СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Относитесь к молодежи искренне и от всего сердца участвуйте в их жизни, и они оправдают ваши ожидания».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о проделанной работе по духовно-нравственному воспитанию в рамках проведения Рождественских чтений-2018г. по теме "Молодежь, свобода, ответственность". Выступление на ШМО 20.11.2018.

Просмотр содержимого документа
««Относитесь к молодежи искренне и от всего сердца участвуйте в их жизни, и они оправдают ваши ожидания».»

Выступление на ШМО 20.11.2018

Автор: Гоманюк Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №10», г. Реутов, МО


Слайд 1.

«Относитесь к молодежи искренне и от всего сердца участвуйте в их жизни, и они оправдают ваши ожидания».

(Отчет о проделанной работе по духовно-нравственному воспитанию).


Слайд 2.

Нравственное воспитание молодежи приоритетная общенациональная задача современной социокультурной среды ХХI века.


Тема, которой посвящены Рождественские чтения 2018 года затрагивает очень важные и актуальные вопросы: такие как

  • что сделано и делается в обществе для молодежи,

  • как молодежь воспринимает жизнь,

  • культурные ценности,

  • религиозные ценности российского общества, русского народа.

Слайд 3. А это в свою очередь, связанно со свободой и ответственностью. Ведь человек не может расти, не может совершенствоваться, не может что-то делать, если он не будет ощущать себя свободным.

Слайд 4.

Неправильное же понимание свободы, когда ее воспринимают как вседозволенность, как желание делать абсолютно все, что взбредет в голову... приводит к огромной беде.

Подобной той, которая произошла в Керчи. Священник Андрей Щукин сравнил ее с историей, которую описал Достоевский в «Преступлении и наказании». Отметив, что идея, зародившись в голове, приводит к преступлению, к убийству. А ненависть становится девизом жизни.

Причина, как правило, в том, что все то, что в нашем обществе делается взрослыми людьми, не всегда воспринимается детьми, подростками, молодежью. Вырастая, они отказываются слышать и принимать правила, законы, ценности своей семьи, своего народа, государства.

Слайд 5.

Учащиеся 9-х классов нашей школы провели небольшое анкетирование своих сверстников и людей взрослого возраста. Им задавались вопросы:

1. Что такое свобода?

2. Считаете ли вы себя свободным в нашем обществе?

3. Приходилось ли вам говорить на тему свободы с взрослыми (молодежью)?

4. Были ли вы услышаны?

5. Что такое ответственность?

6. Что такое счастье?

Результат показал:

1.Что каждый из нас говорит о своем;

2. И не хочет, а порой не умеет, услышать другого.

И мы пришли к выводу,:

  • что нам, необходимо научиться выстраивать конструктивный диалог.

  • Мы должны научиться слушать и слышать друг друга.

Иначе молодежь, которая не слышит взрослых, выстраивает свою жизнь вне тех правил, которые, декларируются взрослыми.

Слайд 6.

В ходе разговора с подростками о том, в чем же они видят причину, такого положения дел.

Нами был услышан обескураживающий ответ. Учащиеся заговорили вдруг о том,

  1. Что мы, взрослые, постоянно твердим, что подростки, должны заниматься развитием индивидуальных качеств, способностей, черт лидера;

  2. Ориентируем их на то, что у молодежи должна быть активная и разнообразная жизнь вне семьи;

  3. Нацеливаем их, что удачно сложившаяся карьера, принесет материальное благополучие, счастье;

  4. Тем самым внимание переключается на вещи, которые находятся за пределами своей семьи.

  5. И появляется ощущение, что человек в обществе сам по себе.

Слайд 7.

Поэтому следующим нашим шагом в духовно-нравственной работе стала подготовка выставки рисунков «Традиции моей семьи» учащимися 5-6 классов и исследовательских проектов с учащимися 6-11 классов, с которыми они выступали в последующем, на школьном Круглом столе по теме: «Формирование нравственных ориентиров подростков в современной социокультурной среде». Работы учащихся оказались довольно интересными и познавательными. До глубины души, затронувшими то, сокровенное, о чем, не всегда мы говорим.

Слайд 8.

Учащиеся остановились на вопросах влияния и роли в процессе формирования личности подростка таких социальных институтов как семья, школа, религия, наше историческое прошлое и настоящее.

Получился продуктивный обмен мнениями. Порадовало и то, что у слушателей появилось желание, о котором они заявили, самим поучаствовать в подобных исследованиях тех тем, и тех вопросов, которые остались неразрешёнными. Это стало приятным известием, и поводом, чтобы увидеться вновь.


Лучшие проекты были выдвинуты на муниципальные Рождественские чтения.

Учащиеся постепенно пришли к выводу, что нельзя говорить о взрослой жизни, о свободе без такого понятия как ответственность, т.к. отвественность одно из ключевых нравственных чувств.

Подойти к этому выводу оказалось возможным благодаря той работе, которая проводилась в течение, т.е. полутора лет и продолжается проводиться и сейчас.

Слайд 9.

Тяжелым открытием было

  1. Посещение выставки, посвященной 100-летию избрания на Патриарший престол святителя Тихона и начала гонений на православную церковь.

Услышанное и увиденное привело некоторое замешательство.

Слайд 10.

  1. Прослушивание лекций, докладов, встречи c профессором богословских наук Алексеем Осиповым, настоятелем Троицкого храма отцом Дмитрием, оставило желание больше узнать с о наших земляках, совершивших свой духовный подвиг.

Тем более что нам был сделан подарок

  1. сборник «Собор новомучеников Балашихинских» (авторов Игумена Дамаскина (Орловского), протоиерея Максима Максимова) и одноименная икона.

  2. Так началась работа над исследовательскими проектами.

Слайд 11.

Все это вместе позволило нам, с учащимися убедиться, что воспитание нравственных начал, СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ, отношения к вере, ведется постоянно в семье, в школе, на уроках и во время общения с друзьями.

И очень важно чтобы молодежь, которая в скором времени возьмет бразды правления в свои руки, станет равными членами взрослого сообщества, займет управляющие должности, не забывала о тех выводах, к которым пришли в результате своих школьных исследований:

Проблемы молодежи нужно рассматривать с точки зрения глобальности!

  • Неправильное понимание свободы приводит к большой беде.

  • Свободный человекэто творец добра, это всегда ответственный человек.

  • Молодежь наше будущее, она выстраивает свою жизнь на примерах взрослых.

  • Ответственность - это значит доводить начатое дело до финального конца.

За молодым поколением, будущее не только нашей страны, но и всего мира.

Слайд12.

Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, вступая во взрослую жизнь,

  1. Обязательно чувствовал себя частью общества,

  2. Но при этом, развивал свою личность, свою самобытность;

  3. Созидал свое личное будущее, которое, обязательно будет связано с жизнью его близких, с жизнью его страны.

  4. Чтобы умело уходил от крайнего индивидуализма, где удовлетворение сиюминутных желаний, любыми способами становится страшным и вредным как лично для себя, так и для окружающих.

Наше время, ХХI век, – это время, когда мы очень много внимания уделяем экономическим, финансовым, политическим, социальным вопросам. Но мы мало или совсем не уделяем время своей собственной душе.

И вот эта пустота в душе человека, может буквально изменять лицо человека – он становится ярым противником общественной жизни.

И мы взрослые должны показать молодежи на своем примере, что достигнуть счастья личного, семейного, трудового даром нельзя, надо трудиться над отношениями, думать о душе, искать свое призвание.

Свобода – это некий потенциал:

  • А свободный человекэто творец добра, который может поделиться этим добром с другими, может создавать благо и для себя, и для окружающих.

  • Свободный человек – это всегда ответственный человек, потому что он хорошо понимает, что этот мир мы делим друг с другом в равной мере. Соответственно, у окружающих есть такие же возможности, как и у него – свободного человека.

Потому что если мы не показываем доброго примера, у нас может не оказаться того будущего, о котором мы думаем и на которое надеемся.

На самом деле тема нынешних Рождественских чтений – это призыв к взрослым: давайте задумаемся над тем, что мы начали великое дело и должны довести его до финальной, завершенной части. Не бросать начатое дело по воспитанию молодежи в духовно-нравственном направлении. В этом мы видим нашу ответственность.

Относиться к молодежи искренне, участвовать в их жизни.

Как говорил Гримм: «Самое важное, что вы можете сделать в жизни, - это помочь осуществиться чей то мечте». И тогда ваша мечта тоже осуществится.