СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Откуда в наш дом приходит электричество" Окружающий мир ( 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; раскрыть роль электричества в быту;
  • сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;
  • научить собирать простейшую электрическую цепь.

Просмотр содержимого документа
«"Откуда в наш дом приходит электричество" Окружающий мир ( 1 класс)»

Тема. Откуда в наш дом приходит электричество?

Цели урока:

  • обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; раскрыть роль электричества в быту;

  • сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;

  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;

  • научить собирать простейшую электрическую цепь.

Планируемые результаты.

Предметные :

  • иметь представление о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека, использующего объекты природы,

  • знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям,

  • называть электроприборы и опасности, которые они таят в себе,

  • узнавать электроприборы по фотографиям,

  • знать правила обращения с бытовыми электроприборами
    Метапредметные:

  • обсуждать значение в доме электричества

  • устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы,

  • прослеживать и объяснять путь электричества в наш дом,

  • выявлять потенциальную опасность электричества в доме, рассказывать о мерах безопасности при использовании электроприборов
    Личностные:

  • понимать значение в доме электричества

  • осознавать необходимость соблюдения правил безопасности при пользовании электроприборами


Оборудование.

  • У учителя –презентация, бытовые электроприборы, игрушки работающие от батареек, детский конструктор для сборки электрической цепи, различные виды электрических батареек.

  • У учащихся – цветные карандаши, учебник рабочая тетрадь; детали для сборки электрической.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

II. Актуализация знаний и умений. Самоопределение к деятельности.
1) Актуализация знаний

- Что происходит в вашем доме по вечерам, когда на улице становится темно?...(Включаем свет)

- Когда мы щёлкаем выключателем, загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА.

- Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку?

-Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …(электричество)

- Правильно, это электричество.

- Кто из вас догадался, ребята, что нам сегодня надо узнать? (Все про электричество)

2) Определение целей урока.

- Откройте учебник на стр. 62.

- Определите с помощью Муравьишки , чему должны научиться на уроке.

3) Решение проблемной ситуации.

- Рассмотрите предметы на рисунке (стр. 62).

- Какие из них можно объединить в группу “Электричество”? 

(Плита, пылесос, электрочайник и т. д.)
- Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш дом приходит электричество

III. Работа по теме урока.

    1. Вступительная беседа

  • - Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество?
    (ответы учащихся)
    - Хотите узнать историю о том, откуда в наш дом приходит электричество? (да)

  • - В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.
    Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.
    - Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (ответы учащихся)
    - Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ.
    - На какое слово похоже слово "светец"? (свет)
    - Да, конечно, на слово "СВЕТ". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!
    -Люди пользовались свечами, керосиновыми лампами . А сейчас что нам светит? (лампочка)
    - А для чего люди изобрели лампочку ,ведь керосиновая лампа уже была? ( Она неудобна в использовании, пожароопасная, свет тусклый.)

  • 2. Работа с учебником , стр.62-63
    - Что вы можете сказать о лампе на рисунке стр.62 учебника

( Это настольная лампа)
- Есть ли у вас дома подобная лампа? Для чего она нужна в доме? (Ответы детей)
- Что горит под абажуром? (Лампочка, электрическая лампочка).
- Кто может рассказать, как пользоваться настольной лампой? Как “зажечь” электрическую лампочку под абажуром?

 (Дети рассказывают правила пользования настольной лампой)

- А что нужно сделать, чтобы во всей комнате стало светло? 

( Включить выключатель).

  • - Что же такое электричество? (Ответы детей).
    Электричество. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
    3. Опыты.
    -Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

-Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
-Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.
Опыт.1.

 На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Учитель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
-Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать.

-Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт2.

- А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.

(Один ученик работает у доски)

-Возьмите со стола пластмассовые палочки и прикоснись к мелким кусочкам бумаги. Что вы видите? (лежат спокойно).
-Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмём шерстяной шарфик и натрём им пластмассовую палочку. Медленно поднесём палочку к кусочкам бумаги и потихоньку поднимите их. Бумажки тоже будут подниматься. Почему? (ответы детей)

- Палочки стали электрическими и кусочки бумаги прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфика.)
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

-На расческе есть электрический заряд. Электрические заряды вы наблюдаете и в природе. Молния, некоторые рыбы (скат) используют электрические заряды для охоты и нападения
- И все же, откуда в наш дом приходит электричество (электрический ток)? (ответы детей)


  • -Посмотрите на рисунок стр. 63 учебника (Вверху).
    -Что на нем изображено? (Ответы детей)
    - Да, это река, перегороженная плотиной. А зачем ее перегородили?


  • - На электростанции, которую вы видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый механизм – ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила этот ротор. От электростанции по проводам электрический ток бежит туда, где он нужен. Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны. Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.



  • - У вас на столе кусочки этого провода, посмотрите. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки, а затем в электроприборы. У каждого электроприбора есть такой провод.
    - Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы, и, конечно, много трудятся.
    - Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ? (Сегодня на уроке мы выясняли, откуда в наш дом приходит электричество. )


Физкультминутка
( Движение имитирующие плавное течение воды в реке, падение воды с плотины, бег электрического тока по проводам, включение лампочки.)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.


IV. Применение нового знания

- А как еще нам помогает электричество? (Ответы учащихся)
- Современному человеку необходимо электричество, для работы заводов, фабрик, школ, детских садов, магазинов, для работы общественного транспорта (трамваи, троллейбусы), железнодорожного транспорта, для работы электроприборов в наших квартирах и домах. – Какие электроприборы вы знаете?

- Отгадайте загадки и узнаем какие электроприборы вам знакомы.



В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Шипит, как паровоз,
А красоту волосам даёт всерьёз. (Фен)


Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)

Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу. (Самовар)


Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)


– А какие вы знаете загадки про электроприборы? (Могут участвовать заранее подготовленные дети)

5. Игра

Карточки к игре “Найди себе пару”. (Ковер – пылесос, стиральная машина – грязная одежда, миксер – торт, фен – прическа, холодильник – мороженое, утюг – платье, электроплита – кастрюля).
– Каждый возьмите себе по картинке. С помощью картинок найдите себе пару. Скажите, пожалуйста, какую можно составить пару? Пылесос – ? Стиральная машина – ? и т.д.
Так как еще нам дома помогает электричество? (

Электроприборы помогают людям в труде).

Вывод: Да, электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.
– Что общего между всеми этими предметами?

 (Они работают от электричества)
- Электрическая сила зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос, холодильник и многое другое. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.
Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного общения с электроприборами?

6. Правила безопасного обращения с электричеством, с электроприборами.

Повторение правил безопасности


- Электроприборы вокруг нас повсюду. Они наши добрые помощники, помогают нам всегда и везде. Без них человеку было бы очень трудно.

- Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про безопасное электричество, а потом мы с вами назовем правила обращения с электроприборами.

(Просмотр мультфильма «Фиксики - советы - Осторожно электричество - обучающий мультфильм для детей», «Электроприборы»)


- Назовите правила безопасного обращения с электроприборами.
1) Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток!!!!!
2) Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами!!!
3) Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током!!!
4) Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар!!!
5) Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками!!!

7. Практическая работа.
1) – А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога, музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
-Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. (Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.)

О батарейках

– А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога (вкл), музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)

Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.


2) Сборка простейшей электрической цепи. Дети выполняют ее в парах под руководством учителя по рисунку в рабочей тетради (с. 40, № 1).

(Для работы используются детали электроконструктора. Выполнение данной практической работы очень важно для понимания темы урока: дети убеждаются, что электричество от источника (батарейка) по проводам поступает к лампочке, зажигая ее.)

V. Рефлексия.

1. Чтение учениками слов Мудрой Черепахи на с. 44 учебника.

2. Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 19, № 1).

Проверка. Самооценка.



VI. Итог урока

. Ответы на вопросы (Стр. 63)



































План – конспект открытого урока

по окружающему миру

1 класс



Тема.

Откуда в наш дом приходит электричество?



Составитель:

Грузнова Наталья Дорофеевна

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ-ДС № 37» г. Симферополь

Республика Крым





2020 уч. г.