, вручение «Колоска» за правильный ответ).
15 слайд: Вот одни из многих пословиц и поговорок о хлебе:
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Хлеба нет - и друзей и не бывало.
Хлеба ни куска - и в горле тоска.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Кто хлеб печет – тому и почет.
Худ обед - коли хлеба нет.
Хлеб - очень важный продукт питания. Уважение к хлебу – это, прежде всего, уважение к труду человека.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.
«Хлеб - дар божий», - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.
Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.
16 слайд: Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему только тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время.
Вспомним про блокаду г. Ленинграда (сейчас Санкт-Петербург), во время Великой отечественной войны. Сколько людей погибло от голода.
Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Ленинград и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше - 125г на день. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас люди, пережившие блокаду, так трепетно относятся к хлебу.
Послушайте стихотворение: 1941 – 1945гг.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Учащиеся читают стихи о войне и хлебе.
17 слайд: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль - значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба - бояться потерять его.
Выходят дети со сценкой «Что самое ценное в нашей жизни?»
АВТОР: Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру - торговцу, спросил:
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Сколько стоит мой самородок?
ПЕРВЫЙ ЮВЕЛИР: Одна тысяча рублей.
АВТОР: Не поверил молодец, пошел к другому торговцу.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Сколько стоит мой самородок?
ВТОРОЙ ЮВЕЛИР: Пять тысяч рублей.
АВТОР: Снова не поверил молодец, пошел к третьему торговцу.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Сколько стоит мой самородок?
ТРЕТИЙ ЮВЕЛИР: Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
АВТОР: Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - но не могу я установить истинную цену самородку.
МУДРЕЦ (взяв в руки золото): Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.
Ребята, заполните, пожалуйста, анкету.
АНКЕТА
1. Как часто вы едите хлеб? - Каждый день. - Редко. - Вообще не едите. 2. Какой хлеб вы больше любите? - Пшеничный. - Ржаной. - Пшенично-ржаной. - Никакой не любите. 3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно? - Да - Нет | 4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба? - Да - Нет 5. Что делают в вашей семье с несвежим, черствым хлебом? - Выбрасывают. - Скармливают домашним животным. - Сушат сухари. - В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба. |
18 слайд: Ребята, у вас было домашнее задание: подготовить загадки и стихи о хлебе. Давайте сейчас одна группа другой для начала загадает загадки. (Отгадавшие получают «Колоски»)
19 слайд: Рефлексия и подведение итогов.
Учитель: Давайте вместе соберем колосья, которые у вас лежат на столах. Как вы думаете, какой сноп у нас получился: радостный или грустный? (Дети отвечают)
Ребята, пусть со словами «Родина», «Дружба», «Мир», «Отец», «Мать» рядом стоит слово «Хлеб». Всегда помните о бережном отношении к ХЛЕБУ!
Ребята, я хочу подарить вам памятку:
ПАМЯТКА
1. Берегите хлеб, он дорого достается. 2. Не оставляйте недоеденных кусков. 3. Никогда не бросайте хлеб. | 4. Продлите жизнь черствому хлебу. 5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. |
20 слайд: В завершение урока учащиеся читают стихи о хлебе.
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.