Открытый урок "Зрительный анализатор"

Категория: Биология

Конкурсный урок, был подготовлен для проведения в рамках конкурса "Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Зрительный анализатор"»












Подготовила: Гаджиева Р.О.

учитель биологии и химии

МКОУ СОШ №3 г. Кизилюрт








Тема: «Зрительный анализатор».


Тип урока: урок изучения нового материала


Цель: изучить особенности строения и работы зрительного анализатора.


Задачи:


Образовательные: опираясь на знания о строении анализатора, сформировать представление о анатомо - функциональной характеристике зрительного анализатора

Воспитывающие: прививать детям идею о необходимости изучения человеческого организма для создания ситуации успешности в собственной жизни и для пользы обществу.

Развивающие: углубить представление о восприятии целостной картины мира на примере работы зрительного анализатора как оптического прибора; развивать технологические, информационные, коммуникативные компетенции.

Оборудование:

  • Таблицы “Строение зрительного анализатора”

  • проектор, экран, компьютер

  • макет глаза

  • Презентация “Строение и функция зрительного анализатора”

  • Раздаточный материал: маршрутные листы, карточки с заданием


Ведущий тип деятельности детей: продуктивный способ деятельности, проблемно-диалоговое мышление.

Интегрированные связи:

  • Литература (стихотворение Н.Заболоцкого “Портрет”),

  • ИЗО (“Портрет Струйской”, автор – Федор Рокотов),

  • Физика (Оптика)

План урока

Этап урока

Содержание

Методы

Наглядность

1. Вводная часть

1.1. Приветствие, постановка целей и задач

Беседа

 

1.2. Актуализация знаний

Проверочная работа, самооценка

Рабочие листы, устно

2. Изучение нового материала

2.1. Значение зрения

Лекция

Презентация

 

Строение зрительного анализатора

Беседа

Презентация

Строение глаза

 

макет, таблица

физкультминутка


гимнастика для глаз


3. Закрепление изученного материала

Строение зрительного анализатора

Проверочная работа, обсуждение результатов

Презентация, ноутбуки

4. Подведение итогов урока, домашнее задание

4.1.Результаты урока

Беседа

Презентация

 

4.2.Домашнее задание

 

 


Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, пожелание плодотворной работы и хороших оценок)


2. Актуализация знаний

На протяжении первой четверти вы познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света.

Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму.

Ребята, закройте глаза и представьте голубое небо, яркое сияние солнца, синее бескрайнее море, зеленый луг, цветы, птиц…

Представили? Красиво?

Но, к сожалению, есть люди, которые не могут видеть эту красоту и их так много, что в каждом городе, даже таком маленьком как наш, есть общества слепых. Сегодня мы с вами узнаем, как надо беречь зрение, изучим строение наших глаз и то, как они работают.

Как вы думате, какова тема нашего урока?

Молодцы. Запишите в тетрадях. Цель урока

Но, прежде чем отправиться в путешествие, надо к нему хорошо подготовиться. Поэтому сейчас мы проверим, как вы усвоили домашнее задание.

1 и 3 ряд задания на карточках, 2 ряд устно.

  1. Самая молодая в эволюционном отношении часть головного мозга?

  2. У каких животных впервые появляются большие полушария?

  3. Как называется поверхностный слой полушарий?

  4. Какое она имеет строение?

  5. Какое вещество находится под корой?

  6. На сколько долей подразделяют полушария большого мозга?

  7. Назовите их

  8. В какой части мозга находятся слуховая и обонятельная зоны?

  9. А зрительная?

Молодцы

3. Изучение нового материала


Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Примерно 70% информации из окружающего мира человек воспринимает при помощи органа зрения. А какие ещё органы чувств вы знаете? (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).

А как это происходит? В органах чувств находятся рецепторы, которые реагируют на раздражители. Рецепторов в организме множество – на 1 см2 приходится до 400 чувствительных рецепторов.

Анализ раздражений начинается уже в рецепторах. Там возникает нервный импульс, который по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают восприятия, ощущения и представления.


Что же такое анализатор, это новое для вас понятие, давай те запишем его в тетрадях.

Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

Повторите, повторите, повторите.


Анализатор состоит 3-х частей: рецептора, проводника (путь передачи возбуждения) и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.

Повторите, повторите, повторите..

Ребята, посмотрите друг на друга, у всех такие красивые глаза. Что защищает ваши глаза от пота, который стекает со лба?

а что защищает глаза от пыли и высыхания?

а глазами вы двигать можете в разные стороны? благодаря чему?







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал о строении глаза, и выполним задания на ноутбуках.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА,

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Итак, наш урок подходит к концу. Подсчет баллов, выставление оценок

Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

Задание на дом:

  1. прочитать стр. 72-77, зарисовать рисунок глаза на стр.74-75

  2. творческое задание:

- составь 1 – 2 ребуса по теме “Зрительный анализатор”

- решить ситуативную задачу:

Водитель Иванов, сбивший на машине породистую собаку, утверждает, что он её не видел на дороге вообще. Честен ли он в своих показаниях? Ответ пояснить.

- объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы»










Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас