Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Форма проведения: Работа на тренажерах, урок – практическая работа.
Цели урока:
Дидактическая цель: формирование первичных умений и навыков возбуждения дуги различными способами и её поддержание на сварочном тренажёре; соблюдение электро-пожаробезопасности в сварочной лаборатории «Электродуговая сварка» и электросварочном цехе.
Воспитательная цель: развитие навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля.
Развивающая цель: развитие моторики рук и глазомера, формирование навыков сравнения и анализа.
Материально-техническое оснащение:
Учебное оборудование лаборатория «Электродуговая сварка»: малоамперный тренажер МТДС-05 совместимый с компьютерами по количеству обучающихся, маска сварщика типа «хамелеон», головные телефоны; мультимедийный проектор, принтер; прикладная программа LabVIEW, сетевая версия обучающей программы «Сварочные работы» на базе программной оболочки Нyper Service, разработан корпорацией Диполь.
Оборудование и оснащение рабочих мест электросварочного цеха:
источники питания сварочной дуги; электрододержатель со сварочным кабелем; сварочные маски; перчатки брезентовые; костюм сварочный брезентовый; щетка металлическая; молоток-шлакоотбиватель; ОЗС-12, Ø3-4 мм; металлические пластины размером 4х80x200 мм.
Учебно-методическое оснащение: алгоритм запуска программы малоамперного тренажера МТДС-05; технологическая карта «Зажигание дуги и поддержание её горения»; оценочный лист в табличном и графическом виде на бумажном информационном носителе.
Инструкции по технике безопасности на рабочем месте, электробезопасности и пожарной безопасности.
ХОД УРОКА
Организационный этап: (лаборатория «Электродуговая сварка») Подготовка оборудования и раздача учебно-методических материалов. 2-3 мин. Проверка готовности группы к ПО; заполнение дневников УП;
Водный инструктаж: 30-40 мин.
Сообщение темы и целей урока: Разъяснение цели урока. Мотивация деятельности обучающихся. Актуализация внимания обучающихся на содержание темы урока.
Повторение предыдущей темы урока:
- Как правило, занятия учебной практики мы начинаем с обозначения темы. Сегодня не я, а Вы сформулируете тему. И я вам в этом помогу. Обратите, пожалуйста, внимание на схему. Это сеть электропитания (Слайд 2).
-Какое оборудование подключено к сети? (Ответ: Источник питания сварочной дуги)
-Верно. Значит речь пойдет о сварочной дуге. Далее сварщик находясь за рабочим столом выполняет действие.
-Какую операцию он выполняет? (Ответ: Зажигание дуги.)
- Правильно. Таким образом, Вы можете сформулировать тему урока.
Кто желает? (Ответ: Зажигание дуги и поддержание её при выполнении сварочных работ.)
- Верно. (Показ темы на слайде «Способы возбуждения и поддержания дуги» (Слайд 3).) (Записывают тему и цели учебно-производственных работ в дневники учебной практики.)
-В ходе занятия мы должны:
отработать навыки приемов возбуждения и поддержания дуги на тренажерах;
выполнить упражнения по заданным значениям;
выполнить практическую работу в электросварочном цехе (согласно заданию)
(Инструктирование обучающихся по работе с тест-программой модуля ПМ.02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» на базе УМКК «Сварочные работы»)
работа с интерфейсом;
ввод данных;
обработка результатов )
Задание
К какому полюсу источника питания подключается электрод при сварке на обратной полярности?
а) к положительному полюсу
б) к отрицательному полюсу
в) не имеет значения
Номинальный сварочный ток и напряжение источника питания – это:
а) максимальный ток и напряжение, которые может обеспечить источник
б) напряжение и ток сети, к которой подключен источник питания
в) ток и напряжение, на которые рассчитан нормально работающий источник
3. Сварочный выпрямитель относится к:
а) оборудованию для сварки
б) сварочной оснастке
в) приспособлениям для сварки
4. Как осуществляется плавное регулирование силы тока в сварочном трансформаторе?
а) путем изменения расстояния между обмотками
б) путем изменения соединений между катушками обмоток
в) не регулируется
5. Сварочный трансформатор является…
а) источником переменного тока
б) источником постоянного тока
-Результаты тестирования занесите в оценочный лист.
-А теперь просмотрим правильные ответы и проверим себя (Слайд 4).
(Результаты заносятся в столбец 2 оценочного листа. Сравнивают свои ответы с ответами-эталонами.)
Ознакомление с новой темой урока:
- Эффективным источником теплоты при электросварке является дуга. Уже более ста лет дуговой разряд остается основным источником теплоты при сварке, позволяющим получать и длительно поддерживать высокую температуру газа - от 5000 до 30 000°С. Кроме того, дуга отличается высокой концентрацией энергии.
- В обычных условиях газы, в том числе и воздух, ведут себя как электрические изоляторы. Но если молекулы воздуха ионизировать каким-либо способом, т.е. ввести между электродами заряженные частицы — ионы и электроны, то газ начнет проводить ток.
-Какое действие можно назвать электрическим разрядом?
(Ответ: Протекание тока через межэлектродный газовый промежуток.)
-Ответьте тогда, что называется электрической дугой?
-Посмотрите на слайде 5.
(Ответ: Электрическая дуга - устойчивый электрический разряд через газовый или парогазовый промежуток, характеризующийся высокими плотностью тока и температурой.)
-Здесь представлено в схематичной форме строение дуги. Вмежэлектродном (дуговом) промежутке при горении дуги постоянного тока между электродом (катодом) и свариваемой деталью (анодом) находится электропроводный канал, называемый столбом дуги.
-При сварке применяют как дуги, питаемые переменным и постоянным токами.
-Какие виды полярности используются при сварке на постоянном токе?
(Ответ: При применении постоянного тока различают сварку на прямой и обратной полярности.)
При сварке на прямой полярностиэлектрод подключается к отрицательному полюсу и служит катодом, а изделие – к положительному и служит анодом (Слайд 6).
-При сварке на обратной полярности электрод подключается к положительному полюсу и служит анодом, а изделие - к отрицательному и служит катодом.
-Для сварки важно, чтобы дуга легко возбуждалась, была устойчивой и легко регулировалась по энергетическим параметрам.
-Таким образом, при соприкосновении электрода с изделием электрическая цепь замыкается и по ней проходит ток (Слайд 7).
Поскольку торец электрода имеет неровную поверхность, электрический контакт возникает в точках, которые нагреваются и мгновенно расплавляются с образованием газоразрядной плазмы. При отводе электрода от изделия возникает сварочная дуга.
-Сварочную дугу возбуждают разными способами.
-Назовите эти способы? (Ответ: Двумя способами – это путем касания электродом и путемчиркания .)
Совершенно верно.
-Для зажигания дуги необходимо произвести некоторые действия (Слайд № 8).
В ходе демонстрации видеофрагмента комментируется его выполнение и объясняется связь между качеством и производительностью сварки, а также правильностью выполнения приема.
-Отработка навыков в сварочном цехе процесс очень сложный и требует больших затрат. В техникуме имеется возможность отработать навыки возбуждения и поддержания дуги на малоамперном тренажере МТДС-05.
Перед выполнением электросварочных работ необходимо повторить технику безопасности.
-В чем заключается последовательность соблюдения техники безопасности на малоамперных тренажёрах и в электросварочном цехе (Слайд 9):
-Техника безопасности перед началом работы?
Ответы:
Проверить наличие и исправность. средств индивидуальной защиты.
Подготовить рабочее место.
Убедиться в исправности малоамперного тренажёра и сварочного оборудования, проводов.
Произвести зачистку детали.
Опробовать работу местной вентиляции
-Техника безопасности во время работы?
Ответы:
Работать при включенной местной вентиляции
Работать только в рукавицах и в сварочной маске
Следить за исправностью оборудования и принадлежностями
-Техника безопасности после работы?
Ответы:
Отключить электросварочную установку.
Выключить вентиляцию.
Привести в порядок рабочее место.
-После повторения техники безопасности на рабочих местах необходимо сделать отметку в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и поставить подпись. (Расписываются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.)
Рассмотрим алгоритм запуска программы малоамперного тренажёра МДТС-05 (приложение 1):
1.Запустим программу через Меню ПУСК ->ПРОГРАММЫ->MDTS-05->MDTS-05.exe.
Загружаем занятие (01-02 РДЭ 2.4.0с) обучения из базы данных “Прочитать диалог из файла” В открывшемся окне выбрать необходимое задание обучения и нажать
(Запускаютпрограмму по заданному алгоритму.)
2.Загружаем занятие (01-02 РДЭ 2.4.0с) обучения из базы данных “Прочитать диалог из файла” В открывшемся окне выбрать необходимое задание обучения и нажать кнопку “Открыть”. При этом в окне “Начальный диалог” автоматически устанавливается выбранное задание с параметрами режима тренажёра (Слайд 10).
3.Устанавливаем электрод относительно пластины, так чтобы загорелись индикаторы «Угол наклона электрода, α» и «Угол наклона электрода, β».
(Устанавливают электрод относительно пластины, согласно заданному алгоритму.)
4.Устанавливаем время обучения (1 мин) и включением тумблера «Отсчет времени сеанса» запуская программу тренажера.
(Устанавливаютвремя обучения и запускают программу и выполняют задание.)
5. Просматриваем все текущие параметры режима сварки согласно заданию в окне «Обучение». При этом в окне отражаются текущие значения длины дуги.
(Знакомятся с результатами процесса обучения.)
6. По окончании обучения устанавливаем курсор на кнопку «Печать текущего окна». (Получаютрезультаты процесса обучения табличном и в графическом виде на бумажном информационном носителе.)
7.Остановку работы программы выполняем нажатием кнопки «Нажать для выхода» (меню «Начальный диалог»). Повторный запуск программы осуществляется нажатием кнопки
RUN (левый верхний угол окна программы).
(Останавливают программу и повторно запускают.)
8.Оценка выводится в правом поле табличных результатов (Слайд 11).
(Выводят на печать результаты упражнений и изучают результаты процесса работы на тренажёре, сравнив углы α и β с заданными значениями.)
-Предлагаю провести пробный сеанс на тренажере, а наиболее успешные из Вас смогут прокомментировать действия. Готовят тренажер, надевают защитную маску, головной телефон.
Берут имитатор ручного инструмента, принимают с помощью мастера правильную рабочую позу и выполняют под руководством мастера имитацию возбуждение дуги, выбрав один из способов. Обращают внимание на звуковые подсказки ошибок при нарушении заданных пределов длины дуги, скорости сварки, при отклонении углов имитатора электрода от заданного, а также на показания текущих значений режима сварки на экране монитора
-В дальнейшем, в ходе выполнения упражнений Вы можете использовать головные телефоны для звуковые подсказки и световые индикаторы отклонения углов имитатора электрода от заданного значения.
-Имеется возможность провести контроль выполненных заданий с помощью экспертной оценки тренажёра. Результат оценивания можно получить на бумажном носителе.
-Следующий этап урока будет проходить в электросварочном цехе. Каждый из Вас получит инструкционную карту «Возбуждение дуги и поддержание её горения» (приложение 2), изучив её выполните указанные в ней трудовые операции:
подготовка металла к сварке;
выбор режима зажигания;
подготовка сварочного оборудования и приспособлений;
зажигание дуги;
поддержание дуги.
-Вы должны выполнить задания по возбуждению дуги двумя способами (касанием и чирканием). Контроль качества производят визуально или с помощью сложного лабораторного оборудования. Но в условиях учебно-производственного цеха мы сможем только визуально. (Изучают инструкционную карту «Возбуждение дуги и поддержание её горения», обращая внимание на технические условия выполнения операций, особенности их выполнения и другие параметры.)
Перечислите, какие требования предъявляются к параметрам дуги?
(Слайд 12) Ответы:
дуга должна гореть стабильно;
длина сварочной дуги должна соответствовать ориентировочно диаметру выбранного электрода.
Работа с нормативно-технической документацией: алгоритм «Возбуждение дуги и поддержание её горения».
Работа с алгоритмом запуска программы малоамперного тренажёра МДТС-05
4.Выполнение безопасных приёмов труда, соблюдение техники безопасности в процессе работы на тренажёре.
4.
Обход 4. Контроль за соблюдением выполнения техники безопасности в процессе работы на тренажёре.
4.
4.Выполнение безопасных приёмов труда, соблюдение техники безопасности в процессе работы на тренажёре.
5.
Обход 5. Предупреждение ошибок мастером производственного обучения и компьютерной программы (через гарнитуру).
5.
5.Самоконтроль при выполнении приёмов поддержания длины дуги и углов наклона электрода альфа и бета.
6.
Обход 6. Контроль качества выполнения работ мастером производственного обучения и компьютерной программой
6.
6.Контроль выполненной работы по алгоритму запуска программы.
7.
Обход 7. Оценивание работ программой тренажера (вывод на печать результатов обучающихся).
7.
Сдача практической работы. Уборка рабочего места
Заключительный инструктаж: Сообщить о достижении цели урока. Оценка результатов работы обучающихся. Выбор лучших работ. Разбор допущенных ошибок и анализ причин их вызвавших. Анализ соблюдения правил ТБ.
Домашнее задание: - Работа электросварщика (техника безопасности».. [Текст]: Е.А. Малаховский. Практическое пособие.- М.: Высшая школа, 1990.
Мастер п/о:
Просмотр содержимого документа
««Отработка техники возбуждения и поддержания дуги в нижнем положении на тренажерах»»
???
УП.02.03 Отработка техники возбуждения и поддержания дуги в нижнем положении на тренажерах.
Отработка техники возбуждения и поддержания дуги в нижнем положении на тренажерах.
Вопросы и ответы-эталоны к тест-программме
1. К какому полюсу источника питания подключается электрод при сварке на обратной полярности?а) к положительному полюсуб) к отрицательному полюсув) не имеет значения
2. Номинальный сварочный ток и напряжение источника питания – это:а) максимальный ток и напряжение, которые может обеспечить источникб) напряжение и ток сети, к которой подключен источник питанияв) ток и напряжение, на которые рассчитан нормально работающий источник
3. Сварочный выпрямитель относится к:а) оборудованию для сваркиб) сварочной оснасткев) приспособлениям для сварки
4. Как осуществляется плавное регулирование силы тока в сварочном трансформаторе?a) путем изменения соединений между катушками обмотокб) путем изменения расстояния между обмоткамив) не регулируется
5. Сварочный трансформатор являетсяа) источником переменного токаб) источником постоянного тока
Строение дуги
Схема ионизации молекулСхема зоны сварки
в дуговом промежутке:при горении дуги
М — молекула; А — атом; Ф — фотон;
«-» — электрон; « + » — ион.
Схемы сварки переменным и постоянным током
постоянный ток
переменный ток
Возбуждение сварочной дуги
Способы зажигания дуги при ручной дуговой сварке
А- касание электродом
Б- чиркание электродом
Требования техники безопасности
Перед началом работы намалоамперныхтренажёрах и в э/сварочном цехе:
Во время работы:
После работы:
Требования к дуге
дуга должна гореть стабильно;
длина сварочной дуги должна соответствовать ориентировочно диаметру выбранного электрода.