Выступление на ШМО 20.11.2018
Автор: Гоманюк Татьяна Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №10», г. Реутов, МО
Слайд 1.
«Относитесь к молодежи искренне и от всего сердца участвуйте в их жизни, и они оправдают ваши ожидания».
(Отчет о проделанной работе по духовно-нравственному воспитанию).
Слайд 2.
Нравственное воспитание молодежи приоритетная общенациональная задача современной социокультурной среды ХХI века.
Тема, которой посвящены Рождественские чтения 2018 года затрагивает очень важные и актуальные вопросы: такие как
что сделано и делается в обществе для молодежи,
как молодежь воспринимает жизнь,
культурные ценности,
религиозные ценности российского общества, русского народа.
Слайд 3. А это в свою очередь, связанно со свободой и ответственностью. Ведь человек не может расти, не может совершенствоваться, не может что-то делать, если он не будет ощущать себя свободным.
Слайд 4.
Неправильное же понимание свободы, когда ее воспринимают как вседозволенность, как желание делать абсолютно все, что взбредет в голову... приводит к огромной беде.
Подобной той, которая произошла в Керчи. Священник Андрей Щукин сравнил ее с историей, которую описал Достоевский в «Преступлении и наказании». Отметив, что идея, зародившись в голове, приводит к преступлению, к убийству. А ненависть становится девизом жизни.
Причина, как правило, в том, что все то, что в нашем обществе делается взрослыми людьми, не всегда воспринимается детьми, подростками, молодежью. Вырастая, они отказываются слышать и принимать правила, законы, ценности своей семьи, своего народа, государства.
Слайд 5.
Учащиеся 9-х классов нашей школы провели небольшое анкетирование своих сверстников и людей взрослого возраста. Им задавались вопросы:
1. Что такое свобода?
2. Считаете ли вы себя свободным в нашем обществе?
3. Приходилось ли вам говорить на тему свободы с взрослыми (молодежью)?
4. Были ли вы услышаны?
5. Что такое ответственность?
6. Что такое счастье?
Результат показал:
1.Что каждый из нас говорит о своем;
2. И не хочет, а порой не умеет, услышать другого.
И мы пришли к выводу,:
что нам, необходимо научиться выстраивать конструктивный диалог.
Мы должны научиться слушать и слышать друг друга.
Иначе молодежь, которая не слышит взрослых, выстраивает свою жизнь вне тех правил, которые, декларируются взрослыми.
Слайд 6.
В ходе разговора с подростками о том, в чем же они видят причину, такого положения дел.
Нами был услышан обескураживающий ответ. Учащиеся заговорили вдруг о том,
Что мы, взрослые, постоянно твердим, что подростки, должны заниматься развитием индивидуальных качеств, способностей, черт лидера;
Ориентируем их на то, что у молодежи должна быть активная и разнообразная жизнь вне семьи;
Нацеливаем их, что удачно сложившаяся карьера, принесет материальное благополучие, счастье;
Тем самым внимание переключается на вещи, которые находятся за пределами своей семьи.
И появляется ощущение, что человек в обществе сам по себе.
Слайд 7.
Поэтому следующим нашим шагом в духовно-нравственной работе стала подготовка выставки рисунков «Традиции моей семьи» учащимися 5-6 классов и исследовательских проектов с учащимися 6-11 классов, с которыми они выступали в последующем, на школьном Круглом столе по теме: «Формирование нравственных ориентиров подростков в современной социокультурной среде». Работы учащихся оказались довольно интересными и познавательными. До глубины души, затронувшими то, сокровенное, о чем, не всегда мы говорим.
Слайд 8.
Учащиеся остановились на вопросах влияния и роли в процессе формирования личности подростка таких социальных институтов как семья, школа, религия, наше историческое прошлое и настоящее.
Получился продуктивный обмен мнениями. Порадовало и то, что у слушателей появилось желание, о котором они заявили, самим поучаствовать в подобных исследованиях тех тем, и тех вопросов, которые остались неразрешёнными. Это стало приятным известием, и поводом, чтобы увидеться вновь.
Лучшие проекты были выдвинуты на муниципальные Рождественские чтения.
Учащиеся постепенно пришли к выводу, что нельзя говорить о взрослой жизни, о свободе без такого понятия как ответственность, т.к. отвественность одно из ключевых нравственных чувств.
Подойти к этому выводу оказалось возможным благодаря той работе, которая проводилась в течение, т.е. полутора лет и продолжается проводиться и сейчас.
Слайд 9.
Тяжелым открытием было
Посещение выставки, посвященной 100-летию избрания на Патриарший престол святителя Тихона и начала гонений на православную церковь.
Услышанное и увиденное привело некоторое замешательство.
Слайд 10.
Прослушивание лекций, докладов, встречи c профессором богословских наук Алексеем Осиповым, настоятелем Троицкого храма отцом Дмитрием, оставило желание больше узнать с о наших земляках, совершивших свой духовный подвиг.
Тем более что нам был сделан подарок
сборник «Собор новомучеников Балашихинских» (авторов Игумена Дамаскина (Орловского), протоиерея Максима Максимова) и одноименная икона.
Так началась работа над исследовательскими проектами.
Слайд 11.
Все это вместе позволило нам, с учащимися убедиться, что воспитание нравственных начал, СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ, отношения к вере, ведется постоянно в семье, в школе, на уроках и во время общения с друзьями.
И очень важно чтобы молодежь, которая в скором времени возьмет бразды правления в свои руки, станет равными членами взрослого сообщества, займет управляющие должности, не забывала о тех выводах, к которым пришли в результате своих школьных исследований:
Проблемы молодежи нужно рассматривать с точки зрения глобальности!
Неправильное понимание свободы приводит к большой беде.
Свободный человек – это творец добра, это всегда ответственный человек.
Молодежь наше будущее, она выстраивает свою жизнь на примерах взрослых.
Ответственность - это значит доводить начатое дело до финального конца.
За молодым поколением, будущее не только нашей страны, но и всего мира.
Слайд12.
Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, вступая во взрослую жизнь,
Обязательно чувствовал себя частью общества,
Но при этом, развивал свою личность, свою самобытность;
Созидал свое личное будущее, которое, обязательно будет связано с жизнью его близких, с жизнью его страны.
Чтобы умело уходил от крайнего индивидуализма, где удовлетворение сиюминутных желаний, любыми способами становится страшным и вредным как лично для себя, так и для окружающих.
Наше время, ХХI век, – это время, когда мы очень много внимания уделяем экономическим, финансовым, политическим, социальным вопросам. Но мы мало или совсем не уделяем время своей собственной душе.
И вот эта пустота в душе человека, может буквально изменять лицо человека – он становится ярым противником общественной жизни.
И мы взрослые должны показать молодежи на своем примере, что достигнуть счастья личного, семейного, трудового даром нельзя, надо трудиться над отношениями, думать о душе, искать свое призвание.
Свобода – это некий потенциал:
А свободный человек – это творец добра, который может поделиться этим добром с другими, может создавать благо и для себя, и для окружающих.
Свободный человек – это всегда ответственный человек, потому что он хорошо понимает, что этот мир мы делим друг с другом в равной мере. Соответственно, у окружающих есть такие же возможности, как и у него – свободного человека.
Потому что если мы не показываем доброго примера, у нас может не оказаться того будущего, о котором мы думаем и на которое надеемся.
На самом деле тема нынешних Рождественских чтений – это призыв к взрослым: давайте задумаемся над тем, что мы начали великое дело и должны довести его до финальной, завершенной части. Не бросать начатое дело по воспитанию молодежи в духовно-нравственном направлении. В этом мы видим нашу ответственность.
Относиться к молодежи искренне, участвовать в их жизни.
Как говорил Гримм: «Самое важное, что вы можете сделать в жизни, - это помочь осуществиться чей то мечте». И тогда ваша мечта тоже осуществится.