Внеурочное мероприятие по истории и ИЗО
Тема: «Отражение эпохи Ивана Грозного в русском искусстве»
Класс: 7
Время реализации занятия:45 минут.
Цель мероприятия: обобщение знаний об эпохе Ивана Грозного и о его личности путем реализации межпредметных связей и активизация интереса к смежным учебным дисциплинам;
Задачи мероприятия:
Образовательные:
обобщить знаний об эпохе Ивана Грозного и о его личности;
знакомство с произведениями живописи, архитектуры и литературы,
понимание авторской позиции в изображении Ивана Грозного;
Развивающие:
развитие эстетического вкуса;
формирование коммуникативных навыков в работе с мини-проектами;
Воспитательные:
приобщение к нравственным ценностям;
формирование жизненной позиции.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:
Картина В.М. Васнецова «Иван Грозный»;
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года»;
Иллюстрации: Успенский собор Московского Кремля;
Шапка Мономаха;
Царское место в Успенском соборе;
Храм Василия Блаженного;
Башня Сююмбике.
Эпиграфы:
«Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново»
(Н.М. Карамзин)
«Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего»
(А.К. Толстой)
« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький
План проведения мероприятия:
Вступительное слово, постановка целей и задач. (5 мин.)
Иван Грозный в истории.(10 мин.)
Образ Ивана Грозного в живописи. (10 мин.)
Архитектурные памятники, связанные с эпохой Ивана IV. (10 мин.)
Закрепление и обобщение. (10 мин.)
Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово. (10 мин.)
Ход мероприятия:
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие, мы попробуем перенестись в XVI век с помощью искусства.
Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, Князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин – это не только исторические личности, но и герои книг, картин, спектаклей, кинофильмов.
Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.
В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.
- Я хочу начать с вопроса: Всегда ли вы говорите правду?
- При любых обстоятельствах? Кто из вас никогда не лгал?
- Как вы думаете, легко ли говорить правду?
- Очень часто бывает так, что правду говорить трудно. Но в истории нашей страны было время, когда правду говорить было ещё и очень опасно (грозила не двойка, не лишение прогулки – можно было лишиться жизни).
- Это эпоха Ивана Грозного. Русского царя Ивана IV народ прозвал Грозным. Известный историк Н.М. Карамзин сказал о нём: «Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново».
- И всё-таки смелые и честные люди были. Вы читали о них в учебнике истории, о них А.К.Толстой сказал: «Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего».
- Сейчас часто можно услышать, как люди говорят: «Время такое». Это обычное оправдание - оправдание лжи, оправдание равнодушия, оправдание лени или даже предательства. Но какое бы ни было время, мы всегда должны оставаться людьми. Нет такого времени, когда бы людям жилось легко. Всегда, во все времена быть человеком, защищать свою честь и достоинство было трудно, требовало мужества. Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать эпоху Ивана Грозного с разных позиций: с позиции историков и с позиции художников. В результате мы должны выяснить:
Можно ли на основе художественной модели эпохи Ивана Грозного получить достоверное представление о периоде правления первого русского царя?
- Писатель Максим Горький говорил: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
Историки об эпохе Ивана Грозного.
- Эпоха Ивана Грозного – наша далёкая история. Сегодня на уроке мы вспомним далёкий 16 век и попробуем сформировать свой взгляд на эту эпоху. А также постараемся понять, как трудно, но необходимо оставаться человеком всегда, даже в нечеловеческих условиях. Вы подготовили небольшие сообщения об отражении эпохи Ивана Грозного в истории и изобразительном искусстве.
- Давайте вспомним, что же говорят историки об интересующем нас периоде.
Обучающиеся рассказывают основные факты биографии, военные походы (Казань, Астрахань, Сибирь), государственная деятельность (введение опричнины, истребление боярских фамилий, борьба с крамолой), дети, убийство сына, сложный характер (приложение1).
- А теперь давайте сделаем вывод с позиции историков об эпохе правления Ивана Грозного.
Вывод учителя: Иван Грозный – мудрый государственный деятель, укрепивший Московское государство, но очень подозрительный, вспыльчивый и мстительный человек. Да и недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани… И главное – всюду смерть, кровь, жестокость.
Образ Ивана Грозного в живописи.
- Нам известно, что некоторые события из периода правления Ивана IV нашли отражение в живописи.
- Вглядитесь в картину Виктора Михайловича Васнецова (1897 г.). Каким предстает Иван IV перед нами?
Рассказ детей о картинах В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный» (приложение2)
Еще одна кровавая страница жизни царя Ивана Васильевича. Страшное событие, противное человеческой природе…
И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года» (приложение3).
Вот каким предстает перед нами происшедшее на картине И.Е.Репина. Рассматривание картины, комментирование.
Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного.
Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. Остановившимися от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына.
Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно, ужас – и восхищение поразительным мастерством художника.
- Но не только эти художники изображали в своем творчестве эпоху Ивана Грозного, давайте познакомимся и рассмотрим некоторые из них.
Картина Николая Васильевича Неверева «Опричники».
- На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!».
Картина Николая Васильевича Неверева «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»,
- «В Твери, в уединенной тесной келии Отроча монастыря еще дышал святой старец Филипп, молясь... Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение.
- Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину посольства, он с кротостию промолвил: „Я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева!“ Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил святого мужа, но, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии» — так писал Карамзин о смерти митрополита Филиппа.
Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"
Вполне вероятно, что переговоры Баусу удались, так как, согласно историческим свидетельствам, в Лондоне началась подготовка невесты к отъезду в Россию, а саму Мэри Гастингс при английском дворе стали величать «царицей Московии». Федор Писемский, встречавшийся в Лондоне с племянницей королевы, с восторгом описывал русскому царю прелести молодой знатной иностранки.
Английский коммерсант Джером Горсей, проживавший в те времена в Москве и тесно общавшийся с Иваном Грозным, впоследствии в своих «Записках о России» говорил, что Борис Годунов вошел в сговор с боярином Богданом Бельским, чтобы расстроить брак царя с Мэри Гастингс и аннулировать все договоренности с англичанами. В марте 1584 года Иван Грозный внезапно скончался (по другой версии — его убили изменники-приближенные), и его брак с племянницей английской королевы так и не состоялся.
А если бы в XVI веке русский государь успел породниться с британской короной?.. Как могли бы развиваться русско-английские связи? Стали бы более прочными отношения между двумя странами? Увеличилось бы количество визитов русских в Британию, а англичан — в Россию?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Но — история не любит сослагательного наклонения.
- Какой вывод можно сделать на основе этих исследований?
- Как художники относились к Ивану Грозному?
Вывод учителя: художники сумели передать образ и характер царя средствами художественной выразительности.
- Как вы думаете: оценка историков или художников наиболее справедлива?
- Чем отличается восприятие образа Грозного историками и художниками?
( Ответы детей) Историки объективны, они отмечают как положительные, так и отрицательные стороны личности и деятельности царя.
А художники пишут о том, что их волнует, страстно убеждают зрителя в своей правоте. Они не могут быть равнодушными или объективными: чтобы взволновать зрителя, им самим надо быть необъективными. Поэтому …. резко осуждает, …. показывает несправедливость, …. предупреждает о народном бунте.
- Что мы знаем о людях, противостоящих царю?
Учащиеся рассказывают о митрополите Афанасии, митрополите Филиппе, дипломате Иване Висковатом, юродивом Василии Блаженном (приложение 4).
Историю страны можно изучить не только по историческим источникам и произведениям изобразительного искусства, но и по архитектурным сооружениям, которые были построены в этот период. К сожалению, не все исторические памятники сохранились до наших дней. Но даже по тому, что сохранилось можно охарактеризовать эпоху Ивана 4. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Архитектурные памятники, связанные с эпохой Ивана IV.
-В честь Василия Блаженного назван в Москве храм. Ребята, что вы можете рассказать об этом сооружении?
Историческая справка о храме (приложение 5)
- Существует легенда о создателях этого храма. (Легенда о создателях этого храма (Барме и Постнике)
-В Казани тоже есть архитектурный памятник в честь человека, не покорившегося царю Ивану Грозному. Это башня Сююмбике.
Легенда о Сююмбике.
Мы с вами рассмотрели эпоху Ивана Грозного с точки зрения историков, художников.
Можно ли говорить о единодушии в их оценке? Какие черты его личности особенно ярко нарисованы?
Несмотря на все хорошее, полезное, нужное государству, что было сделано Иваном Васильевичем, он вошел в историю, литературу и живопись как Грозный, царь жестокий и беспощадный.
Можно ли на основе художественной модели эпохи Ивана Грозного получить достоверное представление о периоде правления первого русского царя?
- Ребята, так как у нас это мероприятие является обобщающим по изучению эпохи Ивана Грозного, то мы приготовили небольшое соревнование.
Закрепление и обобщение.
Конкурс 1. Викторина
1. Мастера выплетали узоры из каменных | кружев, | Выводили столбы и, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы вставляли чешуйки | слюды. | Эти русские мастера за свою работу были удостоены от царя невиданной «милости». Кто, за что и какой именно милости был удостоен? (По преданию, Барма и Постник были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы не смогли построить храм, подобный по красоте собору Василия Блаженного в Москве.) 2 . Опричник, известный своими зверствами, тесть царя Бориса Годунова Григорий Бельский, вошел в русскую историю под другим именем. Назовите его. (Малюта Скуратов.) 3 . В Москве есть место, ныне носящее название Чистые пруды, которое во времена Ивана Грозного называлось Поганая лужа. В 1570 г. здесь казнили 116 человек, среди которых был бывший глава Посольского приказа. Он держался стойко и вины не признавал даже под пытками. «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения», — так ответил он на предложение раскаяться. На помин его души Иван IV внес огромный вклад. Кто был казненным? (Думный дьяк Иван Висковатый.) 4 . Когда и как могла сложиться известная пословица: «Жалует царь, да не жалует псарь»? (Во время опричнины.) 5 . О какой любимой игре Ивана IV идет речь в отрывке: В прихожей комнате соседней, Как и обычно по утрам, Ждал патриарх, чтобы к обедне Идти с царем в Господень храм. Тому ж и дела было мало, Что на молитву стать пора: Зело кормильца занимала Сия персидская игра! (Игра в шахматы.) 6 . На какое явление или конкретное лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина: Казаки от царского гнева, как вы, У хана защиты не просят, Казаки в Литву не бегут из Москвы И сор из избы не выносят. (На князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву.) 7 . Этот человек возглавлял Избранную Раду, составил Великие Четьи Минеи, оказывал огромное влияние на царя, но не смог предотвратить учреждение опричнины. Кто этот человек, и по какой причине ему не удалось отговорить Ивана IV от опрометчивого решения? (Митрополит Макарий, умер за год до учреждения опричнины.) 8 . Известно, что Сибирь была местом ссылки политических заключенных. Начало ссылки связано с делом об убийстве последнего сына Ивана IV. В Тобольск был сослан первый и неумирающий ссыльный. Назовите его. (Угличский медный колокол — в наказание за то, что звоном возвестил об убийстве царевича Дмитрия.) 9 . Этот исторический факт существенно повлиял на дальнейшую российскую историю, нашел отражение в живописи и тесно связан с буйным нравом Ивана IV. О чем речь? (Убийство царем сына Ивана.) 10 . Не мерена вдоль и не пройдена вширь, Покрыта тайгой непроезжей, У нас под ногой распростерлась Сибирь Косматою шкурой медвежьей. Мы можем землей этой тучной владеть, Ее разделивши по-братски. Мне в пору Кучумовы бармы надеть И сделаться князем остяцким. Кто этот герой? Надел ли он Кучумовы бармы в действительности? (Казацкий атаман Ермак Тимофеевич; возможно, примерил бармы хана Кучума при захвате его столицы Искера.) Конкурс 2. Карточки |
№ вопроса | Ответы |
1 | «Царь Иван Грозный». В.М.Васнецов,1897 |
2 | "Царевич Иван на прогулке" . Михаил Авилов(1882-1954) , |
3 | «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». А.Д.Литовченко ( 1835-1890) |
4 | «Покорение Ермаком Сибири» .1895. В.И.Суриков |
5 | «Взятие Казани». П.И.Коровин( 1857-1919) |
6 | «Опричники». Н.В.Неврев( 1830-1904) |
7 | "Опричник".С.Н.Ефошкин (род. в 1960) |
8 | "Опричники в Новгороде". Михаил Авилов (1882-1954) |
9 | "Иван Грозный".И.С.Глазунов( род. в 1930) |
10 | «Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного». Гравюра по картине В.В. Пукирева( 1832-1890) |
11 | «Иван Грозный и Малюта Скуратов». Г.С.Седов (1836-1884) |
12 | "Народ просит Ивана IV отменить опричнину".М.Горелик(1946-2015) |
13 | "Смерть митрополита Филиппа". А.Н.Новоскольцев (1853-1919) |
14 | "Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного". Я.Турлыгин(1857-1909) |
15 | "Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент (митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника).В.Пукирев( 1832-1890) |
16 | «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». И.Е.Репин( 1844-1930) |
Конкурс 3. Игра «Ты Иван Грозный»
Ну, а теперь представьте себя в роли Ивана Грозного и подумайте, что бы вы ответили на те вопросы, которые я вам сейчас буду задавать.
Заключение. Слово учителя.
Мы видим, что нет лёгкого времени в истории. Каждое время по-своему суровое и сложное, но в любое время ценились люди честные, смелые, благородные, порядочные и совестливые. А.К.Толстой называл их звёздами на безотрадном небе. Они не запятнали своей чести, не склонили головы, жили достойно, могли сказать в лицо тирану «Нет!»
Каждый из нас обязательно задумается о том, как стоит прожить свою жизнь, а сформировать жизненную позицию вам помогут родители, учителя, друзья и герои прочитанных книг.
Награждение активных участников.