СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение эпохи Ивана Грозного в русском искусстве

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное мероприятие по истории и ИЗО. Обобщение знаний об эпохе Ивана Грозного и о его личности через реализацию межпредметных связей и активизацию интереса обучающихся к смежным учебным дисциплинам.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Иван Грозный

Годы жизни 1530 – 1584.

Иван Васильевич осиротел в 3 года. Он вырос среди бояр, был свидетелем тайных интриг, борьбы за власть, ссылок и убийств, отсюда и ненависть к боярам.

В 1547 году в возрасте 17 лет венчался на царство. Торжественная церемония прошла в Успенском соборе Московского Кремля.

Первая жена Анастасия, из знатного боярского рода, была кроткого нрава, что оказало благотворное действие на царя.

В 1550 году был издан Судебник, принят Стоглавый собор – постановление о порядке службы церковной, об искоренении языческих обычаев и о народном просвещении.

В 1552году завоевал Казанское ханство, в 1556 году к Москве была присоединена Астрахань, потом Новгород и Псков. Так укреплялось Московское государство.

Борьба с Московским боярством. После смерти Анастасии стал очень подозрительным. Целые фамилии истреблялись, проходила конфискация их земельных владений, которые раздавали мелким служилым людям. Так появилось дворянство, а могущество бояр было подорвано. Учреждение опричнины окончательно разделило общество.

Невоздержная жизнь, неудачи последних лет преждевременно состарили его. Он скончался на 51 году жизни, оставив власть сыну Фёдору. Сына Ивана незадолго до смерти он ударил посохом в висок во время ссоры. Удар оказался смертельным. Иван Грозный был женат 6 раз. Последней его женой была Мария из рода Нагих, она родила сына Дмитрия ( он погиб в Угличе в возрасте 7 лет).

Значение деятельности Ивана Грозного:

Издал новый законодательный сборник, уничтожил могущество класса бояр, покорил Казанское и Астраханское ханство, завоевал Сибирь, укрепил Московское государство.







Приложение 2.

В.М.Васнецов «Царь Иван Грозный»

Мы знаем В.М.Васнецова как иллюстратора сказок. На картине «Царь Иван Грозный» мы видим настоящего русского царя. Он изображён во весь рост, в парадной одежде, в расшитых сапогах, с посохом в руках.

Иван Грозный стоит на лестнице, ступени которой покрыты ковровой дорожкой. В левом нижнем углу картины видно маленькое окошечко и арку, украшенную орнаментом. Фигура царя словно возвышается над нами. Его рука крепко сжимает посох, сурово сверкают глаза из-под набрякших век, губы поджаты, брови нахмурены .Сердце замирает от такого взгляда.

В.М.Васнецов показал нам царя Ивана Грозного не только грозным, но и величественным.





Приложение 3.

И.Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Полотно воссоздаёт реальный исторический факт, когда царь, поспорив с сыном, не сдержал себя, метнул в него посох и нанёс смертельный удар в висок. Опомнившись, он бросается к сыну, в ужасе прижимает к себе его голову, пытается стиснутыми пальцами остановить кровь. Но раскаяние пришло слишком поздно: лицо царевича покрывается бледностью, левая рука, на которую он опирается, подворачивается. Лицо Грозного выражает и родительскую любовь, и укоры совести, и безумный страх. Неограниченная власть привела его к утрате контроля и сыноубийству.

С огромной силой передаёт Репин мир душевных переживаний. Самое выразительное в картине – это глаза: они передают и отцовскую любовь, и позднее раскаяние, и страстное желание вернуть жизнь умирающему сыну. Взор царевича Ивана кроток, он прощает своего исступлённого отца.

Выразительны в картине и руки. Судорожно сжатыми, слипшимися от крови пальцами прижимает к себе Грозный голову сына. Правая рука покрыта вздувшимися венами. Холодеет нежная рука царевича, обрызганная кровью. Его слабеющее тело, как срезанный цветок, лежит на узорном ковре. Никакой силой не вернуть его к жизни.

Картина вызывала протест против жестокости и насилия.

Приложение 4

Люди, противостоящие царю.

Митрополит Афанасий в знак протеста оставил кафедру, не стал служить церковную службу.

Митрополит Филипп из рода Колычевых был сначала монахом, потом игуменом Соловецкого монастыря. Он решительно выступил против опричнины и массовых казней, осуждал жестокость опричнины и самого царя. За своё смелое выступление он поплатился жизнью.

Дипломат Иван Висковатый был казнён по подозрению в измене. Ему предложили просить царя о помиловании, но он ответил: «Будьте прокляты, кровопийцы, вместе с вашим царём!» Для религиозного царя это проклятие было страшно.

Василий Блаженный, юродивый. Он прославился тем, что не боялся спорить с самим царём. Знаменитый храм в Москве назван в его честь.



Приложение 5

Храм Василия Блаженного.

Недалеко от Спасских ворот Кремля, на Красной площади, на крутом обрыве к Москве – реке по приказу Ивана Грозного сооружён собор в честь взятия русскими войсками Казани. Строили Покровский собор, а стали называть храмом Василия Блаженного.

Этот собор – чудо архитектуры! Он кажется кружевной пирамидой, выглядит лёгким, ажурным, устремлённым ввысь. Собор поражает и затейливым силуэтом, и нарядными куполами.

Есть много легенд о создателях собора, о русских мастерах каменного дела, зодчих. Одна из них гласит, что Иван Грозный, отправляясь на покорение Казани, дал обет после победы над Золотой Ордой построить церковь. В 1554 г. была построена деревянная церковь, а в следующем году была перестроена в каменную. Работой руководили русские мастера Постник и Барма.

Выглядел храм так: «главная церковь окружена восьмью башнями, расположенными крестообразно в два ряда; башни второго ряда помещены между башнями первого; крыша главной церкви конусообразная и увенчивается маленькой главкой, вокруг основания ее было еще восемь главок; отдельно стояла деревянная звонница». С тех пор в облике постройки многое переменилось, но и тогда да и теперь храм поражал и поражает своей красотой, нарядностью, праздничностью.

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник. По одной версии Иван Грозный щедро наградил первых строителей храма, а Постнику впоследствии поручил строительство стен Кремля в Казани. Но народное предание утверждает совсем другое, что Иван Грозный их лишил зрения, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Эта легенда появилась в начале XVII века . Но документального подтверждения эта история не имеет. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике.







Приложение 6

Башня Сююмбике.

Ориентировочное время сооружения башни – середина 17 века.

Это семиярусная башня высотой в 58 метров, сложенная из красного кирпича. Нижний ярус имеет проездные ворота. Три яруса прямоугольной формы завершаются открытыми круговыми террасами, четыре верхних восьмигранные, шестой похож на усечённый шатёр, а последний ярус напоминает завершение мечети.

Название башни связывают с именем казанской царицы Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа. После взятия Казани её с малолетним сыном отправили в Москву.

Есть поэтическая легенда о Сююмбике. Гордая царица не желала выходить замуж за Ивана Грозного, но когда тот пришёл с войском и осадил город, она потребовала в качестве свадебного подарка построить высокую башню. А когда начался свадебный пир, поднялась на самый верх и бросилась на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню её именем.



Просмотр содержимого документа
«готовый Внеурочное мероприятие по истории и ИЗО»

Внеурочное мероприятие по истории и ИЗО

Тема: «Отражение эпохи Ивана Грозного в русском искусстве»

Класс: 7
Время реализации занятия:45 минут.

Цель мероприятия: обобщение знаний об эпохе Ивана Грозного и о его личности путем реализации межпредметных связей и активизация интереса к смежным учебным дисциплинам;

Задачи мероприятия:

Образовательные:

обобщить знаний об эпохе Ивана Грозного и о его личности;

знакомство с произведениями живописи, архитектуры и литературы,

понимание авторской позиции в изображении Ивана Грозного;

Развивающие:

развитие эстетического вкуса;

формирование коммуникативных навыков в работе с мини-проектами;
Воспитательные:

приобщение к нравственным ценностям;

формирование жизненной позиции.

Форма урока: урок-исследование.
Оборудование:

Картина В.М. Васнецова «Иван Грозный»;

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года»;

Иллюстрации: Успенский собор Московского Кремля;

Шапка Мономаха;

Царское место в Успенском соборе;

Храм Василия Блаженного;

Башня Сююмбике.

Эпиграфы:

«Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново»

(Н.М. Карамзин)

«Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего»

(А.К. Толстой)

« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово, постановка целей и задач. (5 мин.)

  2. Иван Грозный в истории.(10 мин.)

  3. Образ Ивана Грозного в живописи. (10 мин.)

  4. Архитектурные памятники, связанные с эпохой Ивана IV. (10 мин.)

  5. Закрепление и обобщение. (10 мин.)

  6. Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово. (10 мин.)







Ход мероприятия:
Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное мероприятие, мы попробуем перенестись в XVI век с помощью искусства.

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, Князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин – это не только исторические личности, но и герои книг, картин, спектаклей, кинофильмов.

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

- Я хочу начать с вопроса: Всегда ли вы говорите правду?

- При любых обстоятельствах? Кто из вас никогда не лгал?

- Как вы думаете, легко ли говорить правду?

- Очень часто бывает так, что правду говорить трудно. Но в истории нашей страны было время, когда правду говорить было ещё и очень опасно (грозила не двойка, не лишение прогулки – можно было лишиться жизни).

- Это эпоха Ивана Грозного. Русского царя Ивана IV народ прозвал Грозным. Известный историк Н.М. Карамзин сказал о нём: «Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново».

- И всё-таки смелые и честные люди были. Вы читали о них в учебнике истории, о них А.К.Толстой сказал: «Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего».

- Сейчас часто можно услышать, как люди говорят: «Время такое». Это обычное оправдание - оправдание лжи, оправдание равнодушия, оправдание лени или даже предательства. Но какое бы ни было время, мы всегда должны оставаться людьми. Нет такого времени, когда бы людям жилось легко. Всегда, во все времена быть человеком, защищать свою честь и достоинство было трудно, требовало мужества. Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать эпоху Ивана Грозного с разных позиций: с позиции историков и с позиции художников. В результате мы должны выяснить:

Можно ли на основе художественной модели эпохи Ивана Грозного получить достоверное представление о периоде правления первого русского царя?  

- Писатель Максим Горький говорил: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»

Историки об эпохе Ивана Грозного.

- Эпоха Ивана Грозного – наша далёкая история. Сегодня на уроке мы вспомним далёкий 16 век и попробуем сформировать свой взгляд на эту эпоху. А также постараемся понять, как трудно, но необходимо оставаться человеком всегда, даже в нечеловеческих условиях. Вы подготовили небольшие сообщения об отражении эпохи Ивана Грозного в истории и изобразительном искусстве.

- Давайте вспомним, что же говорят историки об интересующем нас периоде.

Обучающиеся рассказывают основные факты биографии, военные походы (Казань, Астрахань, Сибирь), государственная деятельность (введение опричнины, истребление боярских фамилий, борьба с крамолой), дети, убийство сына, сложный характер (приложение1).

- А теперь давайте сделаем вывод с позиции историков об эпохе правления Ивана Грозного.

Вывод учителя: Иван Грозный – мудрый государственный деятель, укрепивший Московское государство, но очень подозрительный, вспыльчивый и мстительный человек. Да и недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани… И главное – всюду смерть, кровь, жестокость.

Образ Ивана Грозного в живописи.

- Нам известно, что некоторые события из периода правления Ивана IV нашли отражение в живописи.

- Вглядитесь в картину Виктора Михайловича Васнецова (1897 г.). Каким предстает Иван IV перед нами?

Рассказ детей о картинах В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный» (приложение2)

Еще одна кровавая страница жизни царя Ивана Васильевича. Страшное событие, противное человеческой природе…


И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года» (приложение3).

Вот каким предстает перед нами происшедшее на картине И.Е.Репина. Рассматривание картины, комментирование.

Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного.

Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. Остановившимися от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына.

Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно, ужас – и восхищение поразительным мастерством художника.

- Но не только эти художники изображали в своем творчестве эпоху Ивана Грозного, давайте познакомимся и рассмотрим некоторые из них.

Картина Николая Васильевича Неверева «Опричники».

- На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!».

Картина Николая Васильевича Неверева «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»,

- «В Твери, в уединенной тесной келии Отроча монастыря еще дышал святой старец Филипп, молясь... Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение.

 - Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину посольства, он с кротостию промолвил: „Я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева!“ Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил святого мужа, но, желая скрыть убийство, объявил игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии» — так писал Карамзин о смерти митрополита Филиппа.

Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

Вполне вероятно, что переговоры Баусу удались, так как, согласно историческим свидетельствам, в Лондоне началась подготовка невесты к отъезду в Россию, а саму Мэри Гастингс при английском дворе стали величать «царицей Московии». Федор Писемский, встречавшийся в Лондоне с племянницей королевы, с восторгом описывал русскому царю прелести молодой знатной иностранки.

Английский коммерсант Джером Горсей, проживавший в те времена в Москве и тесно общавшийся с Иваном Грозным, впоследствии в своих «Записках о России» говорил, что Борис Годунов вошел в сговор с боярином Богданом Бельским, чтобы расстроить брак царя с Мэри Гастингс и аннулировать все договоренности с англичанами. В марте 1584 года Иван Грозный внезапно скончался (по другой версии — его убили изменники-приближенные), и его брак с племянницей английской королевы так и не состоялся.

А если бы в XVI веке русский государь успел породниться с британской короной?.. Как могли бы развиваться русско-английские связи? Стали бы более прочными отношения между двумя странами? Увеличилось бы количество визитов русских в Британию, а англичан — в Россию?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Но — история не любит сослагательного наклонения.

- Какой вывод можно сделать на основе этих исследований?

- Как художники относились к Ивану Грозному?

Вывод учителя: художники сумели передать образ и характер царя средствами художественной выразительности.

- Как вы думаете: оценка историков или художников наиболее справедлива?

- Чем отличается восприятие образа Грозного историками и художниками?

( Ответы детей) Историки объективны, они отмечают как положительные, так и отрицательные стороны личности и деятельности царя.

А художники пишут о том, что их волнует, страстно убеждают зрителя в своей правоте. Они не могут быть равнодушными или объективными: чтобы взволновать зрителя, им самим надо быть необъективными. Поэтому …. резко осуждает, …. показывает несправедливость, …. предупреждает о народном бунте.

- Что мы знаем о людях, противостоящих царю?

Учащиеся рассказывают о митрополите Афанасии, митрополите Филиппе, дипломате Иване Висковатом, юродивом Василии Блаженном (приложение 4).

Историю страны можно изучить не только по историческим источникам и произведениям изобразительного искусства, но и по архитектурным сооружениям, которые были построены в этот период. К сожалению, не все исторические памятники сохранились до наших дней. Но даже по тому, что сохранилось можно охарактеризовать эпоху Ивана 4. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Архитектурные памятники, связанные с эпохой Ивана IV.

-В честь Василия Блаженного назван в Москве храм. Ребята, что вы можете рассказать об этом сооружении?

Историческая справка о храме (приложение 5)

- Существует легенда о создателях этого храма. (Легенда о создателях этого храма (Барме и Постнике)

-В Казани тоже есть архитектурный памятник в честь человека, не покорившегося царю Ивану Грозному. Это башня Сююмбике.

Легенда о Сююмбике.

Мы с вами рассмотрели эпоху Ивана Грозного с точки зрения историков, художников.


Можно ли говорить о единодушии в их оценке? Какие черты его личности особенно ярко нарисованы?


Несмотря на все хорошее, полезное, нужное государству, что было сделано Иваном Васильевичем, он вошел в историю, литературу и живопись как Грозный, царь жестокий и беспощадный.

Можно ли на основе художественной модели эпохи Ивана Грозного получить достоверное представление о периоде правления первого русского царя?

- Ребята, так как у нас это мероприятие является обобщающим по изучению эпохи Ивана Грозного, то мы приготовили небольшое соревнование.

Закрепление и обобщение.

Конкурс 1. Викторина

1.  Мастера выплетали узоры из каменных

кружев,

Выводили столбы и, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки

слюды.

Эти русские мастера за свою работу были удостоены от царя невиданной «милости». Кто, за что и какой именно милости был удостоен?
(По преданию, Барма и Постник были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы не смогли построить храм, подобный по красоте собору Василия Блаженного в Москве.)
2 Опричник, известный своими зверствами, тесть царя Бориса Годунова Григорий Бельский, вошел в русскую историю под другим именем. Назовите его.
(Малюта Скуратов.)
3 В Москве есть место, ныне носящее название Чистые пруды, которое во времена Ивана Грозного называлось Поганая лужа. В 1570 г. здесь казнили 116 человек, среди которых был бывший глава Посольского приказа. Он держался стойко и вины не признавал даже под пытками. «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения», — так ответил он на предложение раскаяться. На помин его души Иван IV внес огромный вклад. Кто был казненным?
(Думный дьяк Иван Висковатый.)
4 . Когда и как могла сложиться известная пословица: «Жалует царь, да не жалует псарь»?
(Во время опричнины.)
5 О какой любимой игре Ивана IV идет речь в отрывке:
В прихожей комнате соседней,
Как и обычно по утрам,
Ждал патриарх, чтобы к обедне
Идти с царем в Господень храм.
Тому ж и дела было мало,
Что на молитву стать пора:
Зело кормильца занимала
Сия персидская игра!
(Игра в шахматы.)
6 . На какое явление или конкретное лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина:
Казаки от царского гнева, как вы,
У хана защиты не просят,
Казаки в Литву не бегут из Москвы
И сор из избы не выносят.
(На князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву.)
7 . Этот человек возглавлял Избранную Раду, составил Великие Четьи Минеи, оказывал огромное влияние на царя, но не смог предотвратить учреждение опричнины. Кто этот человек, и по какой причине ему не удалось отговорить Ивана IV от опрометчивого решения?
(Митрополит Макарий, умер за год до учреждения опричнины.)
8 .  Известно, что Сибирь была местом ссылки политических заключенных. Начало ссылки связано с делом об убийстве последнего сына Ивана IV. В Тобольск был сослан первый и неумирающий ссыльный. Назовите его.
(Угличский медный колокол — в наказание за то, что звоном возвестил об убийстве царевича Дмитрия.)
9 Этот исторический факт существенно повлиял на дальнейшую российскую историю, нашел отражение в живописи и тесно связан с буйным нравом Ивана IV. О чем речь?
(Убийство царем сына Ивана.)
10 . Не мерена вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой распростерлась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.
Кто этот герой? Надел ли он Кучумовы бармы в действительности?
(Казацкий атаман Ермак Тимофеевич; возможно, примерил бармы хана Кучума при захвате его столицы Искера.)

Конкурс 2. Карточки





 

 

 

 









вопроса

Ответы

 

1

«Царь Иван Грозный». В.М.Васнецов,1897

2

"Царевич Иван на прогулке" .

Михаил Авилов(1882-1954) ,   

3

  «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».   А.Д.Литовченко ( 1835-1890)

4

«Покорение Ермаком Сибири» .1895. В.И.Суриков

5

«Взятие Казани». П.И.Коровин( 1857-1919)

6

«Опричники». Н.В.Неврев( 1830-1904)

7

"Опричник".С.Н.Ефошкин (род. в 1960)

8

"Опричники в Новгороде".

Михаил Авилов (1882-1954)

9

"Иван Грозный".И.С.Глазунов( род. в 1930)

10

«Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного».

Гравюра по картине В.В. Пукирева( 1832-1890)

11

 «Иван Грозный и Малюта Скуратов».

Г.С.Седов (1836-1884)

12

"Народ просит Ивана IV отменить опричнину".М.Горелик(1946-2015)

13

"Смерть митрополита Филиппа".

А.Н.Новоскольцев (1853-1919)

14

"Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного".  Я.Турлыгин(1857-1909)

15

"Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент
(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника).В.Пукирев( 1832-1890)

16

«Иван  Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».

И.Е.Репин( 1844-1930)

Конкурс 3. Игра «Ты Иван Грозный»

Ну, а теперь представьте себя в роли Ивана Грозного и подумайте, что бы вы ответили на те вопросы, которые я вам сейчас буду задавать.

Заключение. Слово учителя.

Мы видим, что нет лёгкого времени в истории. Каждое время по-своему суровое и сложное, но в любое время ценились люди честные, смелые, благородные, порядочные и совестливые. А.К.Толстой называл их звёздами на безотрадном небе. Они не запятнали своей чести, не склонили головы, жили достойно, могли сказать в лицо тирану «Нет!»

Каждый из нас обязательно задумается о том, как стоит прожить свою жизнь, а сформировать жизненную позицию вам помогут родители, учителя, друзья и герои прочитанных книг.

Награждение активных участников.





























Просмотр содержимого документа
«картинки Эпоха Ивана Грозного в живописи»

Карточка № 1. Эпоха Ивана Грозного в живописи

 

 

 

 

 

 

вопроса

Ответы

 

1

«Иван Грозный и Малюта Скуратов».

Г.С.Седов (1836-1884)

2

"Иван Грозный".И.С.Глазунов( род. в 1930)

3

  «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».   А.Д.Литовченко ( 1835-1890)

4

"Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного".  Я.Турлыгин(1857-1909)

5

«Взятие Казани». П.И.Коровин( 1857-1919)

6

«Опричники». Н.В.Неврев( 1830-1904)

7

«Иван  Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».

И.Е.Репин( 1844-1930)

8

"Опричники в Новгороде".

Михаил Авилов (1882-1954)

9

"Царевич Иван на прогулке".

Михаил Авилов(1882-1954) ,   

10

"Смерть митрополита Филиппа".

А.Н.Новоскольцев (1853-1919)

11

«Царь Иван Грозный». В.М.Васнецов,1897

12

"Народ просит Ивана IV отменить опричнину".М.Горелик(1946-2015)

13

«Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного».

Гравюра по картине В.В. Пукирева( 1832-1890)

14

«Покорение Ермаком Сибири» .1895. В.И.Суриков

15

"Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент
(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника).В.Пукирев( 1832-1890)

16

"Опричник".С.Н.Ефошкин (род. в 1960)




Просмотр содержимого презентации
«Ty__ivan_grozny (1)»

«Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново» (Н.М. Карамзин)  Клавдий Лебедев,

«Если иго Батыево унизило дух россиян, то не возвысило его и царствование Иоанново»

(Н.М. Карамзин)

Клавдий Лебедев, "Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи"

«Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего»  (А.К. Толстой)  Михаил Авилов,

«Мир праху вашему, люди честные! Вы шли прямой дорогой, не боясь ни смерти, ни опалы, и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто в жизни не проходит даром, и всё доброе, и всё злое … таит свои корни в тёмных недрах минувшего»

(А.К. Толстой)

Михаил Авилов, "Царевич Иван на прогулке"

« Прошлое не безупречно,  но упрекать его  бессмысленно, а вот изучать  необходимо» (М. Горький) О.Кузьмин

« Прошлое не безупречно,

но упрекать его

бессмысленно,

а вот изучать

необходимо»

(М. Горький)

О.Кузьмин "Иоанн Грозный и митрополит Филипп"

Мама Ивана Грозного – Елена Глинская Отец- Василий III, великий князь всея Руси.

Мама Ивана Грозного – Елена Глинская

Отец- Василий III, великий князь всея Руси.

Венчание на царство Ивана IV

Венчание на царство Ивана IV

Вступление Иоанна IV в Казань  Пётр ШАМШИН

Вступление Иоанна IV в Казань Пётр ШАМШИН

«Иван Грозный у тела убитого им сына»        Вячеслав ШВАРЦ

«Иван Грозный у тела убитого им сына»       Вячеслав ШВАРЦ

В.М. Васнецов «Царь Иван Грозный»

В.М. Васнецов «Царь Иван Грозный»

И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года»

И. Репин

«Иван Грозный и сын его Иван 16ноября 1581года»

Н. В. Неверев «Опричники».

Н. В. Неверев «Опричники».

Н. В. Неверев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»

Н. В. Неверев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов»

Александр Литовченко,

Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

Мастера выплетали узоры из каменных кружев,  Выводили столбы и, работой своею горды,  Купол золотом жгли,  Кровли крыли лазурью снаружи  И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды  Эти русские мастера за свою работу были удостоены от царя невиданной  «милости». Кто, за что и какой именно милости был удостоен?  (По преданию, Барма и Постник были ослеплены по приказу Ивана  Грозного, чтобы не смогли построить храм, подобный по красоте собору  Василия Блаженного в Москве.)

Мастера выплетали узоры из каменных кружев,

Выводили столбы и, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды

Эти русские мастера за свою работу были удостоены от царя невиданной

«милости». Кто, за что и какой именно милости был удостоен?

(По преданию, Барма и Постник были ослеплены по приказу Ивана

Грозного, чтобы не смогли построить храм, подобный по красоте собору

Василия Блаженного в Москве.)

  Опричник, известный своими зверствами, тесть царя Бориса Годунова Григорий Бельский, вошел в русскую историю под другим именем. Назовите его . (Малюта Скуратов.)

  Опричник, известный своими зверствами, тесть царя Бориса Годунова Григорий Бельский, вошел в русскую историю под другим именем. Назовите его .

(Малюта Скуратов.)

В Москве есть место, ныне носящее название Чистые пруды, которое во времена Ивана Грозного называлось Поганая лужа. В 1570 г. здесь казнили 116 человек, среди которых был бывший глава Посольского приказа. Он держался стойко и вины не признавал даже под пытками. «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения», — так ответил он на предложение раскаяться. На помин его души Иван IV внес огромный вклад. Кто был казненным? (Думный дьяк Иван Висковатый.)

В Москве есть место, ныне носящее название Чистые пруды, которое во времена Ивана Грозного называлось Поганая лужа. В 1570 г. здесь казнили 116 человек, среди которых был бывший глава Посольского приказа. Он держался стойко и вины не признавал даже под пытками. «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения», — так ответил он на предложение раскаяться. На помин его души Иван IV внес огромный вклад. Кто был казненным?

(Думный дьяк Иван Висковатый.)

Когда и как могла сложиться известная пословица: «Жалует царь, да не жалует псарь»?   (Во время опричнины.)

Когда и как могла сложиться известная пословица: «Жалует царь, да не жалует псарь»?

(Во время опричнины.)

О какой любимой игре Ивана IV идет речь в отрывке:  В прихожей комнате соседней,  Как и обычно по утрам,  Ждал патриарх, чтобы к обедне  Идти с царем в Господень храм.  Тому ж и дела было мало,  Что на молитву стать пора:  Зело кормильца занимала  Сия персидская игра!    (Игра в шахматы.)

О какой любимой игре Ивана IV идет речь в отрывке: В прихожей комнате соседней, Как и обычно по утрам, Ждал патриарх, чтобы к обедне Идти с царем в Господень храм. Тому ж и дела было мало, Что на молитву стать пора: Зело кормильца занимала Сия персидская игра!

(Игра в шахматы.)

На какое явление или конкретное лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина:  Казаки от царского гнева, как вы,  У хана защиты не просят,  Казаки в Литву не бегут из Москвы  И сор из избы не выносят.   (На князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву.)

На какое явление или конкретное лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина: Казаки от царского гнева, как вы, У хана защиты не просят, Казаки в Литву не бегут из Москвы И сор из избы не выносят.

(На князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву.)

Этот человек возглавлял Избранную Раду, составил Великие Четьи Минеи, оказывал огромное влияние на царя, но не смог предотвратить учреждение опричнины. Кто этот человек и по какой причине ему не удалось отговорить Ивана IV от опрометчивого решения?   (Митрополит Макарий, умер за год до учреждения опричнины.)

Этот человек возглавлял Избранную Раду, составил Великие Четьи Минеи, оказывал огромное влияние на царя, но не смог предотвратить учреждение опричнины. Кто этот человек и по какой причине ему не удалось отговорить Ивана IV от опрометчивого решения?

(Митрополит Макарий, умер за год до учреждения опричнины.)

Известно, что Сибирь была местом ссылки политических заключенных. Начало ссылки связано с делом об убийстве последнего сына Ивана IV. В Тобольск был сослан первый и неумирающий ссыльный. Назовите его.   (Угличский медный колокол — в наказание за то, что звоном возвестил об убийстве царевича Дмитрия.)

Известно, что Сибирь была местом ссылки политических заключенных. Начало ссылки связано с делом об убийстве последнего сына Ивана IV. В Тобольск был сослан первый и неумирающий ссыльный. Назовите его.

(Угличский медный колокол — в наказание за то, что звоном возвестил об убийстве царевича Дмитрия.)

Этот исторический факт существенно повлиял на дальнейшую российскую историю, нашел отражение в живописи и тесно связан с буйным нравом Ивана IV. О чем речь?   (Убийство царем сына Ивана.)

Этот исторический факт существенно повлиял на дальнейшую российскую историю, нашел отражение в живописи и тесно связан с буйным нравом Ивана IV. О чем речь?

(Убийство царем сына Ивана.)

Не мерена вдоль и не пройдена вширь,  Покрыта тайгой непроезжей,  У нас под ногой распростерлась Сибирь  Косматою шкурой медвежьей.  Мы можем землей этой тучной владеть,  Ее разделивши по-братски.  Мне в пору Кучумовы бармы надеть  И сделаться князем остяцким.  Кто этот герой? Надел ли он Кучумовы бармы в действительности?   ( Казацкий атаман Ермак Тимофеевич; возможно, примерил бармы хана Кучума при захвате его столицы Искера.)

Не мерена вдоль и не пройдена вширь, Покрыта тайгой непроезжей, У нас под ногой распростерлась Сибирь Косматою шкурой медвежьей. Мы можем землей этой тучной владеть, Ее разделивши по-братски. Мне в пору Кучумовы бармы надеть И сделаться князем остяцким. Кто этот герой? Надел ли он Кучумовы бармы в действительности?

( Казацкий атаман Ермак Тимофеевич; возможно, примерил бармы хана Кучума при захвате его столицы Искера.)

«Царь Иван Грозный». В.М.Васнецов,1897

«Царь Иван Грозный». В.М.Васнецов,1897

" Царевич Иван на прогулке"

.

Михаил Авилов(1882-1954) ,  

«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».   А.Д.Литовченко ( 1835-1890)

«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».   А.Д.Литовченко ( 1835-1890)

«Покорение Ермаком Сибири» .1895. В.И.Суриков

«Покорение Ермаком Сибири» .1895. В.И.Суриков

«Взятие Казани». П.И.Коровин( 1857-1919)

«Взятие Казани». П.И.Коровин( 1857-1919)

«Опричники». Н.В.Неврев( 1830-1904)

«Опричники». Н.В.Неврев( 1830-1904)

"Опричники в Новгороде".

Михаил Авилов (1882-1954)

"Опричник".С.Н.Ефошкин (род. в 1960)

"Иван Грозный".И.С.Глазунов( род. в 1930)

«Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного» . Гравюра по картине В.В. Пукирева( 1832-1890)

«Митрополит Филипп отказывается благословить

царя Ивана Грозного»

.

Гравюра по картине В.В. Пукирева( 1832-1890)

  «Иван Грозный и Малюта Скуратов». Г.С.Седов (1836-1884)

  «Иван Грозный и Малюта Скуратов».

Г.С.Седов (1836-1884)

"Народ просит Ивана IV отменить

опричнину".М.Горелик(1946-2015)

"Смерть митрополита Филиппа".

А.Н.Новоскольцев (1853-1919)

"Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент

(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский

собор в одежде опричника).В.Пукирев( 1832-1890)

"Митрополит Филипп обличает Ивана

Грозного".  Я.Турлыгин(1857-1909)

«Иван  Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». И.Е.Репин( 1844-1930)

«Иван  Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».

И.Е.Репин( 1844-1930)

Ты – иван грозный .

Ты – иван грозный

.

Эпизод 1. На пиру.

Эпизод 1.

На пиру.

На пиру. Задание № 1.

На пиру. Задание № 1.

  • Ты собираешься жениться. Кого ты выберешь?
  • А) Дочь самого могущественного боярина
  • Б) Дочь боярина не принимавшего участия в борьбе за власть во время твоего детства
  • В) Дочь незнатного дворянина
На пиру. 1.

На пиру. 1.

  • На царском пиру за самыми дальними столами от государя сидели незнатные гости. Ближе к царю помещались важнейшие князья и бояре. Прямо напротив стола государя садились иностранные послы. А кто сидел ниже государя, но выше знатнейших бояр, попробуйте догадаться сами.
  • А) жена государя
  • Слуга, пробовавший подаваемые царю кушанья
  • В) сын или брат государя
На пиру. 2. Определите, какие обязанности имели при дворе носители следующих должностей: А) чашник Б) ловчий В) дворецкий Г) спальник  1) заведовал охотой  2) дежурил в комнате государя  3) прислуживал на пиру  4) заведовал дворцовым хозяйством

На пиру. 2.

  • Определите, какие обязанности имели при дворе носители следующих должностей:
  • А) чашник
  • Б) ловчий
  • В) дворецкий
  • Г) спальник

1) заведовал охотой

2) дежурил в комнате государя

3) прислуживал на пиру

4) заведовал дворцовым хозяйством

На пиру. 3.

На пиру. 3.

  • Иван Васильевич, впервые в истории Руси, принял титул, происходящий от прозвища первого древнеримского императора – титул:
  • А) короля
  • Б) Грозного
  • В) императора
  • Г) царя
На пиру. 4. Найди на рисунке, какой незнакомый ему русский плод иноземный путешественник в XVI веке назвал «похожим на тыкву, но слаще и приятнее вкусом»?

На пиру. 4.

Найди на рисунке, какой незнакомый ему русский плод иноземный путешественник в XVI веке назвал «похожим на тыкву, но слаще и приятнее вкусом»?

Эпизод 2. Под Казанью

Эпизод 2.

Под Казанью

Под Казанью. Задание № 2.

Под Казанью. Задание № 2.

  • Русским купцам необходима река Волга для торговли с восточными странами. Но берег Волги принадлежит казанским татарам. Плывущих мимо русских купцов они часто грабят или берут с них очень высокие пошлины за проезд. Ты решил присоединить Казанское ханство к России. Твои войска осаждают столицу ханства – Казань, но них непрерывно с тыла нападает татарское войско, укрытое в лесу. Как ты поступишь?
  • А) Отведешь войска от Казани и велишь им хорошенько прочесать лес и уничтожить татар
  • Б) Укроешь часть войска в засаде и заманишь к этому месту нападающих татар
  • В) Велишь построить вокруг лагеря мощные защитные сооружения
Под Казанью. 1.

Под Казанью. 1.

  • Кого на Руси XVI века называли «детьми боярскими»?
  • А) Детей боярина до смерти отца, после чего они становились полноправными боярами
  • Б) Боярских холопов, заключивших с хозяином особый кабальный договор
  • В) потомков младших отпрысков боярских родов, которые не наследовали отцовских владений
Под Казанью. 2.

Под Казанью. 2.

  • Выберите, каких боевых наград не было во времена Ивана Грозного.
  • А) монет различного достоинства
  • Б) орденов
  • В) серебряных кубков, ковшей, чарок
Под  Казанью . 3.

Под Казанью . 3.

  • В поход под Казань Иван Грозный взял с собой икону Донской Богоматери. В то время существовало несколько образцов («канонов»), по которым писали иконы. Догадайся, к какому из них принадлежала Донская Богоматерь (в середине). Найди на рисунке иконы, написанные по другим канонам. Вот три основных канона:
  • А) Богоматерь Путеводительница (по-гречески Одигитрия)
  • Б) Богоматерь Умиление
  • В) Богоматерь Знамение
Эпизод 3. изменник

Эпизод 3. изменник

Изменник. Задание № 3.

Изменник. Задание № 3.

  • Член боярской Думы князь Курбский бежит за рубеж и шлет тебе письмо, в котором возводит на тебя различные обвинения. Письмо становится широко известно. Как ты поступишь?
  • А) Подошлешь к беглецу убийц
  • Б) Ответишь ему тайным посланием с угрозой расправиться с ним, если он не перестанет писать позорящих тебя писем
  • В) Напишешь ответ на все обвинения и велишь широко распространить его в российском царстве
Изменник. 1.

Изменник. 1.

  • Князь Курбский советовал царю во всем слушаться своих «мудрых советников» - бояр. Грозный ответил, что тогда власть будет подобна «женскому неразумию», ибо
  • А) Как Господь дал мужчине больше разума, чем женщине, так же он дал царю больше ума, чем боярам
  • Б) бояре будут вздорить меж собою, подобно неразумным женщинам на торгу
  • В) Также как женщина не способна остановиться на одном желании – то решит одно, то другое, так и при правлении многих – один захочет одного, другой другого.
Изменник. 2.

Изменник. 2.

  • В правление Грозного на Руси было введено книгопечатание вместо переписывания книг. Это было сделано для того, чтобы
  • А) Поднять престиж России за рубежом
  • Б) В церковных книгах было меньше ошибок; неизбежно возникающих при переписывании
  • В) Увеличить количество книг, потому что грамотных людей было в России много, а книг мало
Изменник. 3. Грозный был образованным, начитанным человеком. В частности, он хорошо знал бытующие в его время представления о свойствах разных камней и металлов. Узнаешь ли ты их в сделанном однажды царем описании? А) «Имеет великое свойство, без которого нельзя плавать по морям» Б) «Маленькая его частица, стертая в питье, может отравить» В) «Природный цвет ярок (…) положите на мою руку. Я отравлен болезнью. Вы видите, он показывает свойство изменением цвета из чистого в тусклый, он предсказывает мою смерть».  1) алмаз  2) коралл  3) магнит

Изменник. 3.

  • Грозный был образованным, начитанным человеком. В частности, он хорошо знал бытующие в его время представления о свойствах разных камней и металлов. Узнаешь ли ты их в сделанном однажды царем описании?
  • А) «Имеет великое свойство, без которого нельзя плавать по морям»
  • Б) «Маленькая его частица, стертая в питье, может отравить»
  • В) «Природный цвет ярок (…) положите на мою руку. Я отравлен болезнью. Вы видите, он показывает свойство изменением цвета из чистого в тусклый, он предсказывает мою смерть».

1) алмаз

2) коралл

3) магнит

Эпизод 4. Учреждение опричнины

Эпизод 4.

Учреждение опричнины

Учреждение опричнины. задание № 4.

Учреждение опричнины. задание № 4.

  • Твою власть все чаще ограничивает Боярская Дума – совет крупнейших вельмож. В их владении много земель и отряды боевых холопов. Для борьбы с ними ты:
  • А) Собираешь отряды преданных тебе людей, которым приказываешь поголовно уничтожить все боярство
  • Б) Не порывая полностью с боярством, объявляешь, что в части русских земель ты будешь править, не советуясь с Думой
  • В) Заменяешь Боярскую Думу собранием представителей всех сословий, в том числе крестьян, ремесленников и купечества
Учреждение опричнины. 1.

Учреждение опричнины. 1.

  • В то время бояре носили одежду с длинными, почти до земли, рукавами. Как ты думаешь, почему?
  • А) Чтобы защитить руки от холода при морозах
  • Б) Чтобы показать, что им не надо заниматься презренным ручным трудом
  • В) Такова была мода, заимствованная у монголов
Учреждение опричнины. 2.

Учреждение опричнины. 2.

  • Попробуй узнать, какие слова принадлежат
  • 1) боярину-изменнику Курбскому и
  • 2) Грозному
  • А) «Царям подобает осмотрительными быть: иногда кроткими, иногда жесткими; к добрым – милосердие и кротость, к злому же – ярость и мучение, если же сего не имеет, не есть царь».
  • Б) «Скорее добротой, чем наказанием, и если уж очень упрямы и непокорны окажутся люди, тогда поучает он наказанием, смешанным с милосердием»
  • В) «Все дела шли хорошо по наставлениям избранного совета лучших сановников…»
  • Г) «Царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания…Разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители»
Учреждение опричнины. 3.

Учреждение опричнины. 3.

  • Одним из главных помощников Грозного в борьбе с боярами стал мелкий дворянин Григорий Скуратов, за малый рост прозванный Малютой. В русской истории Малюта прославился своей жестокостью. А знаете ли вы, какой смертью он погиб?
  • А) Был казнен царем
  • Б) Пал при взятии вражеской крепости
  • В) Был отравлен боярами
Эпизод 5. Нищие

Эпизод 5.

Нищие

Нищие. Задание № 5.

Нищие. Задание № 5.

  • После долгих лет непрерывных войн на Руси стало очень много нищих, зачастую промышляющих разбоем. Чтобы разрешить этот вопрос, ты объявил о массовой раздаче милостыни (хотя денег в казне и нет). Собралось несколько тысяч человек. Как ты поступишь?
  • А) Всех отправишь на принудительные работы
  • Б) тех, кто явно способен трудиться – казнишь, стариков и калек разошлешь по монастырям и богадельням
  • В) Всех разошлешь на пожизненное содержание в монастыри и богадельни
Нищие. 1.

Нищие. 1.

  • При Иване Грозном на Руси была введена единая монета, принятая во всех русских землях. Она называлась по выбитому на ней рисунку:
  • А) копейкой
  • Б) рублем
  • В) гривной
Нищие. 2.

Нищие. 2.

  • Каких девушек в средневековой Руси называли «писанными красавицами»?
  • А) Обильно украшенных косметикой
  • Б) Похожих на иконные изображения
  • В) Наиболее красивых, таких, что «ни в сказке сказать, ни пером описать»
Нищие. 3.

Нищие. 3.

  • Больше всех войны разоряли:
  • А) Бояр и дворян, вынужденных в них участвовать
  • Б) Крестьян, платящих из-за них повышенные налоги
  • В) Купцов, которые не могли торговать с другими странами
Эпизод 6. Дворяне челобитники

Эпизод 6.

Дворяне челобитники

Дворяне челобитники. Задание № 6.

Дворяне челобитники. Задание № 6.

  • Раз в год, в Юрьев день (день святого Юрия – 26 ноября) крестьяне имели право переходить от одного владельца к другому. Мелкие помещики жалуются на то, что их земли пустеют, крестьяне идут к богатым боярам, которые могут их лучше обеспечить. Дворяне – важная опора твоего царствования. Как ты поступишь?
  • А) Временно запретишь крестьянам менять хозяев
  • Б) Навеки закрепишь крестьян на тех землях, где они сейчас находятся
  • В) Запретишь боярам принимать дворянских крестьян
Дворяне челобитники. 1.

Дворяне челобитники. 1.

  • Дворяне-помещики отличались от бояр-вотчинников тем:
  • А) Что получали землю за службу и только на время службы, а бояре передавали свои земли по наследству
  • Б) Что подчинялись непосредственно государю, а бояре – своим князьям
  • В) Что платили государевы подати и налоги, от которых бояре были освобождены
Дворяне челобитники. 2.

Дворяне челобитники. 2.

  • Иван Грозный впервые на Руси завел постоянное войско (до него армия состояла из отдельных отрядов бояр и дворян). Войско называлось:
  • А) стрельцы из пищали
  • Б) опричники
  • В) гусары
Дворяне челобитники. 3.

Дворяне челобитники. 3.

  • За что Иван Грозный убил своего сына?
  • А) Нечаянно во время ссоры
  • Б) За подготовку государственного переворота
  • В) За измену, царевич был связан с иностранной разведкой
Побеждает - знающий!!!

Побеждает -

знающий!!!

Задание № 1. на пиру.

Задание № 1. на пиру.

  • Ответ: Б
На пиру. 1.

На пиру. 1.

  • Ответ: В
На пиру. 2.

На пиру. 2.

  • А) – 3
  • Б) – 1
  • В) – 4
  • Г) - 2
На пиру. 3. Ответ: Г «Царь» - сокращение от прозвища рода Юлиев – «Цезарь»

На пиру. 3.

  • Ответ: Г
  • «Царь» - сокращение

от прозвища рода Юлиев – «Цезарь»

На пиру. 4.

На пиру. 4.

  • Дыня
Задание № 2. Под Казанью.

Задание № 2. Под Казанью.

  • Ответ: Б
Под Казанью. 1.

Под Казанью. 1.

  • Ответ: В
Под Казанью. 2.

Под Казанью. 2.

  • Ответ: Б
  • Первый русский орден, получивший имя Андрея Первозванного, был учрежден в самом конце XVII века при Петре Первом.
Под Казанью. 3.

Под Казанью. 3.

  • Слева направо.
  • Слева – Богоматерь Одигитрия
  • В центре – Богоматерь Умиления
  • Справа – Богоматерь Знамения
Задание № 3. изменник.

Задание № 3. изменник.

  • Ответ: В
  • Грозный написал «Царево государево послание во все его российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского с товарищами»
Изменник. 1.

Изменник. 1.

  • Ответ: В
Изменник. 2.

Изменник. 2.

  • Ответ: Б
Изменник. 3.

Изменник. 3.

  • А) – 3
  • Б) – 1
  • В) - 2
Задание № 4. учреждение опричнины.

Задание № 4. учреждение опричнины.

  • Ответ: Б
  • Эта часть земель стала называться «опричниной» от «опричь» («кроме»)
Учреждение  опричнины . 1.

Учреждение опричнины . 1.

  • Ответ : Б
Учреждение опричнины. 2.

Учреждение опричнины. 2.

  • 1) – Б, В
  • 2) – А, Г
Учреждение опричнины. 3.

Учреждение опричнины. 3.

  • Ответ: Б
Задание № 5. Нищие.

Задание № 5. Нищие.

  • Ответ: Б
  • Грозный считал, что не вправе трудоспособный просить подаяние. 700 человек было казнено на площади.
Нищие. 1.

Нищие. 1.

  • Ответ: А
  • На монете всадник с копьем
Нищие. 2.

Нищие. 2.

  • Ответ: А
Нищие. 3.

Нищие. 3.

  • Ответ: Б
Задание № 6. дворяне челобитники .

Задание № 6. дворяне челобитники .

  • Ответ: А
  • Таким образом ты выполнил желание дворянства, не слишком раздражая крестьян и бояр
Дворяне челобитники. 1.

Дворяне челобитники. 1.

  • Ответ: А
Дворяне челобитники. 2.

Дворяне челобитники. 2.

  • Ответ: А
Дворяне челобитники. 3.

Дворяне челобитники. 3.

  • Ответ: А
  • Царевич был ближайшим помощником своего отца. После его смерти Грозный от горя хотел уйти в монастырь, но бояре его отговорили.
Рефлексия На сегодняшнем мероприятии…. - я похвалил бы себя… - особенно мне понравилось… - после урока мне захотелось… -было интересно… -я понял, что… -меня удивило…

Рефлексия

На сегодняшнем мероприятии….

  • - я похвалил бы себя…
  • - особенно мне понравилось…
  • - после урока мне захотелось…
  • -было интересно…
  • -я понял, что…
  • -меня удивило…