Урок русского языка.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и средства их формирования |
I. Организационный момент. | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! | Приветствуют учителя. | Регулятивные (Проверить свою готовность к уроку) |
II. Актуализация знаний | У вас на парте лежат, листочки возьмите их подпишите, и приступайте к работе. В этом задании вам необходимо вставить в словарные слова, буквы. Охарактеризуйте себя как учеников. Какие вы ученики? Какими стараетесь быть? Молодцы! Вы назвали много замечательных слов. А какой частью речи они являются? Докажите Открыли рабочие тетради, девятнадцатое апреля классная работа. Запишем в тетради имена прилагательные: умный и трудолюбивый -Могут эти имена прилагательные называть признак, который может проявляться в большей или меньшей степени? Если да, то докажите. Как называются такие прилагательные? Что мы с вами знаем о качественных прилагательных? Подберите антонимы к словам, запишите. Молодцы! Что еще знаем о качественных прилагательных? Укажите краткие формы прилагательного умный. Все качественные прилагательные имеют краткую форму? | Обучающиеся выполняют задания на карточках. Внимательные, старательные, трудолюбивые, умные, находчивые, активные Именами прилагательными. - Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос, какие? Какой? Записывают в тетради. Да. Например, умный – умнее, трудолюбивый – трудолюбивее. Качественные. - К ним можно подобрать антонимы. - Умный – глупый, трудолюбивый – ленивый. - Качественные прилагательные могут иметь краткую форму. - умен - м.р., ед. ч. умна - ж. р., ед. ч. умно - ср. р. ед. ч. умны – мн. ч. - Нет. Например, родной, передовой, нижний не имеют кратких форм. | Коммуникативные Сотрудничество с учителем, умение строить речевые высказывания, аргументация собственного мнения. Познавательные Умения доказывать истинность высказывания. |
III. Целеполагание. Подведение к теме урока | Ребята, сейчас я предлагаю вам записать слова: лесной, степной, абрикосовый. Подумайте и скажите, являются ли эти имена прилагательные качественными. Верно. Если это имена прилагательные не качественные, значит, какой вывод мы можем сделать? Молодцы! Имена прилагательные, обозначающие признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, называются относительными. Значит, как называются прилагательные, которые мы записали? Как вы думаете, какая тема урока у нас будет? Какие цель мы с вами можем поставить? | Нет. Потому что они не называют признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Нельзя сказать: лесистее, более степной, менее абрикосовый. Эти прилагательные не имеют краткой формы. Это какая – то другая группа прилагательных. относительные Относительные имена прилагательные. Узнать признаки относительных прилагательных Научиться их образовывать; Отличать от качественных и использовать в речи. | Познавательные Самостоятельно делать выводы, анализировать. |
IV. Изучение нового материала | Попробуйте сами сформулировать определение, что такое относительные прилагательные. Давайте, ваш ответ сравним с правилом, которое написано в учебнике на странице 134. А сейчас давайте понаблюдаем и сравним два словосочетания: глиняный кувшин и красный шар. Подумайте, какое из них можно заменить словосочетанием из двух существительных? Глиняный – это качественное или относительное прилагательное? А от какого слова он образовано? Молодцы! Определите, какое прилагательное в словосочетании стиральный порошок? Как вы думаете, от какого слова оно образовано? Давайте, с вами вместе выполним упражнение 1 на странице 134. Выполняем возле доски. | Имена прилагательные, обозначающие признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, называются относительными. Обучающиеся, читают правило. Глиняный кувшин – кувшин из глины, а словосочетание «красный шар» нельзя заменить. Относительное. От существительного глина. Тоже относительное, так как нельзя сказать «более стиральный», « менее стиральный». От глагола стирать. 1 столбик: низкий, твёрдый, красивый, хороший 2 столбик: придорожный, домашний, хрустальный, лесной. | Коммуникативные Сотрудничество с учителем, умение строить речевые высказывания, аргументация собственного мнения. Регулятивные определение способа действий при выполнении задания. |
VI. Первичное закреплении материала | Упражнение 2 на странице 135. Читаем и работаем по цепочке, на своих местах. | Школьные (какие?) занятия, январский (какой?) мороз, детская ( какая?) площадка, загородный (какой?) дом, овсяная (какая?) каша, настенные (какие?) часы. | Коммуникативные Участвовать в работе группы, понимать точку зрения другого, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге; слушать и понимать других. |
VII. Физкультминутка | Наши тонкие цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. Весной бабочка проснулась, Встрепенулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – качнулась и присела И к цветочкам полетела. | | |
VIII. Закрепление полученных знаний | Открываем страницу 136, упражнение 4. Выполняем эту работу в парах.
| а. шёлковый, шерстяной, чугунный; б. придорожный, московский, настольный; в. апрельский, ночной, осенний, мартовский; г. гладильный, стиральный, грузовой, детский, письменный. | Коммуникативные Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданием |
VIIII. Домашнее задание | Домашнее задание упражнение 3 на странице 135, выучить правила стр. 134-136. | Записывают домашнее задание в дневники | |
Х. Подведение итогов урока | Какая тема урока у нас была? Какие цели мы с вами ставили? | Относительные имена прилагательные. Узнать признаки относительных прилагательных Научиться их образовывать; Отличать от качественных и использовать в речи. | |
XI. Рефлексия | Сегодня я узнал… Мне понравилось… Я бы хотел снова услышать… У меня сегодня получилось… Теперь я точно умею… Я бы хотел рассказать другим о… Спасибо, ребята за урок, мне очень с вами понравилось работать. | | Регулятивные Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |