Урок 17
Отработка способов действий при решении задач по теме «Нуклеиновые кислоты»
Цель: к концу урока учащиеся должны знать алгоритмы и способы действий при решении задач по теме урока.
Задачи:
Создать условия для закрепления и систематизации знаний по строению и функциям нуклеиновых кислот.
Содействовать развитию умений учащихся по решению задач на свойства и функции нуклеиновых кислот.
Способствовать формированию интереса к изучению предмета на повышенном уровне.
Оборудование, средства обучения: сборник задач и упражнений «Биология 10-11», таблица «ДНК».
Тип урока: закрепления и систематизации знаний.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Понятие нуклеиновых кислот.
Нуклеотиды: строение, классификация, значение
Образование полинуклеодитных цепей
Строение ДНК и РНК
Функции ДНК и РНК
Отработка алгоритмов и способов решения задач по темам: «Нуклеиновые кислоты»
Сообщение темы и постановка цели этапа урока
Решение задач на тему «Нуклеиновые кислоты».
Спираль ДНК имеет витки длиной в 10 пар нуклеотидов. Длина одного нуклеотида примерно 0,34 нм, средняя относительная масса нуклеотида 345.
1. Постройте цепочки ДНК, комплементарные данным:
а. ЦТГАТЦТГТАТЦААЦТА
б. 3'АЦТГАТЦТГТАТЦААЦТ5'
в. 5'ГТАЦТАГЦТАГЦТАГЦТАГЦЦАТ3'
2. В молекуле ДНК адениловые нуклеотиды составляют 20% от общего числа. Определите процентное содержание других нуклеотидов.
3. В молекуле ДНК тимидиловые нуклеотиды составляют 16%. Определите процентное содержание нуклеотидов, содержащих гуаниновое основание.
4. Из бактерии была выделена ДНК. Оказалось, что она содержит 37% цитозина. Можно ли рассчитать процентное содержание аденина в ней?
5. Если в молекуле ДНК 56% ГЦ пар, каков будет процент А, Г, Ц, и Т соответственно?
6. В молекуле ДНК 880 Г-нуклеотидов, что составляет 22% от общего числа нуклеотидов. Определить количество остальных видов нуклеотидов в этой молекуле. Определите длину данной молекулы.
7. В молекуле ДНК обнаружено 570 адениловых нуклеотидов. Они составляют 30% всех нуклеотидов в этой молекуле. Определите: а) число остальных типов нуклеотидов по отдельности; б) относительную молекулярную массу этой молекулы; в) длину этой молекулы.
8. Дан фрагмент молекулы ДНК: ГАТАЦАГТААГГТАТ.
Определите длину данной молекулы и процентное содержание в ней каждого вида нуклеотидов. Определите соотношение (А+Т)/(Г+Ц) в молекуле ДНК, соответствующей данному фрагменту.
9. Если вирусная частица имеет двухнитчатую кольцевую молекулу ДНК размером 200 тысяч пар нуклеотидов, то сколько нуклеотидов находится в этой молекуле? Сколько полных витков приходится на эту молекулу ДНК? Сколько атомов фосфора содержится в каждой из нитей ДНК? (400 тыс.; 20 тыс.; 200 тыс.)
10. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Сколько содержится в нуклеотидов по отдельности и какова длина этой ДНК? (А=Т=25; Г=Ц=75; 34 нм)
11. По мнению некоторых ученых, общая длина всех молекул ДНК в ядре одной половой клетки человека составляет приблизительно 102 см. Сколько всего пар нуклеотидов содержится в ДНК одной клетки? (3 млрд. пар)
12. РНК, выделенная из ВТМ (вируса табачной мозаики) содержит 20% цитозина. Можно ли рассчитать процентное содержание аденина в этой молекуле?
13. Найдите число молекул рибозы и остатков фосфорной кислоты в молекуле иРНК, в которой оснований урацила 80, гуанина 280, цитозина 280, аденина 80. Какова длина этой молекулы? (24 480 нм)
14. Докажите верность или неверность следующий утверждений для ДНК:
а) А+Т=Г+Ц; б)А=Г, Ц=Т; в) А/Т=Ц/Г; г)Т/А=Ц/Г; д) А+Г=Ц+Т; е) Г/Ц=1; ж) А=Т в каждой цепи.
15. Вы провели эксперимент по выделению нуклеиновой кислоты из бактериофага. Результаты эксперимента показали следующее содержание нуклеотидов: А – 25%, Т – 33%, Г – 24%, Ц – 18%. Каким образом можно объяснить эти результаты?
16. Синтетическая РНК имеет только два типа нуклеотидов. При этом она содержит в 5 раз больше У, чем Ц. Какое возможное число существующих в этой РНК кодонов? (23=8)
Домашнее задание
Параграф 7
Рефлексия
Определение степени достижения поставленных учебных целей каждым учащимся. Подведение итогов.