Урок 20. 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _____________
Урок по теме: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. ПР №10».
Цель урока: Научить детей грамотно составлять формулы в электронных таблицах, используя разные типы ссылок.
Задачи урока:
Обучающая: Научить детей использовать электронные таблицы для вычислений, а также определить назначение относительных и абсолютные ссылок в электронных таблицах.
Воспитательная: Воспитывать в учащихся мышление
Развивающая: Развивать у учащихся навыки работы в электронных таблицах.
Ход урока:
I. Вводная часть.
Проверка присутствующих.
Сообщение цели урока:
Знать – понятие Электронной таблицы относительной и абсолютной ссылок, их назначение, различая и способы применения.
Уметь – использовать при необходимости абсолютные и относительные ссылки, копировать формулы.
II. Повторение ранее пройденного материала.
а) Учитель задает вопросы:
1. Что представляет собой электронная таблица Excel?
2. Что такое адрес ячейки?
3.Какие данные можно записать в ячейку?
III. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом слайдов презентации).
Формулы – это то, что делает ЭТ столь полезными. Для того чтобы формула начала работать, ее надо ввести в ячейку. Она является основным инструментом обработки данных в среде табличного процессора, а также связывает данные, содержащиеся в различных ячейках ЭТ, и позволят получить новое расчетное задание по этим данным. Их можно копировать, перемещать, удалять, так же как и другие данные. Форума начинается со знака « =».
Введем новое для нас понятие – «Ссылка, и ее виды».
Определение ссылки - адрес объекта (ячейки, строки, столбца, диапазона), используемый при записи формул.
В формулах Excel используются три вида ссылок на ячейки или диапазоны ячеек. Различия между относительными и абсолютными ссылками проявляется при копировании формулы из активной ячейки в другие ячейки.
Относительная ссылка.
При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+В1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+С1.
Абсолютная ссылка.
Эта ссылка не меняется при копировании. При абсолютной ссылке перед именем как столбца, так и строки располагается символ $. Например, если в ячейку В2 введена формула =А2+ $В$1, то при копировании ее в ячейку С2 она превращается в формулу =В2+$В$1. т.е вместо ссылки на ячейку А2 новая формула будет ссылаться на ячейку В2 (поскольку это относительная ссылка), но если ссылка +$В$1, как была, так и останется. этим то и отличаются абсолютные ссылки от относительных.
Смешанная ссылка.
В этой ссылке либо номер строки является абсолютным, а номер столбца относительным (тогда символ $ располагается только перед номером строки, например А$1), либо номер столбца является абсолютным, а номер строки – относительным ( и символ $ располагается только перед номером столбца, например $A1).
Дополнение. Тип ссылки можно задать либо вручную, вставляя в нужное место символ $, либо при помощи клавиши F4. После указания ссылки на ячейку нажимаем клавишу F4 несколько раз до выбора ну нужного вида ссылки.
Для закрепления теоретического материала, учитель задает вопросы классу:
Что такое ссылка? (Адрес на другую ячейку)
Какие ссылки вы знаете? (относительные и абсолютные)
Когда используется абсолютная ссылка? (Когда необходимо ссылаться на одну ячейку в нескольких формулах)
Чем визуально отличаются относительная и абсолютная ссылки? (Абсолютная ссылка содержит знак $)
Какие еще ссылки бывают? (Смешанные)
IV. Практическая часть
Практическая работа проходит за компьютерами. Учащимся предлагается выполнить три задания:
Задание 1. Строим таблицу умножения
В ячейку В1 введите число 1. Найдите положение курсора у правого нижнего угла ячейки В1 так, чтобы курсор превратился в маленький черный крест. В таком виде он используется для копирования содержимого ячейки. Но ведь мы хотим, чтобы содержимое ячейки не просто копировалось, а последовательно увеличивалось. Для этого нажмите клавишу ctrl и удерживая ее и клавишу мыши тянем в нужном для вас направлении. В ячейку A2 вводим 1 и повторяем предыдущий пункт.
Теперь будем строить первую строку таблицы умножения, это значит что на пересечениях чисел должен появиться результат умножения, записываем первую формулу: =$A2*B$1
Используя копирование содержимого ячейки, заполняем таблицу полностью.
Задание 2.
Оформить таблицу по образцу. Добавить еще 7 жильцов (данные придумать). Написать формулы для подсчета суммы, которую необходимо заплатить каждому жильцу за ремонт дома, если на капитальный ремонт дома идет сбор по 3 руб. 87 коп. за 1 квадратный метр. Найти общую сумму сбора со всех жильцов на содержание дома. При записи формулы, использовать абсолютную ссылку на ячейку содержащую сумму за 1 кв.м. Заполнить ячейки для суммы путем копирования первой составленной формулы.
№ | Жилец | Площадь квартиры | Сумма за ремонт | | Стоимость за 1 кв.м. |
1 | Иванов | 50 | | | 3,87 |
2 | Петров | 76 | | | |
3 | Сидоров | 43 | | | |
| | Всего: | | | |
Задание 3.
Рассчитайте свой возраст, начиная с текущего года и по 2030 год. При заполнении таблицы использовать маркер автозаполнения. При составлении формулы для возраста, год вашего рождения сделать абсолютной ссылкой.
Год рождения | Текущий год | Возраст |
1980 | 2005 | |
| 2006 | |
| | |
| | |
| | |
| 2030 | |
V. Подведение итогов. Оценка работы класса и каждого учащихся.
Домашнее задание.