СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношение СССР с Социалистической странами в сер.1960- сер.1980 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отношение СССР с Социалистической странами в сер.1960- сер.1980 гг.»

МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОШИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

663253, Красноярский край, Туруханский район, с.Горошиха, ул.Северная, д.15














Статья на тему:

Отношение СССР с социалистическими странами в сер.1960-х-сер.1980 гг.
















Автор: Учитель истории

Штукерт Наталья Михайловна









Д.Горошиха.

2024г.


Оглавление


Отношения с социалистическими странами во второй половине 1960-х – сер. 1980 –х гг…………………………………………………………………….3

Чехословацкий кризис и роль СССР в его разрешении…………………...9


Война во Вьетнаме позиция СССР…………………………………………12


Советско-китайские отношения……………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………...15



































Отношения с социалистическими странами во второй половине 1960-х – сер. 1980 –х гг.

Пришедшее к власти после Хрущева советское руко­водство во внешнеполитической деятельности решало следующие задачи: 1) укрепление мировой социалисти­ческой системы; 2) нормализация и развитие отношений с Западом; 3) поддержка дружественных режимов и дви­жений в "третьем мире".

Главным направлением советской внешней политики было всестороннее сотрудничество со странами мировой социалистической системы. В 60-80-х гг. укреплялись их экономические связи. Страны социалистического содружества провозгласили курс на интеграцию (объединение) своих экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматри­вавшая координацию планов развития народного хо­зяйства стран-участниц, разделение труда, создание единого рынка, единой валютной системы, организа­цию совместных предприятий. В то же время межгосу­дарственные отношения между странами коммунисти­ческого блока и СССР усложнялись. Во внешней поли­тике СССР отчетливо проявилось стремление к подав­лению всякого свободомыслия и демократических ре­форм в социалистических странах, что не могло не по­рождать естественного протеста.

ЦК КПСС и Советское руководство не могли не считаться с тем, что правящие круги капиталистических стран не оставляли своих попыток повернуть вспять развитие, изменить в свою пользу сложившееся соотношение сил на мировой арене и встали нп путь новой гонки вооружений, организации таких замкнутых военно-политических блоков как Североатлантический союз (НАТО). СССР вступил в холодную войну, которая имела одной из своей цели создать морально-политический климат для усиления гонки вооружений, для возможной войны.

Восемь стран – Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия – совещании в Варшаве по обеспечению мира и безопасности в Европе подписали в мае 1955г.

Заключение Договора способствовало развитию политического и военного сотрудничества стран-участниц имело своим результатом дальнейшее значительное расширение связей, контактов, практики консультаций между ними по всем линиям.

СССР вёл активные экономические отношения с социалистическими странами. В совершенствовании форм и методов экономического сотрудничества важную роль сыграли решения Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи, которое состоялось в Москве 24-26 июля 1963г. Совещание одобрило сроки проведения координации планов на очередную пятилетку(1966-1970гг.) Кроме того оно одобрило разработанные СЭВ предложение о переходе к многосторонним расчётам в торговле между странами – членам СЭВ и создании в этих целях Международного банка экономического содружества.

В октябре 1963 г в Москве было подписано соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации международного банка экономического сотрудничества.

В 1970г. Государствами – членами СЭВ создан Международный инвестиционный банк, который предоставлял долгосрочные и среднесрочные кредиты на осуществление мероприятий по кооперированию производства, строительство и расширение промышленности. Банк начал работать с 1971г. Уставной капитал банка составлял 1052,6 млн. переводных рублей.

Развивая экономические связи с социалистическими странами СССР оказывал им весьма значительную помощь. По соглашениям подписанным за послевоенный период СССР обязался реконструировать или построить 1600 промышленных предприятий. В отдельных соцстранах с помощью СССР созданы целые отрасли промышленности.

После завершения в 1965г народнохозяйственных планов, которые были рассчитаны на 5-7 лет, страны члены СЭВ, вступив в новое пятилетие впервые в практике международных экономических отношений целой группой стран согласовали на пятилетие взаимные поставки товаров в крупных объёмах на основе координации перспективных планов.

Введение новой системы управления народным хозяйством в соцстранах открыло путь для совершенствования форм и методов ведения хозяйства, способствовало устранению диспропорций между отраслями промышленности . Можно отметить то, что за период с 1960 по 1973г индекс валового общественного продукта в странах СЭВ увеличился в два, три раза.

Важный вклад в укрепление единства мировой социалистической системы способствовали мероприятия по международной экономической социалистической интеграции, намеченные на 23 специальной сессии СЭВ, проходившей в 1969г в Москве. Интеграция осуществлялась на основе планового регулирования развития экономики. Характерная особенность интеграции – одновременный охват сфер производства, обращения и управления. СЭВ являлся открытой организацией, в неё могли вступить страны желающие участвовать в экономической социалистической взаимопомощи. В 1964 в СЭВ вступила Куба.

6 июля 1961г. Был заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНДР.12 июня 1964г был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве между СССР и ГДР.

Взаимные визиты руководителей партий и правительств и обмен мнениями по основным проблемам внешней политики и международных отношений способствовали солидарному решению назревших вопросов, выработке общей политической линии по важнейшим международным проблемам.

Подписанный в апреле 1965г в Варшаве договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ПНР, предусматривал укрепление дружбы и сотрудничества. В договоре подчёркивалась незыблемость границы по Одеру – Нейсе.

Оба государства обязались совместно бороться всеми доступными стредствами против угрозы военного нападения со стороны ФРГ или их союзников.

Такого рода статьи о сотрудничестве и взаимопомощи содержались так же в договорах СССР с Болгарией(1967г.), Чехословакией(1970), Венгрией(1967), Румынией(1970).

В советско-болгарском договоре страны-участницы, кроме того, поставили задачу по установлению добрососедских отношений и развитию понимания и сотрудничества на Балканах и в районе Чёрного моря.

Был так же заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и МНР(1966г). По этому договору стороны обязывались проводить политику поддержания и укрепления дружбы в Азии.

В 1964г СССР и ГДР заключили аналогичный договор. По объёму торговли, размаху научно-технических обменов и связей в области культуры ГДР находилась на первом месте в отношениях СССР с соц странами.

Советский союз и ГДР были в числе инициаторов всех мероприятий в области военно-стратегической обстановки в Европе.

Политической и юридической основой советско-монгольских отношений являлся Договор о дружбе и взаимопомощи и Соглашение о экономическом и культурном сотрудничестве, подписанные в феврале 1946г.

В апреле 1965г Советский Союз посетила партийно-правительственная делегация МНР во главе с Ю, Цеденбалом. В ходе переговоров были решены коренные вопросы дальнейшего укрепления политического, экономического сотрудничества.

В летопись советско-монгольских отношений яркой страницей вошёл визит Л.Брежнего во главе партийно-правительственной делегации в январе 1966г. Авторитет МНР поднимался в тесном контакте с СССР. МНР была принята в ООН в 1961г, в 1962- в СЭВ.

Тесные отношения были между СССР и КНДР. Успешно развивались экономические связи. При техническом содействии СССР в Корее были восстановлено около 50 промышленных предприятий.

10 января 1959г. Советское правительство признало новое кубинское правительство и установило с Кубой дипломатические отношения. В свою очередь США вводили экономические санкции – аннулировали 95% квоты на закупки кубинского сахара и запретили продажу Кубе промышленного оборудования и других товаров. В этой ситуации СССР, преследуя свои цели, оказал большую экономическую помощь Кубе.

13 февраля 1960г было соглашение о товарообороте и платежах.

17 апреля 1961г на Кубе произошёл военный конфликт под прикрытием американских кораблей и авиации. На следующий день советское правительство выступило с заявлением, в котором против действий США и выразило твёрдкю решимость оказать всю необходимую помощь Кубе.1 В 1962г. СССР разместил ядерные ракеты на Кубе как ответ на размещение американских ракет в Турции.

Возникла угроза ядерной катастрофы. Министр иностранных дел СССР Громыко заверил США, что СССР не располагает наступательными вооружениями на Кубе( считая их оборонительными). Ф. Кастро просил СССР нанести по Америке превентивный ядерный удар. И только личные встречи Н.Хрущёва с Дж. Кеннеди позволили миновать трагедию. Ракеты с Кубы были убраны.

Важной вехой в развитии советско – кубинских отношений явился визит Ф. Кастро в СССР весной 1963г.

.

В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отно­шениях Советского Союза с его союзниками по Организации Вар­шавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, раз- разившийся в конце 70-х годов в Польше. Расширение экономической помощи, советы первому секретарю ЦК ПОРП С. Кане и другим польским руководителям успеха не имели. Кризис разрастался. В 1980 г, рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. На встрече с руководством нашей страны в апреле 1981 г. С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась, «герои тократы» страшились возникновения «второго Афганистана». Они с облегчением встретили отставку С. Кани и избрание первым секрет рем ЦК ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел 13 декабря военное положение в стране. Л. И. Брежнев заверил лидера Польши. что он может рассчитывать «на нашу твердую политическую и моральную поддержку... посильную экономическую помощь». СССР под­держивал Ярузельского суммами в 3—4 млрд долларов в год, в середи­не 80-х годов эти расходы уменьшились до 1—2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, од­нако кризис преодолеть не удалось, В 1989 г. лидеры профсоюза при­шли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распа­да социалистической системы в Европе.

К середине 80-х годов СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Не­популярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла война в Афганистане. Американская администрация во главе с Р. Рейганом, объявив «крестовый поход» против коммунизма, много сделала для ограничения экономического сотрудничества меж­ду СССР и странами Запада. Это наносило огромный ущерб советской экономике. Разорением для страны грозила начатая в США работа над «Стратегической оборонной инициативой» (СОИ, или «Программа звезд­ных войн»), предполагавшей перенос гонки вооружений в космос. На­родное хозяйство Советского Союза и без того было деформировано непомерными военными расходами. Стремление их сократить застав­ляло пересматривать свои отношения со странами «социалистического лагеря» и государствами «социалистической ориентации», делая их более прагматичными, а главное — дешевыми.

Нормализация отношений с окружающим миром требовала пере­осмысления концептуальных основ внешней политики СССР, нацеливая на отказ от явно не оправдавших себя подходов и выработку нового кодекса поведения на международной арене, который соот­ветствовал бы современным реалиям, отвечал национальным инте­ресам страны, обеспечивал условия для внутреннего социального и экономического прогресса. Решить эту сложную задачу была призвана советская внешнеполитическая доктрина, получившая название «но­вое политическое мышление» в международных делах, о чем Горба­чев заявил уже в 1985 г.

В 1985—1986 гг. продолжалось развитие связей со странами, вхо­дившими в Организацию Варшавского Договора. В 1985 г. он вновь был продлен на очередные 20 лет. В соответствии с новым курсом внутри СССР утверждена Комплексная программа научно-технического про­гресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Продолжались регулярные встре­чи на высшем уровне с лидерами этих стран. Правда, на них стали звучать новые нотки: советская сторона давала понять, что намерена отходить от роли «старшего брата» в отношениях с партнерами и что СССР не намерен более вмешиваться во внутренние дела соседей.

Чехословацкий кризис и роль СССР в его разрешении

В 1968г в Чехословакии в ходе «Пражской весны» речь шла в первую очередь о внутреннем общественном процессе, имевшим целью демократизацию режима, свободу печати, экономические, прежде всего рыночные реформы и защиту национальной независимости.

В основе своей «пражская весна» являлась общественным движением широких масс чехов и словаков, членов КПЧ, беспартийных и др. Фактически движение обновления и реформ было инициировано внутри КПЧ и группами номенклатурной элиты и просоциалистически настроенными представителями интеллигенции. Наиболее дальновидно настроенные представители партократии видели кризис власти и управления обществом и искали выход на основе современных достижений общественной мысли. В целом речь шла об улучшении социализма, о его возрождении.

На пленуме ЦК КПЧ 3-5 января 1968г с поста первого секретаря ЦК ушёл А. Новотный. Против него сложился заговор более прогрессивных сил, объединились все группировки ЦК. В Москве отнеслись к этому нейтрально, что означало конечно свободу рук для критиков А. Новотного. Л. Брежнев недолюбливал А. Новотного, считал его политику причиной всех трудностей в Чехословакии, к тому же не мог простить ему некоторых возражений по форме освобождения Н. Хрущёва от высших постов.

Первым секретарем ЦК КПЧ стал А. Дубчек.В Москве к этому выбору отнеслись спокойно. А Дубчек был известным, многие годы жизни провёл в СССР. Видимо надеялись, что он будет управляемой фигурой из-за его покладистости. Однако А. Дубчек не был таковым. Он пытался маневрировать, прекрасно понимания, как важно для судьбы реформ найти общий язык с хозяевами кремля. В конце января Дубчек имел многочасовую беседу с Брежневым.

В конце марта 1968г ЦК КПСС разослал партактиву закрытую информацию о положении в Чехословакии. Этот документ отражал господствующие настроения. « В Чехословакии ширятся выступления безответственных элементов, требующих создать «официальную оппозицию»…выдвигаются предложения об особом чехословацком пути к социализму…Раздаются призывы к частной собственности…»2

23 марта в Дрездене состоялась встреча руководителей партий и правительств 6 соц стран –СССР, Польши, ГДР, Венгрии и ЧССР. На Дубчека посыпался шквал обвинений, однако Брежнев говорил мягче. Говорил об угрозе существования КПЧ.

После совещания в Дрездене чётко обрисовались два подхода к развитию ситуации в Чехословакии. Первый – это путь реформ, второй – это позиция КПСС и поддерживающих её руководителей ГДР, Польши, Болгарии. Они считали что КПЧ надо оказать помощь пока не поздно.

После совещания в Дрездене СССР приступил к разработке мероприятий по стабилизации обстановки в Чехословакии, в том числе и военных. Следует отметить что в это время в Чехословакии усилились нападки Москвы и её союзников на процесс демократизации в стране. Позиции Дубчека наоборот усилились после кадровых перестановок во власти. Но о разрыве с СССР он не помышлял.

В руководстве СССР непрерывно обсуждался вопрос о вариантах действий.

Тем временем в Праге обстановка, с точки зрения Москвы, осложнялась. Компартия всё более погружалась в дискуссии и теряла влияние. Определённая часть коммунистов поворачивала в сторону югославского опыта. Возмущение Москвы вызывали статьи чехословацкой печати.

Летом произошли переговоры в Чиерне-над-Тисой. Содержание переговоров неизвестно, однако понятно, что от Дубчека требовали ограничений демократизации, сохранении руководящей роли КПЧ.Вскоре в Прагу было направлено обращение о невыполнении договоренностей со стороны СССР. Дубчек сначала уклонялся от ответа, но потом дал понять что свои проблемы Чехословакия может решить сама. В этой ситуации Москва приняла решить проблему военным путём.

«Пражская весна» закончилась вводом в Чехословакию в августе 1968 г. войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Таким обра­зом, «угроза контрреволюции» была предотвращена. Но эта акция уси­лила раскол в социалистическом лагере. Албания вышла из Организа­ции стран Варшавского Договора. Другой реакцией на чехословацкие события стала серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, направленных на усиление экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Роль СССР в содружестве уси­лилась.






Война во Вьетнаме позиция СССР.

2 августа 1964 г. американский эсминец с разведывательной целью зашел в территориальные воды Демократической Республики Вьетнам и открыл огонь по ее патрульным судам, которые ответили тем же. Заявив, что вьетнамцы напали на их корабль в международных водах, США 5 августа 1964 г. начали бомбардировки ДРВ. Так началась восьмилетняя воздушная война США против Северного Вьетнама. Первый массированный налет на ДРВ был предпринят в феврале 1965 г., когда в Ханое находилась советская правительственная делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным.

Одновременно США расширили свое военное присутствие в Южном Вьетнаме, доведя численность своих войск с 70 тыс. (1965 г.) до 550 тыс. (1968 г.) человек, развернув истребительную войну с южновьетнамскими партизанами ("вьетконговцами"), борцами за независимость своей родины.

С самого начала американской агрессии СССР стал на сторону ДРВ, помогал ей политическими, дипломатическими и военными средствами (оружием, боеприпасами, военными специалистами). Средства, необходимые для отражения агрессии, доставлялись по морю и по суше, через Китай. Руководство КНР занимало в войне обструкционистскую позицию, создавало помехи перевозкам, Месяцами держало на своей территории эшелоны с оружием, отказалось разместить на своих аэродромах часть истребительной авиации СССР, прикрывавшей территорию ДРВ.

СССР стал инициатором широкого антивоенного движения, которое охватило многие страны мира. С ростом военных потерь (в небе ДРВ было сбито 5 тыс. американских самолетов) это движение проникло и в США. С ноября 1968 г., после прихода к власти президента Р. Никсона, бомбардировки были временно (до1971 г.) прекращены, в Париже начались затяжные четырехсторонние переговоры о прекращении войны. В них принимали участие Демократическая Республика Вьетнам, Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), США, сайгонская администрация.

Летом 1969 г. в освобождённой зоне Южного Вьетнама конгресс народных представителей создал Республику Южный Вьетнам (РЮВ), которая была признана Советским Союзом. В том же году США взяли курс на "вьетнамизацию" войны, который американские дипломаты назвали попыткой "изменить цвет кожи покойников". Он заключался в том, что американцы, выводя постепенно свои войска из Южного Вьетнама, одновременно укрепляли сайгонскую армию для борьбы с национально-освободительным движением.

В 1972 г. в ходе московских переговоров Л.И. Брежнева и Р. Никсона была достигнута договоренность о прекращении бомбардировок ДРВ и полном выводе войск США из Южного Вьетнама. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение было победой вьетнамского народа, логическим итогом помощи Вьетнаму со стороны СССР, других стран социалистического, содружества, международного движения солидарности с борьбой вьетнамского народа.

В апреле 1975 г. проамериканский сайгонский режим на юге Вьетнама пал, Сайгон (ныне т. Хошимин) был освобожден, власть на всей территории Южного Вьетнама перешла в руки Временного революционного правительства РЮВ. В 1976 г. Север и Юг объединились в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), с которой в 1978 г. Советский Союз подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. В соответствии с этим договором СССР встал на защиту своего братского союзника в феврале 1979 г., когда китайские войска вторглись на территорию СРВ

Советско-китайские отношения

В 60-е годы внешнеполитический курс руководства КНР отличался крайней противоречивостью: оно вело борьбу на двух фронтах – не только против империализма, но и против СССР.

Китай отверг тезис о том, что решающей силой современной эпохи является международный рабочий класс и его детище – мировая социалистическая система.

Китайское руководство оспаривало тезис о том, что жгучим вопросом современности является проблема войны и мира. Скептически относилось к возможности предотвращения мировой войны и не соглашалось с положением о том, что нет фатальной неизбежности войны.

КНР взял курс на свёртывание отношений с СССР. Торговый обмен сократился в 1962г более чем на 60%. В целом за десятилетие объём советско-китайской торговли сократился с 2млрд. до 42 млн. рублей3.

С июня 1962 начались столкновения на границе. В различных местах китайские военные и просто граждане осваивали советские земли на островах Амура и Уссури.

В 1963г состоялась двусторонняя встреча в Москве. Китай представлял председатель КНР Лю Шаоци. Однако данная встреча только обострила ситуацию. В июле 1964г Мао Цзэдун предъявил территориальные претензии СССР.

В начале 1964г состоялись консультации СССР с КНР в Пекине. Стороны пришли к договорённости о границе – она должна проходить по фарватеру рек. СССР предложил продолжить консультации через 2 недели, но КНР игнорировал это предложение.

Апогеем враждебной СССР политики КНР явились вооружённые столкновения на границе в марте – остров Даманский и в августе в районе населённого пункта Жаланашколь в семипалатинской области. СССР дал решительный отпор, что быстро остудило пыл провокаторов.

В сентябре 1969г состоялась встреча А. Косыгина с Чжоу Эньлаем. Были приняты решения что СССР и КНР пойдут друг другу навстречу.

Пограничным войскам было дан приказ поддерживать нормальные отношения с китайскими войсками. Однако уже осенью КНР опять предъявили территориальные претензии, говоря о неравноправности договоров. После смерти Мао Цзедуна (сентябрь 1976) ситуация не улучшилась.

Заключение


К середине 80-х годов СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Не­популярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла война в Афганистане. Решить эту сложную задачу была призвана советская внешнеполитическая доктрина, получившая название «но­вое политическое мышление» в международных делах, о чем Горба­чев заявил уже в 1985 г.

Доктрина означала отказ от одного из базовых блоков советского марксизма — теории мирового революционного процесса. Аксиомой считалось, что развитие человечества непременно приведет к утвержде­нию на Земле социалистических общественных отношений. Задача же коммунистов всех стран виделась в том, чтобы своей борьбой, носящей не национальный, а интернациональный характер, приближать это время.

Согласно официальной доктрине, международный курс СССР определялся двумя основными принципами — пролетарского интер­национализма и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Первый предполагал поддержку коммунисти­ческих партий и движений, а также «антиимпериалистических» тен­денций («социалистической ориентации») как в развитых, так и в стра­нах «третьего мира». Советские лидеры считали себя ответственными и за защиту «завоеваний социализма», что не исключало оказание воен­ной помощи в тех случаях, когда возникала «угроза власти трудящихся». Другой принцип — «мирное сосуществование» — регламентировал от­ношения СССР с капиталистическими государствами. И хотя «борьба за мир» занимала важное место в советской внешней политике, ее рассматривали как форму классовой борьбы. Поэтому в международной деятельности нашей страны реализация национальных интересов и ре­шение идеологизированных задач переплетались. В свою очередь это на­шло отражение в сложном сочетании сотрудничества и соперничества, которое характеризовало связи «восточного» и «западного блоков». В идеологическом отношении обе стороны занимали непримиримые позиции, рассматривая весь мир как арену борьбы за утверждение либо «социалистических», либо «демократических» ценностей.

Первоначально именно в сфере внешней политики новое совет­ское руководство продемонстрировало готовность решительно отойти от традиционных подходов. Прежде всего сделан вывод о том, что в новую эру, в ядерный век стоящие перед человечеством глобальные вызовы и угрозы намного важнее и опаснее тех противоречий, кото­рые существуют между государствами различных социальных систем. На первый план выходят общечеловеческие ценности, которые выше классовых. Поэтому система международных отношений должна далее не рассматриваться как сфера классовой борьбы, а стать областью взаимодействия и сотрудничества. Для нашей страны это означало необходимость сближения с государствами, находящимися за преде­лами «социалистического содружества». Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой отказ от проблематики пролетарского интернационализма и солидарности, которые посте­пенно вообще исчезают из лексикона советских лидеров, сменяясь подходом, основанным на свободе выбора.

Представление о том, что безопасность может быть только всеоб­щей, привело к радикальному изменению подходов к обеспечению национальной безопасности. Место традиционного для эпохи «холод­ной войны» «баланса сил» должен был занять соответствующий ново­му времени «баланс интересов», а это в свою очередь предполагало отказ от гонки вооружений и переход к национальному оборонному строительству на основе разумной достаточности. Вооружений долж­но хватать лишь для организации обороны, избыточное же оружие подлежало ликвидации, чтобы сократить угрозы потенциальной аг­рессии. Первоначально блок идей под названием «новое мышление и общечеловеческие ценности» охватывал только международную сфе­ру, в 1988-1991 гг. он стал включать и те, которые ранее считались атрибутами «демократических» обществ: приоритет прав человека, систему разделения властей, гражданское общество и т.д.


























Список используемой литературы

  1. История межгосударственных отношений и внешней политики СССР 1917-1987г Т2/ под редакцией Г.Ф.Фокеева-М.: «Международные отношения» 1987г

  2. Осмысление истории/ О.А.Вестад, О.В. Васильев, И.В. Гайдук под редакцией Г.Н. Севастьянова – М.: Просвещение 1996г.

3. История внешней политики СССР Т2 1945 – 1980гг. под редакцией А. А. Громыко, Б.Н. Понамарёва. М-: «Наука» 1981г



























































































































1 История внешней политики СССР Т2 1945 – 1980гг. под редакцией А. А. Громыко, Б.Н. Понамарёва. М-: «Наука» 1981г. Стр. 355

2 Осмысление истории/ О.А.Вестад, О.В. Васильев, И.В. Гайдук под редакцией Г.Н. Севастьянова – М.: Просвещение 1996г. Стр 155

3 История межгосударственных отношений и внешней политики СССР 1917-1987г Т2/ под редакцией Г.Ф.Фокеева-М.: «Международные отношения» 1987г. Стр 323

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!