СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отправимся на экскурсию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по предмету окружающий мир 

Просмотр содержимого документа
«Отправимся на экскурсию»

Приложение 2 к Положению

о городском конкурсе для

учителей начальных классов

«Новое качество урока.

Работаем по ФГОС»




Технологическая карта урока

(форма)


Холоднюк Марина Анатольевна

ГБОУ лицей № 486 Выборгского района г. Санкт-Петербурга


УМК Перспектива


окружающий мир


3 класс


«Лучший урок окружающий мир»

номинация


Тема: Отправимся на экскурсию.


Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: познакомить детей с познавательными возможностями, которые предоставляют музеи разных типов, другие учреждения подобного научно-просветительского характера. Создание путеводителя по достопримечательностям Санкт –Петербурга.



Планируемые результаты

Предметные:

Иметь представления о важнейших особенностях различных

учреждений научно-просветительского характера.

Находить необходимые сведения об этих учреждениях в

путеводителях.





Метапредметные:

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами.

Находить информацию в тексте.

Участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов.

Обсуждать правила взаимодействия при работе в группе.

Представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание.

Личностные:

Проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения

знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в

целом — о России и других странах мира.


Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир часть 1» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва « Просвещение» 2021, презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями,

Иллюстрации, «пазлы», страницы брошюры – путеводителя, сопутствующие материалы для оформления книги.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствие детей словами девиза

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!


Дети приветствуют учителя, садятся по своим местам, предварительно распределившись на 5 групп. (в зависимости от количества детей в классе)

В каждой группе назначается «экскурсовод» и главный редактор, под руководством которого будет создаваться брошюра-путеводитель.

Актуализация необходимых знаний

  1. Проверка домашнего задания

-Проверим себя! На предыдущем уроке мы говорили о справочной литературе.


Что такое справочная литература?
О чём можно узнать в словаре?
Как называется книга, содержащая обзор знаний об окружающем мире?
Какие сведения и в какой форме содержатся в атласе?
Что такое путеводитель?


Учащимся предлагается воспользоваться текстом учебника «Окружающий мир» по теме «Книга – источник знаний» стр 14-16

Звучат ответы на вопросы учителя.


  • Справочная литература – это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. К ней относятся словари, справочники, энциклопедии.

  • В словарях содержатся слова какого-нибудь языка в алфавитном порядке с объяснением их значений или с переводом на другой язык. Словари также помогают понять смысл неизвестных слов.
    Энциклопедии.
    В атласах собраны изображения из какой-либо отрасли.
    Путеводитель – справочные сведения о городах и об их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и других хранилищах сокровищ природы и культуры.


  1. Актуализация необходимых знаний

-Поговорим подробнее о последней книге с названием путеводитель.

-В каких случаях мы воспользуемся путеводителем?

-Как называются организованные прогулки и походы, самостоятельные или в группе людей с целью посещения достопримечательных мест?

(осуществляется связь с предметом русский язык, т.к. слово экскурсия является словарным)

-

-Мы воспользуемся путеводителем при знакомстве с достопримечательностями города.


- Дети вспоминают лексическое значение слова экскурсия, с которым работали на уроках русского языка.

- Это слово латинского происхождения excurcio-прогулка, поездка.


Слайд 1

- Нас уже ждёт экскурсионный автобус.

Так давайте узнаем, какими бывают экскурсии,

виртуально погуляем по нашему городу

и его окрестностям, а по итогу экскурсии

создадим брошюру-путеводитель для

путешественников.



Организация познавательной деятельности

Этап 1

-Кто экскурсию ведёт?

Предоставляется слово экскурсоводу 1








Этап 2

Работа с текстом учебника «Окружающий мир» стр 18 – 19

Ответить на вопросы рубрики «Вспомним»

- На каких экскурсиях вы бывали с классом? С семьёй?

- Что вы узнали о правилах безопасного поведения в природе, в общественных местах?










Этап 3

- Отправляясь на экскурсию по нашему городу, будем делать заметки, и вносить их в путеводитель.


Хором: это наш экскурсовод.

Экскурсовод1

Давай забудем, что мы дома.

Пойдём по улицам знакомым

Как будто мы здесь в первый раз.

Глядим на мир светло и чисто

Как иностранные туристы,

Всё удивит сегодня нас!


Этап 2

Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Вспомним».

Читают текст учебника.

Делают выводы о том, какие достопримечательные места можно посетить в разных городах

Художественный музей

музей-квартира

дом-музей

музей-усадьба

краеведческий музей

планетарий

океанариум и др.


Этап3

Редакторская группа приступает к работе по созданию путеводителя.


- Сориентировать детей на правила взаимодействия при работе в группе.

- Наш путеводитель будет в виде брошюры.

- Слово брошюра имеет французское происхождение. Это небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без твёрдого переплёта.












Страница путеводителя 1

Кроссворд «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Название города для путеводителя мы впишем, разгадав кроссворд.

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей. Парк


Нам вчера в античном зале

Про Афины рассказали.

А потом сказала мама -

В древнем зале есть и мамонт!

Угадайте-ка, ребята,

Где такие экспонаты? Музей


То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. Петр 1


С ручейка берёт начало,

Что бы это означало?

Глубока и широка,

Средь полей течёт ...Река


Здесь пел Шаляпин, исполняли Глинку,

Здесь Мусоргский когда-то был в новинку.

«Какие фуэте! Какие па!»

«А кто балет поставил? – «Петипа!»

На Театральной площади то здание,

К нему вернулось старое название!

Что это за здание? Театр


Есть орудие одно.

С кем же бой ведёт оно?

Точно в полдень круглый год

Свой сигнальный залп даёт.

Выпуская белый дым,

Бьёт зарядом холостым.

Если в крепости стреляют –

Люди время проверяют. Пушка


В каждом городе большом

Средь церквей его найдём.

Как зовётся главный храм

Предстоит ответить вам. Собор.


Он дополняет гимн и флаг,

И в городе он главный знак.

У Петербурга он особый,

Ты назвать его попробуй. Герб


Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нём наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей,

Города гордость и Родины всей. Эрмитаж



Страница путеводителя 2

«Символы Санкт-Петербурга»

- Творческой группе предлагается рассмотреть части пазла и собрать их таким образом, чтобы получить изображение одного из символов Санкт-Петербурга.


Учитель предоставляет слово

Экскурсовод 2

«Герб Санкт-Петербурга»

Экскурсовод 3

«Кораблик Адмиралтейства»




















Страница путеводителя 3

«Петербург в ребусах»

- Рассматривая якоря и кораблик Адмиралтейства, давайте вспомним название главной реки Санкт – Петербурга

Предоставить слово экскурсоводу 4

Приступаем к оформлению страницы путеводителя 3

«Петербург в ребусах»

Детям предлагается разгадать ребусы

Вписать получившиеся слова в клетки

Указать стрелками направление течения Невы







































Страница путеводителя 4

Детям предлагается выбрать иллюстрации и поместить их в здания музеев по назначению.


Прикрывает окна плотно

Ткань тяжёлая портьер,

Живописные полотна

Украшают интерьер.

Игорь Кораблин


- В каком музее мы познакомимся с творчеством художников, живописцев?

- В каких художественных музеях вы побывали с семьёй?


Мы можем бегать и скакать,
И в море плавать, и летать,
Кто в шубке теплой и мохнат,
Кто с перьями иль просто так.
Есть много хищников средь нас,
Не против мы и травку пожевать.
Скорей узнайте нас - мы ждём,
Ведь рядом с вами мы ЖИВЁМ! (животные)



Сложная жизнь у большого города: много людей в нём живёт, много заводов работает. Город стал бы задыхаться от выхлопных газов множества машин, пыли и копоти, если бы не его «лёгкие» - лесопарки, сады, парки и скверы. Там шелестит листва, щебечут птицы, журчат фонтаны, отдыхают люди. Рядом с шумными улицами – островки тишины и покоя.







Заключительный этап изготовления путеводителя.








С лайд2











Слайд 3






Слайд 4



Дети вписывают ответы на задания кроссворда, составляя ключевое слово «Петербург»





































Экскурсовод 2

Слайд 5

Герб –представляет собой красный щит с двумя якорями – морского и речного, положенными крест накрест. И на них золотой скипетр.

Скипетр – символ столицы и императорской власти.

Экскурсовод 3

Кораблик Адмиралтейства

Здание главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге старейшее в городе. Построено в качестве верфи через год после основания самого Санкт-Петербурга. По одной из версий этот кораблик – копия корабля, который первым вошёл в построенный порт города.


Дети собирают части пазла, вклеивают иллюстрацию на страницу путеводителя.








Экскурсовод 4

Привели меня к дому сперва,

Где жил Пушкин.

Сказали: «Постой-ка...»

Я спросил: «Эта речка — Нева?»

Мне сказали: «Ты что, это Мойка!»

А потом вроде узкого рва

Видел речку свинцового цвета.

Я спросил: «Неужели Нева?»

Нет, канал Грибоедова это.

А потом шелестела листва.

Сколько статуй! Какая прохлада!

Я спросил: «Эта речка — Нева?»

Нет, Фонтанка, у Летнего сада.

А потом синева, синева,

Шпиль и солнце, и волны, и ветер.

Я не спрашивал: «Это Нева?»

Я и сам бы любому ответил!

Александр Кушнер

Слайд 6











  1. Название реки

Нева


  1. М есто, где река берёт своё начало

Исток



  1. М есто, где река заканчивается. Впадает куда-либо.

Устье





Дети определяют, что речь идёт о художественном музее.

Помещают иллюстрации картин в здание художественного музея.

Делятся личными впечатлениями о посещении музеев.


Экскурсовод 5

Поместим иллюстрации животных в здание Зоологического музея. Сбор коллекции Зоологического музея начал ещё Пётр 1. По его указу местные власти должны были доставлять в столицу произведения природы своего края. Так начался сбор коллекции развития земной фауны, которая сегодня является одной из трёх крупнейших в мире.


Поместить иллюстрации памятников садово – паркового искусства.

слайд 7




Дети оформляют брошюру – путеводитель. Коллективно составляют содержание книги. Скрепляют листы, приклеивают корешок с опорой на слайд.









Слайд 8


Рефлексия деятельности


Наша экскурсия подошла к концу.

Мы сегодня создали путеводители по Санкт – Петербургу.

Где эта брошюра может пригодиться?














Какие достопримечательности города вы еще хотели бы увидеть?

Слайд 9







Ответы детей

Путеводитель можно предложить своим друзьям, которые планируют отправиться на экскурсию.

Путеводитель пригодится первоклассникам, которые

Только начали изучать предмет «окружающий мир».


Дети дают ответы на вопросы учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!