Тема. Откуда в наш дом приходит электричество?
Цели урока:
обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; раскрыть роль электричества в быту;
сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;
научить собирать простейшую электрическую цепь.
Планируемые результаты.
Предметные :
иметь представление о том, что коммунальные удобства являются плодом деятельности человека, использующего объекты природы,
знать способы получения электричества и способы доставки электричества к потребителям,
называть электроприборы и опасности, которые они таят в себе,
узнавать электроприборы по фотографиям,
знать правила обращения с бытовыми электроприборами
Метапредметные:
обсуждать значение в доме электричества
устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы,
прослеживать и объяснять путь электричества в наш дом,
выявлять потенциальную опасность электричества в доме, рассказывать о мерах безопасности при использовании электроприборов
Личностные:
понимать значение в доме электричества
осознавать необходимость соблюдения правил безопасности при пользовании электроприборами
Оборудование.
У учителя –презентация, бытовые электроприборы, игрушки работающие от батареек, детский конструктор для сборки электрической цепи, различные виды электрических батареек.
У учащихся – цветные карандаши, учебник рабочая тетрадь; детали для сборки электрической.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
II. Актуализация знаний и умений. Самоопределение к деятельности.
1) Актуализация знаний
- Что происходит в вашем доме по вечерам, когда на улице становится темно?...(Включаем свет)
- Когда мы щёлкаем выключателем, загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА.
- Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку?
-Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это …(электричество)
- Правильно, это электричество.
- Кто из вас догадался, ребята, что нам сегодня надо узнать? (Все про электричество)
2) Определение целей урока.
- Откройте учебник на стр. 62.
- Определите с помощью Муравьишки , чему должны научиться на уроке.
3) Решение проблемной ситуации.
- Рассмотрите предметы на рисунке (стр. 62).
- Какие из них можно объединить в группу “Электричество”?
(Плита, пылесос, электрочайник и т. д.)
- Сегодня на уроке мы выясним, откуда в наш дом приходит электричество
III. Работа по теме урока.
Вступительная беседа
- Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество?
(ответы учащихся)
- Хотите узнать историю о том, откуда в наш дом приходит электричество? (да)
- В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.
Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.
- Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (ответы учащихся)
- Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ.
- На какое слово похоже слово "светец"? (свет)
- Да, конечно, на слово "СВЕТ". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!
-Люди пользовались свечами, керосиновыми лампами . А сейчас что нам светит? (лампочка)
- А для чего люди изобрели лампочку ,ведь керосиновая лампа уже была? ( Она неудобна в использовании, пожароопасная, свет тусклый.)
2. Работа с учебником , стр.62-63
- Что вы можете сказать о лампе на рисунке стр.62 учебника
( Это настольная лампа)
- Есть ли у вас дома подобная лампа? Для чего она нужна в доме? (Ответы детей)
- Что горит под абажуром? (Лампочка, электрическая лампочка).
- Кто может рассказать, как пользоваться настольной лампой? Как “зажечь” электрическую лампочку под абажуром?
(Дети рассказывают правила пользования настольной лампой)
- А что нужно сделать, чтобы во всей комнате стало светло?
( Включить выключатель).
- Что же такое электричество? (Ответы детей).
Электричество. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
3. Опыты.
-Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
-Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
-Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. Вот мы и в волшебной стране.
Опыт.1.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Учитель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
-Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать.
-Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт2.
- А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
(Один ученик работает у доски)
-Возьмите со стола пластмассовые палочки и прикоснись к мелким кусочкам бумаги. Что вы видите? (лежат спокойно).
-Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмём шерстяной шарфик и натрём им пластмассовую палочку. Медленно поднесём палочку к кусочкам бумаги и потихоньку поднимите их. Бумажки тоже будут подниматься. Почему? (ответы детей)
- Палочки стали электрическими и кусочки бумаги прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шарфика.)
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
-На расческе есть электрический заряд. Электрические заряды вы наблюдаете и в природе. Молния, некоторые рыбы (скат) используют электрические заряды для охоты и нападения
- И все же, откуда в наш дом приходит электричество (электрический ток)? (ответы детей)
-Посмотрите на рисунок стр. 63 учебника (Вверху).
-Что на нем изображено? (Ответы детей)
- Да, это река, перегороженная плотиной. А зачем ее перегородили?
- На электростанции, которую вы видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый механизм – ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила этот ротор. От электростанции по проводам электрический ток бежит туда, где он нужен. Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны. Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
- У вас на столе кусочки этого провода, посмотрите. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки, а затем в электроприборы. У каждого электроприбора есть такой провод.
- Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы, и, конечно, много трудятся.
- Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ? (Сегодня на уроке мы выясняли, откуда в наш дом приходит электричество. )
Физкультминутка
( Движение имитирующие плавное течение воды в реке, падение воды с плотины, бег электрического тока по проводам, включение лампочки.)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
IV. Применение нового знания
- А как еще нам помогает электричество? (Ответы учащихся)
- Современному человеку необходимо электричество, для работы заводов, фабрик, школ, детских садов, магазинов, для работы общественного транспорта (трамваи, троллейбусы), железнодорожного транспорта, для работы электроприборов в наших квартирах и домах. – Какие электроприборы вы знаете?
- Отгадайте загадки и узнаем какие электроприборы вам знакомы.
В полотняной стране По реке простыне Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь, Ни морщинки не видать. (Утюг) | Шипит, как паровоз, А красоту волосам даёт всерьёз. (Фен) |
Гладит все, чего касается, А дотронешься – кусается. (Утюг) | Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос) |
Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор. (Пылесос) | Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Магнитофон) Он один на всем свете Очень рад пыль встретить. (Пылесос) |
Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер "ТУ" Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. (Пылесос) | Я пузатый и пыхтящий, Я большущий и блестящий. Если только захочу Кипяточку вскипячу. (Самовар) |
Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. (Холодильник) | У окошка я сижу, На весь мир в него гляжу. (Телевизор) |
– А какие вы знаете загадки про электроприборы? (Могут участвовать заранее подготовленные дети)
5. Игра
Карточки к игре “Найди себе пару”. (Ковер – пылесос, стиральная машина – грязная одежда, миксер – торт, фен – прическа, холодильник – мороженое, утюг – платье, электроплита – кастрюля).
– Каждый возьмите себе по картинке. С помощью картинок найдите себе пару. Скажите, пожалуйста, какую можно составить пару? Пылесос – ? Стиральная машина – ? и т.д.
Так как еще нам дома помогает электричество? (
Электроприборы помогают людям в труде).
Вывод: Да, электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.
– Что общего между всеми этими предметами?
(Они работают от электричества)
- Электрическая сила зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос, холодильник и многое другое. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.
Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного общения с электроприборами?
6. Правила безопасного обращения с электричеством, с электроприборами.
Повторение правил безопасности
- Электроприборы вокруг нас повсюду. Они наши добрые помощники, помогают нам всегда и везде. Без них человеку было бы очень трудно.
- Как нужно работать с электроприборами? Какие вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами? (Ответы детей)
- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про безопасное электричество, а потом мы с вами назовем правила обращения с электроприборами.
(Просмотр мультфильма «Фиксики - советы - Осторожно электричество - обучающий мультфильм для детей», «Электроприборы»)
- Назовите правила безопасного обращения с электроприборами.
1) Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток!!!!!
2) Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами!!!
3) Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током!!!
4) Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар!!!
5) Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками!!!
7. Практическая работа.
1) – А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога, музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
-Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. (Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.)
О батарейках
– А как еще в наш дом может прийти электричество? (Ответы детей)
– У меня есть игрушки: Железная дорога (вкл), музыкальная игрушка, музыкальная шкатулка, фонарик. Как их можно заставить работать? (Высказывания детей)
– Я нажимаю кнопку, а игрушка почему-то не работает? (Нет батарейки)
– Ставим батарейки. Наша игрушка начинает работать.
– Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (Ответы детей)
Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках. Учитель показывает детям различные батарейки, просит также рассмотреть их на рисунке в учебнике.
2) Сборка простейшей электрической цепи. Дети выполняют ее в парах под руководством учителя по рисунку в рабочей тетради (с. 40, № 1).
(Для работы используются детали электроконструктора. Выполнение данной практической работы очень важно для понимания темы урока: дети убеждаются, что электричество от источника (батарейка) по проводам поступает к лампочке, зажигая ее.)
V. Рефлексия.
1. Чтение учениками слов Мудрой Черепахи на с. 44 учебника.
2. Учащиеся самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради (с. 19, № 1).
Проверка. Самооценка.
VI. Итог урока
. Ответы на вопросы (Стр. 63)
План – конспект открытого урока
по окружающему миру
1 класс
Тема.
Откуда в наш дом приходит электричество?
Составитель:
Грузнова Наталья Дорофеевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ-ДС № 37» г. Симферополь
Республика Крым
2020 уч. г.