СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда в наш дом приходит электричество?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-иметь предсталение о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека,использующего объекты природы,

-знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям,

-называть электроприборы и опасности, которые таят в себе,

узнавать электроприборы по фотографиям,

-знать правила обращения с бытовыми приборами

 

Просмотр содержимого документа
«Откуда в наш дом приходит электричество?»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема урока:

Откуда в наш дом приходит электричество?

ФИО учителя:

Чекмарева Н.М.

Место в программе:

Раздел: КАК, ОТКУДА И КУДА?

Цель урока:

Создание условий для знакомства детей о том, откуда в дом приходит электричество

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1. Раскрыть для обучающихся роль электричества в быту; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

2. Развивать кругозор детей, прививать любовь к предмету.

3. Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах.

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ:  иметь представление о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека, использующего объекты природы, - знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям, - называть электроприборы и опасности, которые они таят в себе, узнавать электроприборы по фотографиям, знать правила обращения с бытовыми электроприборами

МЕТАПРЕДМЕТПЫЕ: обсуждать значение в доме электричества - - устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы, - - прослеживать и объяснять путь электричества в наш дом, - - выявлять потенциальную опасность электричества в доме, рассказывать о мерах безопасности при использовании электроприборов

Личностные : - понимать значение в доме электричества - осознавать необходимость соблюдения правил безопасности при пользовании электроприборами

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и ресурсы урока:

Учебник: Окружающий мир. А. А. Плешаков. Ч. 1 (стр. 62-63); рабочая тетрадь; авторская презентация, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Для учителя: электрическая лампочка, батарейки, светодиодная игрушка,проводабатарейки



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к сегодняшнему уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.


II. Актуализация знаний (целеполагание)

 Что происходит в вашем доме по утрам, когда все просыпаются? Ну, конечно же, включается СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. - Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …
- Правильно, это электричество.- Как вы думаете, всегда ли так было?

(рассказ сопровождается слайдами презентации)

- Верно. В далёкие-далёкие времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.

- Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра.

- Скажите, что появилось таким образом?

- В домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Под светец ставили специальную ванночку с водой, чтобы угли падали в воду.

- Света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Это было не удобно!

ответы детей)

- Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал огонь.  

- Масляная лампа поудобнее лучины, но все же, и она давало мало света, а масло часто проливалось. А что, если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось.

-  Как вы думаете, что придумали люди? Ну, конечно же, СВЕЧКУ. 

-А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп, и свечей, а, кроме того, была более безопасной.

- Позже, один учёный Джозев Свон изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ.

(демонстрация электрической лампочки)

-Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.

- О чём мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это:

(электричество)

- Скажите мне, какова будет тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня мы выясним: Откуда в наш дом приходит электричество?


Ответы обучающихся.








- Так появился ФАКЕЛ.



Заслушивают рассказ учителя.









- Так появилась СВЕЧА.















- Это электричество.


Ответы обучающихся.

III. Работа по теме урока


- Ребята, в наших домах огромное количество помощников, которым необходимо электричество. Давайте вспомним, как помогает нам электричество. Откройте учебник на стр. 60 и в парах обсудите, что картинке будет являться электроприбором и нуждаться в электричестве, а что не может работать без него. Будьте готовы ответить на вопрос для чего они служат. Коллективная проверка.


- Ребята, а есть ли среди них приборы, которые выполняют одинаковую работу? Назовите их.

- А вы согласны, что с помощью электричества все быстрее и проще сделать?


-Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему?

- Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?

- Электричество - электрические заряды, очень маленькие частички, которые движутся в одном направлении.

- Электрические заряды вы можете наблюдать в природе. Можете предположить о каком природном явлении идет речь?

- Электрические заряды мы видим, когда сверкает молния.

- А откуда же оно все-таки берется?

- Электричество вырабатывается на электростанциях.

На слайде вы видите гидроэлектростанцию. Чтобы получить электричество на такой станции используется сила воды. Существуют также тепловые, ветряные, атомные станции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется энергия солнца и ветра. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

- Как электричество попадает в наш дом?


Включаю и показываю светодиодную игрушку.

– Ребята, как вы думаете, а почему горят лампочки в игрушке?

– Скажите, что прячется в батарейках?

- Молодцы.

- Люди научились создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные по форме и размеру.

Показываю детям различные батарейки.

- Назовите приборы, которые работают от батареек.

- Чем эти электроприборы отличаются от других?

Обсуждают в парах. Готовят устный ответ.


- Электроприборы: чайник – он кипятит воду, мясорубка – измельчает мясо в фарщ, стиральная машина - для стирки вещей, пылесос – для уборки, плита – чтобы готовить пищу, дрель – чтобы сверлить дырку и т.д.

Не электроприборы:

таз – для стирки вещей, веник и совок – для подметания пола, металлический чайник, ручная дрель.

- Да. Электрический чайник и обычный чайник, тазик и стиральная машина, электрическая мясорубка и ручная мясорубка, пылесос и веник, электронная и ручная дрель.


Дают ответы, опираясь на свой жизненный опыт.

Предположения обучающихся.

- Электричество приходит в наш дом по проводам.

- От них работают фонарик, пульт от телевизора, фотоаппарат, часы.

- Электроприборы, которые работают на батарейках, удобны тем, что, если прибор перестанет работать, то их можно легко заменить. Еще потому, что нет необходимости зависеть от длины провода и вообще от провода!

Физкультминутка

 Движение имитирующие плавное течение воды в реке, падение воды с плотины, бег электрического тока по проводам, включение лампочки.)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.




Выполняют упражнения.

IV. Закрепление изученного материала

Откройте ваши рабочие тетради на стр. 41. Продолжим работать в парах.
- Посмотрите на рисунки. Ваша задача найти приборы, которые работают от розетки, и соединить, их красным карандашом с розеткой.

– У меня есть игрушки: Железная дорога (вкл), музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.


- А затем найти приборы, которые работают от батареек, и соединить, их синим карандашом с батарейками.
Осуществляем проверку правильности выполнения (на слайде).


- Ребята, согласитесь, насколько электричество наш друг, настолько же оно является и нашим врагом. Когда электричество может быть опасным?

- А какие правила безопасности при пользовании электричеством вы знаете? Перечислите.

Озвучиваю правила безопасного обращения с электричеством (на слайде)


Выполняют задание в парах. Готовность показывают «домиками».


Ответы обучающихся.






- Когда с ним неправильно обращаются.







Перечисляют правила, которые они знают.




Внимательно слушают правила.

V. Рефлексия.
Итог урока

 Откуда же в наш дом приходит электричество? (Вырабатывается на электростанциях или в батарейках.)
– Расскажите ребята, что вы узнали сегодня интересного?
– Что вы узнали полезного об электричестве?
Рефлексия.
Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то зажгите желтую лампочку.
Если считаете, что могли бы поработать лучше, кое-что вы не поняли, то зажгите красную лампочку.


Подводят итоги.

Оценивают успешность своей работы.



Ответы обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!