Технология 9 класс
Тема урока: Отрасли и профессии легкой промышленности. Профессии в сфере торговли.
Цель: 1. Познакомить учащихся с профессиями в сфере торговли, легкой промышленности, формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников,
2. развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и оказание помощи в применении этих знаний на практике.
3. Воспитательная: воспитание трудовой мотивации учащихся, помочь ориентироваться в мире профессий.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, элементы критического мышления.
Форма проведения: групповая, индивидуальная,парная.
Оборудование: комьютер, презентация, плакат, фломастеры.
Межпредметные связи: история, ИЗО, география.
Ход урока:
І.Психологический настрой учащихся к уроку
-Здравствуйте, девочки! Перед началом урока я бы хотела вам показать презентацию «Улыбка» (показ презентации). А теперь посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш открытый урок принесет вам радость общения. Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению.
ІІ.Разделение класса на группы( «Сладкая корзиночка» (Раздаются конфеты с двумя раз разными фантиками)
ІІІ. Актулизация знаний
О чем мы говорили на прошлом уроке? (о профессии,специальностях, типах профессий,должность, квалификации)
2.1.Выберите правильное определение
К слову А- «профессия», Б- «специальность»,В - «квалификация»,Г - «должность».
1.это ограниченная область профессиональной деятельности. (специальность)
2. это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы (профессия)
3. это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его
обязанности и оплату труда (должность)
4.Это степень мастерства в конкретной специальности.( квалификация)
2 .2 .Разделить представленный список на профессии, специальности, должности
Профессия | Специальность | должность |
Менеджер Агроном Швея врач повар инженер водитель учитель | Терапевет маляр пианист учитель технологии | Заведующий поликлиникой секретарь-референт начальник цеха главный инженер министр заведующий библиотекой |
Менеджер, швея, ,заведующий библиотекой, маляр , министр ,агроном , секретарь-референт , пианист, заведующий поликлиникой , повар, учитель технологии , инженер, водитель, главный инженер, учитель начальник цеха ,врач, окулист, терапевт.
2.3. Назовите 5 основных типов профессий
«Человек – техника», «Человек – человек», «человек – природа», «человек – знаковая система»,
« человек – художественный образ»
2.4. Назовите профессию на свое имя и назовите какому типу профессий оно относится? Например Эльмира «электрик»
ІҮ. Новая тема
В своей жизни мы ежедневно встречаемся с продукцией легкой промышленности и с професий в сфере торговли .Какие же профессии нужны для этих отраслей промышленности? Сегодня на уроке мы и поговорим об этом.
Легкая промышленность — комплексная отрасль, включающая в себя более двадцати подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы: текстильная, швейная, кожевенная (меховая, обувная)
Отрасли легкой промышленности:
текстильная | швейная | Кожевенная (меховая,обувная) |
Выпуск льянных, хлопчато-бумажнных,шерстянных,шелковых,трикотажнных ткани,вязальнная промышленность и лр. | Производство одежды и других швейных изделий бытового и технического назначения из ткани,трикотажнных полотен,кожи и меха,разнообразнных отделочнных материалов и фарнитуры | Производство мягкой и жесткой кожи из щкур животных, обуви и одежды из натуральнной и искусственной кожи,галантерейных изделий. |
Профессий в сфере торговли .Торговля имеет очень большое социально-экономическое значение. На современном этапе торговля должна оперативно и, главное, качественно обслуживать все больше и больше увеличивающийся спрос населения.Сегодня значительно увеличились требования людей к качеству обслуживания клиентов работников сферы торговли. Именно из-за этого сегодня появляются новые, более современные профессии, которые напрямую связанны с торговлей
ІҮ. Работа с ресурсами
1 группа профессий легкой промышленности.
2 группа профессий в сфере торговли .
Во время чтения вы заполняете «Бортовой журнал».
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
| |
На заполнение «Бортовой журнал» вам отводиться 7 минут.
(В таблицу тезисно заносятся сведения из текста в «Бортовой журнал» )
Ресурсы для 1 группы
Ткач (ткачиха) – мастер по производству тканей на ткацком станке.
Особенности профессии.В современном виде это в основном женская профессия.
Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными.На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.
Важные качестваТкачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.
Закройщик (закройщица) – специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды, обуви и пр. изделий из текстиля и кожи.
Особенности профессии.То, чем конкретно занимается закройщик, зависит от специализации и места работы.Закройщики могут специализироваться на одном из направлений (одежде, обуви, портьерах и т.д.). Закройщик
ателье одежды помогает клиенту в выборе фасона, ткани, зарисовывает выбранный вариант, снимает мерки, а затем изготавливает выкройку и раскраивает ткань.
Полученные заготовки он передаёт швее, которая сшивает детали (сначала «на живую нитку»). Важные качества
Необходимы точный эстетическое чутье, интерес к моде, способности к рисованию, черчению; объемный глазомер; хорошая координация рук; коммуникабельность.
Конструктор – модельер Специалист, учитывая запросы потребителей, возрастные особенности, направления в моде и производственные возможности, создает оригинальные модели одежды (аксессуаров, головных уборов, обуви). Он выполняет эскизы для новых разработок одежды (лекала — для массового выпуска, а выкройки — для единичных экземпляров). Новые разработки обязаны соответствовать модным направлениям, тематике коллекции, сезону и климатическим условиям местности. Помимо этого, мастер участвует в различных конкурсах, смотрах и выставках моделей. Конструктор — модельер осуществляет реализацию художественного проекта в готовом образце.
Важные качества конструктора – модельера
- тонким художественным вкусом, умением технично и профессионально рисовать;
- умением ориентироваться в перспективных направлениях моды;
- точным глазомером, пространственным воображением;
- умением формировать зрительные образы;
- хорошим чувством цвета;
- знанием видов кожи, тканей, меха и ниток, - знанием специфики пошива и его разновидностей;
- коммуникабельностью, умением общаться как с коллегами, так и с заказчиками;
- креативностью, новаторством, гибким мышлением;
- развитой координацией движений рук, точной двигательной реакцией,
- способностью сосредоточивать внимание, усидчивостью, терпением.
Швея
выполняет (вручную или на швейной машинке) подготовленные сложные или простые операции по пошиву различных изделий из разных материалов, а также регулирует частоту строчки и натяжение нити,
контролирует качество кроя,
Швея многое должна знать и уметь:
разбираться в технологии швейного производства,
знать принципы работы на швейных машинах,
технику безопасности,
правила ухода за ними,
уметь подобрать номера нитей и игл,
выполнять разные строчки,
соединять детали изделий между собой,
уметь ухаживать за машинами, чистить и смазывать их, если возникнет такая необходимость, то и устранять какие-либо неполадки.
2 группа «Профессий в сфере торговли» «Бортовой журнал»
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
| |
На заполнение «Бортовой журнал» вам отводиться 7 минут.
(В таблицу тезисно заносятся сведения из текста в «Бортовой журнал» )
Во время чтения вы заполняете «Бортовой журнал».
Агент по закупкам (продажам)
Сотрудник, занимающий эту должность, должен проводить анализ рынка, что бы найти более подходящих поставщиков ресурсов и потребителей товаров. В его должностные обязательства также входит заключение договоров об поставке, контроль за хранением, транспортировкой груза.
Логист – это человек, занимающийся расчетом наиболее выгодных схем для проектов, стремясь при этом максимально сэкономить.
В обязанности логиста входит управление движением материальных и информационных потоков, организация нормального протекания работ всех подразделений, участвующих в процессах.У логиста под контролем должны находиться такие процессы как:
закупка,
поставка,
транспортировка,
упаковка,
продажа и прочие.
Маркетолог – это человек, который анализирует спросы на товар, а также проводит изучение рынка сбыта.
В обязанности любого маркетолога входит также и продвижение наружной рекламы в Интернете, радио или же на телевидении.
Работа бренд-менеджера - это раскрутка разных торговых марок. Цель этой работы разрекламировать данный бренд так, чтобы люди узнавали и даже хотели купить товар данной марки.Сегодня бренд для людей - это показатель качества. Человек обычно покупает товары той марки, которая ему более знакома.
Мерчандайзер (мерчендайзер) - специалист, который следит за реализацией товаров в различных точках и стимулирует ее.
Продавец-кассир – это сотрудник магазина, принимающий оплату за товар.
Продавец-консультант – продавец, одна из обязанностей которого - консультирование покупателей.
Супервайзер – руководитель торговых представителей, мерчендайзеров и промоутеров.
Товаровед – специалист, контролирующий количество и качество товара.
Торговый агент (торговый представитель) - представитель предприятия-производителя, оптовой или дистрибьюторской фирмы, отвечающий за продвижение товара.
(С каждой группы выходят учащиеся и защищают «Бортовой журнал»)
Учитель: Следующее наше задание работа в группе –это распределение профессий по типу- 4 минуты.
(Каждая группа на плакате рисуют класстер – распределяют профессии по типу. Ответы учащихся)
Ү.Рефлексия:
Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру : «СМАМЯ- САМАЯ». Заключается она в том, что должны с элементами юмора ответить на следующие вопросы.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод,лесник, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер,продавец в кондитерском отделе....)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель....)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель....)
Самая экстремальная (каскадер,работник МЧС....)
Самая смешная (клоун, пародист....)
Самая общительная (журналист,экскурсовод,тренер, учитель, массовик-затейник.....)
Самая серьезная (сапер,хирург,разведчик,милиционер, политик, психолог......)
(Учащиеся должны сразу называть профессии)
Учитель: Мы убедились, что в мире очень много профессий, и поэтому я хочу, чтобы каждая из вас назвала по одной профессии, которая начиналась бы на первую букву вашего имени.
(По очереди называют профессии) .
Учитель: Я предлагаю вам поработать в индивидуально . Составьте синквейн о профессиях легкой промышленности и торговли. Группа легкая промышленность на свою профессию, профессий торговли на свою.
На это задание вам отводится- 5 минут.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах,как правило, именами прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.
4.Четвертая строка- фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка –ОДНО слово – синоним к первому.
(Читают синквейны)
ҮІ.Домашнее задание.§42-43
VIІ. Подведение итогов урока
1. Выставление оценок учащимися.
2. Выставление оценок учителем.
Ваше мнение об уроке – ученики на стикере рисуют смайлик и вывешивают их на доске.
Спасибо за урок!