СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Откуда хлеб на стол пришел" ( утренник в рамках программы внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Откуда хлеб на стол пришел" ( утренник в рамках программы внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла






«Откуда хлеб пришёл»

(Утренник во 2-ом классе)





Классный руководитель

Тимашева Татьяна Юрьевна




2022 г.



«Откуда хлеб пришёл»


Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о хлебе.
Задачи:
-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;

-обратить внимание на содержание труда людей

-воспитывать у детей бережное отношение к хлебу;

-воспитывать уважение к труду взрослых.



Оборудование: экран, проектор, ноутбук, костюмы для героев, корзина свежих яблок и овощи, музыкальное сопровождение

Учитель: Хлеб да соль вам, гости дорогие!

Если мы хоти кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем!
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!


Учитель: Ребята, посмотрите, как оформлен сегодня наш класс. Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века, когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

А сейчас ребята мы вам покажем и расскажем, как рождается хлеб в наше время.

Слайд 1.

Сценка.

1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую! 

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных. 

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить! 
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить! 
4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному! 
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!! 

Дети разбегаются. 

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»): 
Не кочегары мы, не плотники, 
Но сожалений горьких нет как нет... 
Хлебопекарни мы работники, 
Вам из пекарни шлем привет!!! 

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебопекарни. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие? 
Дети: Нет! 
Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб! 
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба. 

(Презентация) Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9.
Пекарь
: Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю. 


1ученик: 
Мы дружим, неразлучные, 
Под вьюгами и тучами. 
Мы чистые струистые, 
Мы зерна золотистые, 
2 ученик:Мы – золотые зернышки, 
Живем лучистым светом, 
Мы ветерком провеяны 
И солнышком просвечены, 
3 ученик:Выносливы, дружны. 
Отдельно каждый - зернышко 
Маленькое, скромное, 
А вместе – хлеб, как солнышко 
Страны своей огромной. 


4 ученик: 
Каравай земли и неба 
На твоем столе - 
Ничего сильнее хлеба 
Нету на земле. 
В каждом маленьком кусочке 
Хлебные поля, 
А на каждом колосочке 
Держится земля. 


5 ученик: 
В малом зернышке пшеницы 
Летом и зимой 
Сила солнышка хранится 
И земли родной. 
И растет под небом светлым 
Строен и высок, 
Словно Родина бессмертный 
Хлебный колосок. 
6 ученик: 
Выйди в поле за станицу, 
Дымка сизая клубится… 
Слышит чуткая округа 
Гул моторов день-деньской, 
И бурлит земля под плугом, 
Как высокий вал морской. 
Не сама собой природа 
Как высокий вал морской. 
Не сама собой природа 
Сколько требует ухода 
Мать - земля за целый год 
Хлеб на блюде подает, 
7ученик: 
Степные машины 
Покоя не знают. 
Горячую воду 
Моторы глотают. 
Горячее солнце, 
Нагревшийся воздух, 
И ночью восходят 
Горячие звёзды. 
8 ученик: 
Но ветер доносит 
Сквозь горечь полыни, 
Сквозь запах бензина 
В горячей кабине, 
Сквозь гул молотилок, 
Сердец колыханье, 
Горячее, сытное 
Хлеба дыханье. 
Все вместе: 
Не мечтаем мы о чуде 
К нам полей живая речь: 
Берегите хлеб, вы, люди! 
Научитесь хлеб беречь! 


пекарь:
Пусть же нива буйно колосится. 
Будут этой осенью полны 
Нашей рожью, нашею пшеницей 
Все зернохранилища страны. 
Вед: Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара... 
За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей— это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! 
А вы хлеб любите? 

Дети: ДА!!! 
Пекарь: А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с Хлебом? 

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее. 
1 Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. 
2 Без соли хлеб не еда. 
3 Без соли, без хлеба — половина обеда. 
4 Без хлеба куска везде тоска. 
5 Без хлеба святого все приестся. 
6 Калач приестся, а хлеб никогда. 
7 Всяк на себя свой хлеб добывает. 
8 Горьки работа, да хлеб сладок. 
9 Жнут порою, а жуют зимою. 
10 За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

(Презентация) Слайд 10.
Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и мы приглашаем вас всех в хоровод.

(Презентация) Слайд 11.

Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай».


Пекарь: Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе? Дети читают по очереди строчки из стихотворения: 

9 ученик:. Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(Презентация) Слайд 12.

 10 ученик: Но было у нашего народа трудное, лихое время. И не всегда, и не у всех был на столе хлеб.


Его выдавали совсем понемногу,
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.
С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом –
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба
Блокадного хлеба
125 грамм.
125 блокадных грамм –
С бедой и кровью пополам.
В годы тягот и лишений
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова!» (Презентация) Слайд 13

Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему? (Презентация) Слайд 14,15, 16.

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый. (Хлеб) 

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка 
От рождения седая мать по имени... (Мука) 

Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн) 

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. 
Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно) 


Физкультминутка

«В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

(Презентация) Слайд 17.


ведущий: Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. 
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. 
Хлеб нужно беречь!

Учитель:
Хлеб надо беречь. Вот послушайте сказку о девочке, которая наступила на хлеб
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки. Ее забавляло, какими они становились жалким и беспомощными. 
Однажды мать Инге испекла большой каравай хлеба и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке».
Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу.
Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото, только черные пузырьки пошли по воде.
И оказалась Инге в зловонном подземелье старухи – болотницы.
- Эге, - зашипела болотница, - Эта девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.
И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями. 
Пастухи видели, что случилось на болоте. И вскоре бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя! Спесь до добра не доводит!» - это плакала мать Инге.
«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», - думала Инге. И ее душа становилась все грубее и ожесточеннее.
Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге!» - заплакала девочка. – «Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю!».
Слова эти дощли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на сою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаянья.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом. И не было в тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге. Инге и ее мама стали счастливыми потому, что девочка научилась ценить и беречь хлеб. А я узнал, что, если каждый ребенок из нашей начальной школы не доест и выбросит 50 граммов хлеба, это составит по школе 15 килограмм, то есть 15 буханок хлеба останутся выброшенными.
Дети по очереди читают строчки стихотворения: 
1 Хлеб наш берегите! 
2 Хлебом не сорите! 
3 Хлеб наш уважайте! 
4 С хлебом не играйте! 
5 Хлеб выбрасывать нельзя! 
6 Берегите хлеб, друзья! 
Ведущий:

Эй, девчонки хахатушки,

Запевайте-ка частушки!

Спойте громко и игриво,

Чтобы выглядеть красиво.

Дети исполняют частушки о хлебе.

1 Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

В нашем доме вечера.

2 Люлюшки - ой - люлюшки

На поле сели гулюшки,

Нам, ребята, все равно,

Мы убрали все зерно.

3 Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи

Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

4 Лучше нету ничего

Чем ватрушка с молоком

Тетя Люба - повар наш

Что ещё нам к чаю дашь?

5 Наша булка хороша,

Просто объедение.

Повар наш её испёк

Нам на день рождения.

6 Каравай заводит дружбу

С тем кто с детства любит труд

Если ты с работой дружен

Выходи смелее в круг.

Дети поют песню на мотив «Песенка про лето» муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.


В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,


Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта. 

Вот он, хлебушек душистый, 
Вот он, теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол 
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила, 
В нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло. 
В нем — земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! 

Учитель. 
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила: 
- Бери хлеба столько, сколько съешь. 
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда. 
А также помни: 
- Никогда не бери хлеб грязными руками. 
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Учитель: Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательными и что вы сегодня запомнили. (Презентация) Слайд 18, 19, 20, 21

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том, как он тяжело достается, и о том, как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

(Презентация) Слайд 22.


Под песню «Шумят хлеба» муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова пекарь угощает детей булочками, пирожками, баранками.