СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании»





















Реферат на тему:



Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании



























Содержание.

Введение……………………………………………………………

Психологическая характеристика физических качеств…………

Методы направленного развития физических качеств……………

Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей…………………………………………………………….











































Введение.



Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В настоящее время особое место уделяется инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множеств проблем поскольку именно движение осуществляет ту непосредственную связь ребенка с окружающей их средой, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования физического состояния инвалида. Многообразие физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет использовать целесообразные сочетания для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество адаптивного физического воспитания перед воспитательной трудотерапией.

Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях ограничения двигательной активности. В силу этого инвалиды в значительной степени подвержены воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии.

"Неэкономичность" функционирования различных систем приводит в конечном снижении его функциональных резервов, воздействие гипокинезии и гиподинамии как факторов, способствующих расстройству жизнедеятельности организма, что является причиной гиподинамической болезни. Многолетние исследования, проведённые как в стране, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия является причиной функциональных возможностей и сокращения сроков профессиональной пригодности, так и продолжительности жизни. Очевидная целесообразность и необходимость профилактик влияния этих факторов у инвалидов подчеркивает особую актуальность проблемы разработок специальных комплексов адекватных средств, форм и методов адаптивной физической культуры данной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкою с физической культуры и спорта инвалидов.

Физическое воспитание в целом отражает необходимость в планомерной, системообразующей, целенаправленной физической подготовке обществом подрастающего поколения к жизнедеятельности. Адаптивное физическое воспитание - необходимая предпосылка для занятий спортом и непременное условие формирования физической культуры личности, которая выполняет ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности инвалида.

Физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических и двигательных навыков, предпосылки для формирования двигательной базы, способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытывать чувство радости к жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей.









































Психологическая характеристика физических качеств.



Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота -- это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.

Напряжение воли - достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют импульсацию фотонейтронов данной мышцы: их число, частоту и связь во времени. Межмышечная координация отвечает за выбор мышц-синергистов («нужных для деятельности»), за ограничение активности мышц-антагонистов («ненужных для деятельности»).

С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит от степени развития у спортсмена подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных факторов. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты: 1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель); 2) скорость отдельного движения; 3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например, звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.

Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг -- отдельное движение. Скорость одного шага - это скорость отдельного движения. Скорость шагов соответственно частота движений.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из этих видов к силе предъявляют различные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры физических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость -- наиболее типичные силовые характеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии.

Максимальная сила -это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительные сопротивления (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, разнообразные виды борьбы). Большая доля максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений или выносливостью необходима также в метании молота, толкании ядра, гребле на каноэ и т.д. Значение максимальной силы для спортивного достижения тем меньше, чем меньше преодолеваемые сопротивления и чем больше доминирует быстрота мышечных сокращений или выносливость. Так, максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.

Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для достижений во многих движениях ациклического и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, прыжки с трамплина, спортивные игры), в таких видах спорта, где результаты зависят от быстроты выталкивания, выбрасывания снаряда или отталкивания для выполнения прыжка. Скоростная сила оказывает значительное влияние и на достижения в определенных движениях циклического характера. Она составляет основу быстроты спринтера-легкоатлета, спринтера-велогонщика, способности к ускорениям хоккеистов и футболистов и т.д.

Силовая выносливость -это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в первую очередь при необходимости преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени. Эти качества ярко выражены в таких видах спорта, как академическая гребля, лыжные гонки и плавание.

В основе проявления силы (как физического качества) лежит деятельность нервно-мышечного аппарата, при этом выполняются следующие обязательные условия: 1) активация исполнительной системы (периферический нервно-мышечный аппарат); 2) осуществление режима мышечной деятельности (нервных центров, управляющих мышечной деятельностью; сократительного аппарата мышечных волокон; системы электромеханической связи мышечных волокон).

Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Действительно, если говорить о силе, то осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы.

Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: 1) мышечных; 2) координационных. К мышечным относятся: а) механические условия действия мышечной тяги (плечо рычага действия мышечной силы и угол приложения этой силы к костным рычагам); б) длина мышц; в) поперечник (толщина) активируемых мышц; г) композиция мышц (соотношение быстрых и медленных мышечных волокон).

К координационным (центрально-нервным) факторам относятся: а) центрально-нервные координационные механизмы управления мышечным аппаратом; б) механизмы внутримышечной координации; в) механизмы межмышечной координации.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, очень сложная задача для центральной нервной системы. Доказано, что максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом. Его величина зависит от трех факторов:

Первый фактор (психологический). При некоторых эмоциональных состояниях человек может проявлять такую силу, которая намного превышает его максимальные возможности в обычных условиях.

Второй фактор (число одновременно активируемых мышечных групп). Известно, что при одинаковых условиях величина силового дефицита тем больше, чем больше число одновременно сокращающихся мышечных групп.

Третий фактор (степень совершенства произвольного управления). Роль его доказывается множеством различных экспериментов.

Для того чтобы спортсмен мог развивать значительную мышечную силу во время выполнения соревновательного упражнения, ему необходимо на тренировках совершенствовать произвольное управление мышцами и, в частности, механизмы внутримышечной координации и определять наиболее оптимальные методы и средства психологического воздействия для организации эмоциональных состояний, способствующих максимальному проявлению силы. Это может быть достигнуто систематическим использованием в учебно-тренировочном процессе упражнений, которые требуют проявления большой мышечной силы (не менее 70% от максимальной произвольной силы спортсмена) с одновременным решением тактических задач (достижением определенной цели).

Чаше всего сила проявляется в движении {динамическая сила). Усилия спортсмена не всегда сопровождаются движением, в этом случае следует говорить о статическом режиме работы (о статической силе).

Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями:

Предельные мышечные усилия встречаются в тех случаях, когда спортсмен проявляет свои силовые возможности полностью. Сознательное управление затруднено, так как предельное проявление мышечных усилий ограничено функциональными возможностями спортсмена.

Распределенные мышечные усилия - это усилия в 1/2 или 1/4 или 2/4 максимальной силы, подчиненные сознательному контролю.

Дозированные мышечные усилия - это усилия, требующие строгого дифференцирования в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий (в баскетболе - это бросок мяча в корзину, в боксе - удар и т.п.) и подчинены полному сознательному контролю.

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.

В обыденной речи понятие выносливость употребляется в очень широком смысле. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности. Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. Она составляет определенный вид деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).

Проявление выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости: 1) статическую и динамическую; 2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп - более 50% всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).

В спорте, как правило, выносливость - это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).

В процессе совершенствования выносливости, кроме изменений в структурно-функциональной, кислородтранспортной, кислородоутилизирующей и других физиологических системах, протекает становление центрально-нервной и нейрогуморальной (эндокринной) регуляции деятельности этих систем. В практике принято выбирать средства и методы для тренировки выносливости согласно ожидаемому физиологическому воздействию. Но также необходимо учитывать психические факторы.

Некоторые экспериментальные данные показывают, что при непрерывных длительных интервальных нагрузках к волевым качествам спортсмена предъявляются принципиально различные требования. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе методов тренировки выносливости. Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.

Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.

Наблюдения показывают, что требуемые в соревнованиях волевые качества должны развиваться адекватными тренировочными методами и средствами. Для решения задач по тренировке выносливости существует множество различных способов. Развитие и совершенствование выносливости можно проводить по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы и по соревновательному принципу...

Следует отметить, что для каждого спортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма. Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ.

Ловкость -это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость -специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Следуя общепринятому мнению, ловкость -это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Заирский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность: 1. Координационная трудность двигательной задачи. 2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче). 3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).

В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

Ловкость -важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, тем больше его ловкость.

Деятельность анализаторов - третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.

Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей: 1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия; 2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; 3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры движения.

Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.

Гибкость - это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой: 1) невозможность приобрести определенные двигательные навыки; 2) замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей; 3) возникновение повреждений; 4) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости; 5) ограниченность амплитуды движений; 6) снижение качества управления движениями.

Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью

систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит от способности антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена - это важный компонент при тренировке по развитию гибкости.

Часто из-за недостаточной силы мышц атлет не в состоянии достигнуть необходимой амплитуды движений. У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости: 1) подвижность при пассивных движениях (осуществляется в результате действия посторонних сил); 2) подвижность при активных движениях (выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.

Итак, гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами.

Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.























Методы направленного развития физических качеств

Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упраж­нений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических ка­честв: силовые, скоростные, координационные, выносливость и гиб­кость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая на­правленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограни­ченными возможностями используются те же методы, что и для здоро­вых людей: - Для развития мышечной силы - методы максимальных усилий, по­вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, экзокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.

- Для развития скоростных качеств (быстроты)— повторный, сорев­новательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.

-Для развития выносливости —равномерный, переменный, повтор­ный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

Методика развития выносливости, силовых и скоростных качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями опирается на диаг­ностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсив­ность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физи­ческих упражнений в одном занятии, целесообразность их чередова­ния, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функциональ­ного, физического, психического состояния.

- Для развития гибкости применяют следующие методические при­емы: динамические активные и пассивные упражнения, статические уп­ражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обес­печение необходимой амплитуды движений, а также восстановление ут­раченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т. п. Упражнения на растягивание направлены главным образом на соедини­тельные ткани - сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.

-Для развития координационных способностей используется широ­кий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совер­шенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, диф­ференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равно­весия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести задан­ный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда вы­ражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направ­лением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (ско­рость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (соразмер­ность усилий во времени и пространстве).

Управлять всеми характеристиками одновременно человек с сен­сорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями не спосо­бен, так как результатом дефекта явилось либо рассогласование между различными функциями, либо отсутствие или недостаток сенсорной информации, либо дискоординация между регулирующими и исполни­тельными системами организма. Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации.

Координационные способности человека представляют совокупность множества двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движе­ние, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.

Для их коррекции и развития используются следующие методичес­кие приемы:

- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изме­нение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);

- симметричные и асимметричные движения;

- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;

- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мо­дальности на слуховой и зрительный аппарат);

- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);

-упражнения на точность различения мышечных усилий, времен­ных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствованная» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, вре­мя движения, длину и количество шагов);

-упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигна­лов по силе, расстоянию, направлению;

- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.);

- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);

-упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предме­тами, пальчиковая гимнастика и др.);

-парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психичес­кой сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой ме­тод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возраст­ные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности че­ловека в эмоциональном досуге, движении, общении и является спо­собом самовыражения.

Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержа­ние игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мо­бильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, воз­растом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоцио­нальную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концеп­ции оздоровления данной категории детей и подростков.

Разработанная классификация подвижных игр, отражающая общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятель­ность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития те­лесных, психических, интеллектуальных возможностей. Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют на те функции аномального ребенка, кото­рые отстают в развитии. В качестве классификационных признаков выступают следующие:

- по степени адаптации к отдельным нозологическим группам:

подвижные игры для слепых и слабовидящих;

подвижные игры для глухих и слабослышащих;

подвижные игры для умственно отсталых;

подвижные игры для детей с нарушениями речи;

подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ампутантов);

подвижные игры для детей с ДЦП;

- по преобладающему виду действий и движений:

подвижные игры с ходьбой и бегом;

подвижные игры с прыжками;

подвижные игры с метанием;

подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезаем;

подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;

подвижные игры с различными предметами;

- по преимущественной направленности развития физических способностей:

развитие скоростных способностей;

развитие скоростно-силовых способностей;

развитие силовых способностей;

развитие координационных способностей;

- по степени интенсивности:

подвижные игры малой психофизической нагрузки;

подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;

подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;

подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки;

- по направлениям развития познавательных способностей и психических функций:

-подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприятия (холодный - теплый), величин (большой - маленький), фактуры предметов (твердый - мягкий, гладкий - шероховатый), геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия пространственных отношений (вверх - вниз, вправо - влево, впереди - сзади, по отношению к себе и другим);

- подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам, произвольное конструирование и по образцу;

- развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоминание правил игры, последовательности действий, речитативов, названий инвентаря, частей тела и пр.;

- развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифференциация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение активного словаря, способности словообразования, подбор признаков к предметам и др.;

- закрепление элементарных математических представлений о числе и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориенти­ровании в числовом ряду, сравнение количеств и т. п.;

- расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка), птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, растительным миром (деревья, цветы, овощи);

-закрепление социально-бытовых навыков (правила уличного движения, название школьных принадлежностей, одежды, посуды и т. п.);

- формирование общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т. п.).

Таким образом средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тесном единстве и взаимосвязи.







Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей

В настоящее время специалисты выделяют четыре наиболее употребляемые методики развития физических качеств и способностей занимающихся, применяемые для их оздоровления (оздоровительные тренировки), в том числе и лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

Первая из них – стандартно-нормативная методика. Ее суть состоит в том, что в качестве модельных характеристик для занимающихся используются стандартные нормативы, полученные в результате статистической обработки большого количества эмпирических данных. Действия педагога направлены на то, чтобы в результате работы по развитию и совершенствованию физических качеств и способностей индивидуальные показатели каждого занимающегося укладывались в стандартные нормативы. Принцип использования стандартно-нормативных показателей в качестве важнейшего ориентира педагога заложен во все действующие программы физического воспитания, начиная от дошкольных образовательных учреждений и заканчивая вузами.

Задача индивидуализации процесса развития физических качеств и способностей в этом случае сводится к выявлению наиболее отстающих показателей у занимающихся и «подтягиванию» их к существующим нормам.

Способ дозировки нагрузки, используемый в этой методике – стандартный половозрастной, не учитывает индивидуальных особенностей человека. Уровень тренировочной нагрузки при использовании этой методики никогда не превышает умеренный. С точки зрения анализа механизмов физиологической адаптации, такое воздействие можно считать комбинированным, так как разные по своей направленности и биохимическим особенностям двигательные задания, сочетаясь в одном занятии, непременно приводят к многоплановой активизации адаптационных процессов.

Вторая методика – индивидуально-нормативная. Суть ее заключается в том, что для каждого занимающегося рассчитываются нормативы выполнения каждого двигательного задания, достижение которых становится целью педагога. Важной отличительной особенностью этой методики является направленность воздействия на «отстающие» группы мышц. Способ дозировки нагрузки здесь индивидуально-алгоритмический. Такое воздействие адресно, точно и обычно используется в спорте высших достижений. Физиологические механизмы адаптации в этом случае могут быть названы локальными неспецифическими: они обусловлены локальными мышечными упражнениями, приводящими к неспецифическому эффекту, поскольку идет работа с «отстающими» мышечными группами.

Третья методика – типологически нормативная. Ее особенность заключается в целенаправленном воздействии на наиболее отстающее в данной соматотипической группе физическое качество. Ориентиром здесь опять же являются нормативы, но педагогическое воздействие подбирается исходя из типологических особенностей соматотипа, к которому относится конкретный занимающийся. Это обеспечивает типоспецифический способ дозировки нагрузки. Так, для представителей астеноторакального типа, у которых слабо развиты сила и быстрота, нагрузка подбирается на развитие именно анаэробных возможностей, составляющих физиологическую базу этих качеств. Наоборот, для представителей дигрессивного типа используются преимущественно аэробные нагрузки, способствующие развитию недостающей у них выносливости. Представители мышечного типа получают нагрузку смешанного характера, что приводит к комплексному развитию всех физических качеств. Физиологические механизмы адаптации здесь – глобально-неспецифические. Поэтому нагрузки, выполняемые по этой методике, наиболее трудны для занимающихся и требуют значительного времени для восстановления организма.

Четвертая методика – типоспецифическая. Эта методика основана на том, что каждому занимающемуся предлагается нагрузка, наиболее соответствующая его соматотипу, то есть для его врожденных задатков. Благодаря использованию такого подхода удается задавать высокий уровень нагрузки, поскольку она привычна и приятна для занимающихся.

Механизм физиологической адаптации в этой методике – глобальный специфический, поскольку воздействие направлено на наиболее развитые в генетическом смысле физиологические свойства и функции занимающегося. Однако такая нагрузка приводит и к положительному переносу в развитии и других физических качеств. Безусловно, все четыре выделенные методики развития и совершенствования физических качеств и способностей могут быть использованы в адаптивном физическом воспитании при решении тех или иных частных задач.

Однако очевидным преимуществом обладает четвертая методика, реализующая типоспецифическую нагрузку, опирающаяся на использование врожденных задатков детей, подростков, молодежи, учитывающая генетическую предрасположенность физиологических функций и систем к определенному виду мышечной деятельности. В этом случае в наиболее полной мере учитываются: организация нейродинамических процессов, функциональные свойства скелетных мышц, особенности функционирования систем энергообеспечения организма человека. Для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, выполнение принципа «навстречу собственной природе», реализуемого типоспецифической методикой, подбор физических упражнений и режимов их выполнения в соответствии с генетической предрасположенностью имеет существенно большее значение по сравнению со здоровыми людьми. Это объясняется тем, что наличие той или иной проблемы, ограничивающей функционирование организма человека, и тем более очевидной патологии осложняет процесс адаптации к физическим нагрузкам.

Применение же тренировочных нагрузок, видов мышечной деятельности, генетически не свойственных занимающемуся, по существу, ставит перед ним целый ряд дополнительных трудностей, а в ряде случаев – обрекает его на постоянные перенапряжения тех или иных функциональных систем.

В этом случае важнейшей проблемой является определение врожденных задатков занимающихся, предопределяющих выбор той или иной тренировочной нагрузки, методики развития физических качеств и способностей. Наиболее известными способами выявления генетической предрасположенности человека к тому или иному виду физической активности являются: определение соматотипа человека, биохимический анализ, дерматоглифика и др. Однако оценка врожденных задатков с помощью перечисленных методов является достаточно трудоемкой задачей, вряд ли доступной для педагога (учителя, инструктора, методиста) по адаптивной физической культуре. Кроме того, эта задача осложняется еще и тем, что на сегодняшний день пока не завершены научные исследования по спортивной генетике, продолжаются научные споры, существуют объективные противоречия в трактовке имеющихся данных.

В этой связи вполне уместно рекомендовать для практического использования подход, апробированный В.К. Спирина (2001). Он предлагает определять природную одаренность ребенка к выполнению скоростной работы и работы на выносливость. Результаты тестовых упражнений, оценивающих проявление общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств, личный опыт педагога, основанный на наблюдениях за конкретными занимающимися, позволяют, как полагает автор, с достаточной точностью определить направленность развития моторики конкретного ребенка, его генетическую предрасположенность к тому или иному виду мышечной деятельности.

Таковы особенности и отличительные черты методики развития физических качеств и способностей в адаптивном физическом воспитании, где доминирующей направленностью этого раздела работы является оздоровление занимающихся.







ТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АФВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЕ

В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ



В теории и практике физической культуры пользуются понятиями, производными от слова «метод»: методический прием, методика, ме­тодический подход, методическое направление. Каждое из них имеет определенное содержание и является частью методологии - «учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» (СЭС, 1984, с. 795). В теории адаптивной физической культуры эти поня­тия трактуются так же, как в теории физической культуры (Ю.Ф. Курамшин, 1999).



Метод - это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогичес­кой деятельности как путь к достижению намеченного результата. Ме­тод - это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем дея­тельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий.



Методика представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо­вательных и др. задач адаптивной физической культуры. Например, ме­тодика развития равновесия для инвалидов с поражением опорно-дви­гательного аппарата или методика коррекции пространственной ори­ентации слепых и слабовидящих предполагает технологию последова­тельного и рационального использования комплекса методов и мето­дических приемов, ведущих к достижению цели.



Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах явля­ется коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся.



Методический подход отражает выбор определенной концепции в ре­шении специфических задач АФК. В основе этого выбора лежат научный поиск, оправданные логические построения, практический опыт. Методи­ческий подход предполагает наличие альтернативных вариантов оптими­зации средств и методов. Так, для обучения движениям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются не только традиционные методические подходы, но и нетрадиционные, например, концепция обу­чения двигательным действиям с заданным результатом; для коррекции двигательных и психомоторных нарушений у детей с ЗПР и умственной отсталостью в качестве основной выдвинута концепция игровой деятель­ности как наиболее эффективная независимо от возраста занимающихся.



Наиболее типичными для адаптивной физической культуры явля­ются следующие группы методов:



-методы формирования знаний;



- методы обучения двигательным действиям;



- методы развития физических качеств и способностей;



- методы воспитания личности;



- методы взаимодействия педагога и занимающихся.



Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные мето­дические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каж­дого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возра­ста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способнос­ти к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т.п.



Разумное использование комплекса методов и методических при­емов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспита­тельных задач, общеметодические и специально-методические прин­ципы.



1. Методы формирования знаний



Эти методы имеют широкий спектр задач. Они направлены на:



-усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, пол­ноценной техникой движений, развитие физических и психических ка­честв и способностей, а также опыта их практического применения;



-создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осоз­нанного использования физических упражнений.



Методы формирования знаний делятся на две группы: методы сло­ва (информация речевого воздействия) и методы наглядности (инфор­мация перцептивного воздействия).



К первой группе относятся:



-метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.;



- метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;



-метод сопряженной речи - одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;



-метод идеомоторной речи - самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигатель­ной деятельности.



Вторая группа методов построена на основе чувственного восприя­тия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализато­ров, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для фор­мирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.



Так как у инвалидов с различными нарушениями отдельные кана­лы чувственного восприятия имеют дефектную основу, методы нагляд­ности, демонстрации, показа, движений носят специфический харак­тер, рассчитанный на обходные пути, компенсацию нарушений, ис­пользование сохранных функций.



Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные оста­точное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функ­цию. Для формирования представлений о движении используются:



-объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами;



- рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных зве­ньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия;



- мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи - гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дифференцировку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, тем­пературных ощущений;



-звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппара­тура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, зву­чащие мячи, мишени, колокольчики и т.п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;



-тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и вос­произведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в про­странстве;



-оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную ин­формацию о двигательных и ориентировочных действиях.



Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на ком­плексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими при­емами являются:



-плакаты с изображением тела человека с названием частей, сус­тавов и др. - для формирования знаний, наглядно-образных представ­лений о строении человека;



- карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указа­телями, ориентирами для формирования наглядно-действенных пред­ставлений об изучаемых физических упражнениях;



- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровожде­нием педагога и одновременным выполнением упражнений по подра­жанию и сопряженной речью;



- показ движений с одновременной словесной инструкцией (описа­нием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;



-плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и не­стандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;



-световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;



-звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциа­ции и использование остаточного слухового восприятия при выполне­нии ритмических движений.



Выбор методов и приемов обучения и формирования знаний обус­ловлен сохранностью сенсорных систем, речи, интеллекта, но ком­пенсация слухового дефекта осуществляется преимущественно за счет зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувстви­тельности.



Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отста­лостью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков по­знавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушен­ных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Двигательный образ становит­ся ярче и быстрее запоминается занимающимся (А.С. Самыличев, Р.Н. Гуро-Фролов, 1991; Е.А. Стребелева, 1991).



Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:



-одновременное сочетание показа физических упражнений, сло­весного объяснения и выполнения;



- рисование фигуры человека для понимания структуры тела, фун­кций суставов и основных мышечных групп;



-рассказ-описание двигательного действия по картинке с последу­ющей демонстрацией и выполнением его;





























Заключение.





















































Список используемой литературы:



1.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288 с.

3.Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003. - 245 с.

4. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005. – 23-48 с.

5.Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003. - 180 с. 6.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007. - 270 с.

7.Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. – 180 с.

8. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2004. – 80 с.

9. Спирин В.К. Мышечная активность и здоровье детей: Монография. – Великие Луки, 2001. – 126 с.