Предмет | Литературное чтение 04-02 |
Урок | №10 |
Класс | 1-А |
Дата | 18.09.2023 |
Тема урока | ОТРАЖЕНИЕ КАЧЕСТВННЫХ ХАРАКТЕРИТИК ЗВУКОВ В МОДЕЛЯХ СЛОВ. |
Методическая цель | учить проводить звуковой анализ слов; развивать фонематический слух; активизировать словарь учащихся. |
Планируемые результаты | Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию Личностные : внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
Тип | усвоение новых знаний. |
Оборудование: | презентация, учебник для общеобразовательных учреждений Азбука 1 класс |
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
II. Введение в тему урока.
– Послушайте стихотворение Эллен Нийт «Разные звуки».
Где-то собаки ворчали: Ррры!
В стойле коровы мычали: Ммммуу!
В комнате мухи жужжали: Жжжи!
Мимо машины бежали: Трррр!
Гудели от ветра все провода: Ззззн!
Капала в кухне из крана вода: Динь!
Перекликались в ночи поезда: Чууу!
Листья под ветром шумели: Тссс!
Змеи в лесу шипели: Шшшши!
А комары все пели: Дзззы!
Непоседа мяч и ночью успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели – днем мороженое ели? Кха! Кха!
– Как бы вы назвали это стихотворение?
– Автор этого стихотворения Эллен Нийт назвала его «Разные звуки». Какие звуки вы услышали в этом стихотворении?
– В чем заключается главная работа звуков? (Строительство слов.)
– Любое ли сочетание звуков называется словом? (Нет, слово имеет смысл.)
III. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сами звуки порой ничего не обозначают. Произнесите звуки [а], [м], [к]. (Учащиеся повторяют за учителем.)
– Никто ничего не поймет. Но достаточно эти звуки произнести в другом порядке, получится слово. Главное, чтобы каждый звук занял свое место.
– Сегодня мы продолжим работу по изучению звуков, научимся выделять отдельные звуки, определять их место в словах.
– Отгадайте загадку:
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка – актриса,
И зовут ее... (Мальвина).
– Мальвина просит ей помочь. Она потеряла звук в своем имени, а вот какой, вы скажете в конце урока. Итак, за работу.
IV. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «мак».
– Звуки [а], [м], [к] заняты своим главным делом – строительством слова. Давайте поможем этим удивительным строителям.
Учитель называет звуки, дети хором повторяют и одновременно выкладывают желтые фишки (см. вкладыш «Букваря») на партах, учитель работает на доске.
– [мммм], [аааа], [к].
– Каждый звук построил для себя «домик»:
.
– Какое же слово получилось? (Мак.)
– Откройте учебник.
– Рассмотрите мак. Какого он цвета? Где он растет?
– Мы построили звуковой «домик» для слова «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (3.)
– Как вы узнали?
– Выделите последовательно каждый звук в слове. (Мммак, мааак, мак.)
– А теперь поучимся читать слово «мак». Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».
Учитель ведет указкой вдоль схемы
и одновременно поет вместе с детьми: [мммм] – [аааа] – [к].
– Посмотрите, Мальвина улыбнулась. Как вы думаете, почему? (Мак – любимый цветок Мальвины.)
– Выделите первый звук в словах «мак» и «Мальвина». (Мммак, Мммальвина.)
– Сделайте вывод. (Первый звук одинаковый – [м].)
2. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, середине и в конце слова (по схемам).
– Определите, какой звук нас просят выделить в слове «морковь»? (Первый.)
– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Ммморковь.)
– Какой звук надо выделить в слове «гном»? (Последний.)
– Произнесите, интонационно выделяя этот звук. (Гноммм.)
– Где стоит звук [м] в слове «ромашка»? (В середине.)
– Произнесите. (Ромммашка.)
3. Дифференцированная работа.
Для нечитающих детей: набор предметных картинок. Задание: распределить картинки по группам. (Малина, машина, лимон, комар, дом, сом.)
Для читающих детей: карточки-загадки.
Красненькая Матрешка,
Беленькое сердечко. (Малина.)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Читающие учащиеся зачитывают загадку, нечитающие – показывают картинку-отгадку, объясняя, почему поместили слово в ту или иную группу – место звука [м] в слове.
– Какой звук «играл» с вами в прятки?
4. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [м], [м’].
– Я начну, а вы продолжайте: ммморковь, мммарка, мммышка и т. д.
Дети произносят слова, интонационно выделяя звук [м], аналогичная работа проводится по выделению звука [м’].
– Вы заметили, что в первой строчке произносили в словах первый звук твердо, а во второй – мягко. Произнесите: [м], [м’].
– Ребята, как вы думаете, что выберет Мальвина – мороженое или шоколад? Выделите первый звук в этих словах. (Мальвина выберет мороженое.)
– Как вы произносили первый звук – мягко или твердо?
– Что для игры выберет Мальвина – обруч или мячик? Почему?
– Как произнесли первый звук в слове «мячик»? Выделите интонационно.
– Ребята, вы догадались, какой звук потеряла Мальвина, а мы его нашли? (Звук [м].)
– Произнесите имя девочки без первого звука. А теперь верните его на место, произнесите, выделяя его интонационно.
– Мальвина очень рада, ей пора возвращаться в свою сказку, которую написал А. Толстой, – «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Учитель показывает книгу и кладет в нее иллюстрацию с изображением Мальвины.
5. Классификация предметов (фрукты, овощи).
На доске – иллюстрация с изображением корзины.
– Мальвина оставила вам подарок. Отгадайте, что это?
– Откройте корзину! Что видите вы? Какие продукты здоровью нужны?
– Как вы думаете, что это? (Овощи и фрукты.)
– Какую пользу приносят фрукты и овощи человеку?
– О чем нужно помнить, когда вы собираетесь съесть фрукты? (Перед едой их нужно мыть.)
– Какие фрукты лежат в нашей корзине?
– Что можно приготовить из перечисленных фруктов? (Фруктовый салат, компот, варенье, повидло, мармелад.)
Просто объеденье фруктовое варенье!
Мы его на хлеб намажем и спасибо фруктам скажем.
– Перечислите овощи, которые вы видите на картинке.
– Где растут овощи?
– Скажите, а можно есть овощи сырыми?
– Какие можно, а какие нельзя, назовите.
V. Итог урока.
– Какой звук мы помогли найти Мальвине?
– Назовите главную работу звуков.
– Мальвина из сказки нас благодарит и говорит нам: «…пасибо!» Что заметили?
Вывод: звуки выполняют очень важную работу, каждый звук надо произносить четко, чтобы не потерялся смысл слова.