Просмотр содержимого документа
«Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределенной формы глагола, суффиксы перед –ть.»
Конспект урока на 15.01.18г
Класс: 3 класс
УМК «Гармония»
Урок: русский язык
Тема: Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределенной формы глагола, суффиксы перед –ть.
Цель: обобщить знания учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы
Планируемый результат
Предметные умения: Обобщить знания о неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.
Метапредметные:
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к
координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Самоопеделение к деятельности | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок. Открываем тетради, записываем число. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. (Слайд 2) -Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях. На доске: ть//ти//чь// У: Ребята, мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше. У: Для урока я приготовила пословицы (Слайд 3), прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело! У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. | Дети прописывают буквы по образцу. |
3.Постановка задачи и цели урока | : Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи. Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги! Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Кор.: Что бы вы пожелали ребятам? Часть речи: Чтобы русский все ребята. на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. (Слайд 4) Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. У: Ребята, какая часть речи давала интервью? О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. Почему я так сказала? У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Слайд 5) - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? - Какие три времени имеет глагол? -А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? Работа с учебником. Упр.358 с 8 У: Ребята, у каких слов не удалось указать грамматические признаки? -Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? | Формулируют тему урока и определяют задачи. (О глаголе) (Новую форму глагола) |
4. Изучение нового материала. Работа с учебником. | У: Ребята, давайте узнаем о новой форме глагола из учебника в разделе «Сведения о языке» -О какой новой форме глагола вы узнали? (Неопределённая форма глагола) Вывод: Глаголы бывают неопределённой формы. (Слайд 6) | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. |
5.Закрепление. Работа с интерактивной доской. | У: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Будь внимателен!» (Слайд 7) -Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Зарубить на носу - запомнить Клевать носом - дремать Пропустить мимо ушей - прослушать Вставлять палки в колёса - мешать Показать спину - уйти Обвести вокруг пальца - обмануть Держать язык за зубами – молчать У: Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы) Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти. | Соотносят фразеологизмы и глаголы неопределённой формы. Называют признаки глаголов неопределённой формы. Делают вывод. |
6.Физминутка | А теперь немного отдохнём. (Слайд 8) Нужно назвать действие в неопределённой форме, которое вы увидите на экране и повторить его. (Плавать, прыгать, чистить, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать) | Дети выполняют движения. |
7.Закрепление. Работа у доски. Работа с учебником. | Организует групповую деятельность детей. Контролир: Образуйте от данных глаголов глаголы неопределённой формы. Что делать? Что сделать? Люблю - любить полюбить Бежит – бежать пробежать Ухожу - уходить уйти Пеку – печь испечь У: Выделите у глаголов неопределённой формы формообразующие суффиксы. Всегда ли глаголы неопределённой формы оканчиваются только на –ти, -ть? Вывод: Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть, -ти, -чь. У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв?(Это один из признаков глаголов неопределённой формы) ует выполнение работы. | Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Делают выводы. |
8.Закрепление. Работа в парах по карточкам (взаимопроверка) | Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. -Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) Проверка (Слайд 10) | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. Проверяют по образцу. Делают выводы. |
9.Рефлексия деятельности. | Подведём итоги. -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. (Слайд 11) Рефлексия. (Слайд 12) Было интересно … Было трудно … Самооценка учащихся. Учитель раздаёт детям памятки.(Слайд 13)  Выставление оценок учителем. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке |
10. Домашнее задание | С 9 № 360 (т) | |
5