СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения обзорного урока по литературе периода Великой Отечественной войны в формате устного журнала.

Просмотр содержимого документа
«Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей»

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей Устный журнал

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей

Устный журнал

Публицистика  времен Великой Отечественной войны Страница первая

Публицистика времен Великой Отечественной войны

Страница первая

Литература о Великой Отечественной войне началась без подготовительного этапа — с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений Публицистика — это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Литература о Великой Отечественной войне началась без подготовительного этапа — с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений

  • Публицистика — это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.
Особенность публицистического слова  Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 — 1967) Этот писатель, родившийся в Киеве, поэт, романист, многие годы работавший корреспондентом во Франции, наблюдавший за вторжением фашистов в эту страну, за унизительным падением Парижа, первым раскрыл облик врага, облик «обыкновенного фашизма». Публицист развеял иллюзии, что «против нас идут люди», он показывал, что «против нас шли изверги, избравшие своей эмблемой череп, молодые беззастенчивые грабители» («О ненависти»).  И. Эренбург первым ввел на страницы печати кличку «фриц», вошедшую в разговорный обиход.

Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 — 1967)

  • Этот писатель, родившийся в Киеве, поэт, романист, многие годы работавший корреспондентом во Франции, наблюдавший за вторжением фашистов в эту страну, за унизительным падением Парижа, первым раскрыл облик врага, облик «обыкновенного фашизма».
  • Публицист развеял иллюзии, что «против нас идут люди», он показывал, что «против нас шли изверги, избравшие своей эмблемой череп, молодые беззастенчивые грабители» («О ненависти»).
  • И. Эренбург первым ввел на страницы печати кличку «фриц», вошедшую в разговорный обиход.
Илья Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Множество писем, бесед с пленными привел в своих статьях Илья Эренбург, показывая убогий мирок фашиствующей «немчуры», выкормыша не Германии, а гитлерии. Илья Эренбург (справа) с танкистами на фронте, 1942 год
  • Илья Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро.
  • Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500.
  • Множество писем, бесед с пленными привел в своих статьях Илья Эренбург, показывая убогий мирок фашиствующей «немчуры», выкормыша не Германии, а гитлерии.

Илья Эренбург (справа) с танкистами на фронте, 1942 год

Илья Эренбург первым расслышал и донес до сражавшегося народа ту чудовищную цель, что ставил перед собой гитлеризм, те песни, что пели, маршируя среди развалин Минска и Смоленска, в лагерях смерти солдаты Гитлера: Если весь мир будет лежать в развалинах, К черту, нам на это наплевать. Мы все равно будем маршировать дальше, Потому что сегодня нам принадлежит Германия, Завтра — весь мир...

Илья Эренбург

  • первым расслышал и донес до сражавшегося народа ту чудовищную цель, что ставил перед собой гитлеризм, те песни, что пели, маршируя среди развалин Минска и Смоленска, в лагерях смерти солдаты Гитлера:
  • Если весь мир будет лежать в развалинах,
  • К черту, нам на это наплевать.
  • Мы все равно будем маршировать дальше,
  • Потому что сегодня нам принадлежит Германия,
  • Завтра — весь мир...
Алексей Николаевич Толстой Создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр Первый», как публицист сосредоточился на ином нравственно-философском аспекте событий. Война раскрыла великий смысл исторических традиций, «русской идеи», патриотизма как народоорганизующей силы.  «Гнездо наше, Родина, возобладало над всеми нашими чувствами... Тени минувших поколений ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте!» — писал он в 1941 году.

Алексей Николаевич Толстой

  • Создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр Первый», как публицист сосредоточился на ином нравственно-философском аспекте событий. Война раскрыла великий смысл исторических традиций, «русской идеи», патриотизма как народоорганизующей силы.
  • «Гнездо наше, Родина, возобладало над всеми нашими чувствами... Тени минувших поколений ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте!» — писал он в 1941 году.
Алексей Николаевич Толстой Писатель громко возвестил в своих статьях — прежде всего в таких, как «Что мы защищаем» (27 июня 1941), «Москве угрожает враг» (16 октября 1941), «Родина» (7 ноября 1941) и др., — что великое прошлое России стало прямым участником борьбы со смертельным для Родины врагом. Статьи Толстого были уже не публицистическими репортажами из окопа, а своего рода возвышенной «лирикой в прозе», очерками русской истории, обращениями к памяти, к основам русской души.

Алексей Николаевич Толстой

  • Писатель громко возвестил в своих статьях — прежде всего в таких, как «Что мы защищаем» (27 июня 1941), «Москве угрожает враг» (16 октября 1941), «Родина» (7 ноября 1941) и др., — что великое прошлое России стало прямым участником борьбы со смертельным для Родины врагом.
  • Статьи Толстого были уже не публицистическими репортажами из окопа, а своего рода возвышенной «лирикой в прозе», очерками русской истории, обращениями к памяти, к основам русской души.
Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.С. Гроссмана Стали достоянием истории достоверные, трагически напряженные репортажи Василия Семёновича Гроссмана 1942—1943 годов из Сталинграда. Писатель во время битвы за Сталинград был корреспондентом «Красной звезды» и находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв. «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело». Фотография 1945 года

Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.С. Гроссмана

  • Стали достоянием истории достоверные, трагически напряженные репортажи Василия Семёновича Гроссмана 1942—1943 годов из Сталинграда. Писатель во время битвы за Сталинград был корреспондентом «Красной звезды» и находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв.
  • «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело».

Фотография 1945 года

Вступив в 1943—1944 годах вместе с Красной Армией на территорию Польши, Гроссман (он потерял мать в фашистском лагере) рассказал об ужасах конвейеров уничтожения людей вроде Освенцима, Майданека, Треблинки. Каким издевательством над человечеством веяло уже от «девизов», лозунгов на воротах лагерей — «Jedem seinem» («Каждому — свое») или «Arbeit macht frei» («Работа делает свободным»)!  В очерке «Треблинский ад» (1944) В.С. Гроссман выделил эпизод, описывающий веру простых людей в мощь и справедливость грядущего отмщения, в неизбежность победы над злом: в толпе обреченных, гонимых к «газовне», плачущих, потерянных людей прозвучало громкое, неожиданное слово утешения и угрозы... из уст еврейского мальчика, сказавшего родителям: «Сталин отомстит за все», он и здесь «устроит фашизму Сталинград»!
  • Вступив в 1943—1944 годах вместе с Красной Армией на территорию Польши, Гроссман (он потерял мать в фашистском лагере) рассказал об ужасах конвейеров уничтожения людей вроде Освенцима, Майданека, Треблинки.
  • Каким издевательством над человечеством веяло уже от «девизов», лозунгов на воротах лагерей — «Jedem seinem» («Каждому — свое») или «Arbeit macht frei» («Работа делает свободным»)!
  • В очерке «Треблинский ад» (1944) В.С. Гроссман выделил эпизод, описывающий веру простых людей в мощь и справедливость грядущего отмщения, в неизбежность победы над злом: в толпе обреченных, гонимых к «газовне», плачущих, потерянных людей прозвучало громкое, неожиданное слово утешения и угрозы... из уст еврейского мальчика, сказавшего родителям: «Сталин отомстит за все», он и здесь «устроит фашизму Сталинград»!
Совершенно особый жанр публицистики сделала принципом жизни в блокадном Ленинграде Ольга Фёдоровна Берггольц Ее публицистика — это «ленинградский опыт» сострадания и боли, ответственности за слово. Это она, Ольга Берггольц, «блокадная муза», сказала о ленинградской пайке: «Сто двадцать пять блокадных грамм / С огнем и кровью пополам». Радиопередачи поэтессы были, как и Ленинградская симфония (7-я) Дмитрия Шостаковича, вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда: «И гордости своей не утаю, / Что рядовым вошла в судьбу твою, / Мой город, в званье твоего поэта». Фашисты, попадая в плен под Ленинградом, первым делом жалостливо оправдывались: «Я не стрелял по Ленинграду!»

Совершенно особый жанр публицистики сделала принципом жизни в блокадном Ленинграде Ольга Фёдоровна Берггольц

  • Ее публицистика — это «ленинградский опыт» сострадания и боли, ответственности за слово. Это она, Ольга Берггольц, «блокадная муза», сказала о ленинградской пайке: «Сто двадцать пять блокадных грамм / С огнем и кровью пополам». Радиопередачи поэтессы были, как и Ленинградская симфония (7-я) Дмитрия Шостаковича, вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда: «И гордости своей не утаю, / Что рядовым вошла в судьбу твою, / Мой город, в званье твоего поэта». Фашисты, попадая в плен под Ленинградом, первым делом жалостливо оправдывались: «Я не стрелял по Ленинграду!»
Поистине «библейски грозный» Ленинград — весь «израненный, в темном инее», погруженный во тьму, связанный со страной лишь хрупкой Дорогой жизни по льду Ладожского озера — возникает в ее радиорепортажах, точнее, в диалогах с городом, с простой соседкой по квартире Дарьей Власьевной. В свои радиостатьи, диалоги она часто включала стихотворения. Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим: Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Ольга Фёдоровна Берггольц (справа) с Анной Ахматовой

Поистине «библейски грозный» Ленинград — весь «израненный, в темном инее», погруженный во тьму, связанный со страной лишь хрупкой Дорогой жизни по льду Ладожского озера —

  • возникает в ее радиорепортажах, точнее, в диалогах с городом, с простой соседкой по квартире Дарьей Власьевной.
  • В свои радиостатьи, диалоги она часто включала стихотворения. Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

Но знай, внимающий этим камням:

  • Никто не забыт и ничто не забыто.

Ольга Фёдоровна Берггольц (справа) с Анной Ахматовой

Значение публицистики времён войны  Сейчас очевидно, что многие патриотические мотивы публицистики  А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, О.Ф. Берггольц и др. отразились в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал», в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона), в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии. в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал», в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона), в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии.  Каждый из них вписал в летопись войны, в биографию народного подвига свою страницу.

Значение публицистики времён войны

Сейчас очевидно, что многие патриотические мотивы публицистики

А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, О.Ф. Берггольц и др. отразились

  • в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал», в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона), в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии.
  • в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал»,
  • в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви,
  • в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона),
  • в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии.

Каждый из них вписал в летопись войны, в биографию народного подвига свою страницу.

Лирика военных лет. Песенная поэзия Страница вторая

Лирика военных лет. Песенная поэзия

Страница вторая

Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», положенное на музыку Александром Васильевичем Александровым, а 25 июня — «Песня смелых» Алексея Александровича Суркова. Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию молодости, решимости разгромить фашистскую «силу темную». А. А. Сурков В.И. Лебедев-Кумач

Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны

  • 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», положенное на музыку Александром Васильевичем Александровым, а 25 июня — «Песня смелых» Алексея Александровича Суркова.
  • Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию молодости, решимости разгромить фашистскую «силу темную».

А. А. Сурков

В.И. Лебедев-Кумач

Константин Михайлович Симонов С началом войны К. М. Симонов отправляется на фронт в качестве военкора. Поэт сразу же попал на Западный фронт, где в самом начале войны положение складывалось просто катастрофическое. Позже Константин Михайлович признавался, что несмотря на моральную готовность к войне, она все равно оказалась неожиданной и совершенно не такой, какой представлялась ему в его же книгах. Эти настроения передают написанные в первые годы войны стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Убей его (Если дорог тебе твой дом)»

Константин Михайлович Симонов

С началом войны К. М. Симонов отправляется на фронт в качестве военкора. Поэт сразу же попал на Западный фронт, где в самом начале войны положение складывалось просто катастрофическое. Позже Константин Михайлович признавался, что несмотря на моральную готовность к войне, она все равно оказалась неожиданной и совершенно не такой, какой представлялась ему в его же книгах. Эти настроения передают написанные в первые годы войны стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Убей его (Если дорог тебе твой дом)»

Как я выжил, будем знать  Только мы с тобой… В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой. В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой.

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой…

  • В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой.
  • В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой.
Алексей Сурков посвятил жене, Софье Антоновне, стихотворение «В землянке» «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случай­но. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой... Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.» Алексей Сурков

Алексей Сурков посвятил жене, Софье Антоновне, стихотворение «В землянке»

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случай­но. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой... Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.» Алексей Сурков

Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком Огромную роль играла в те годы песня или стихи, становившиеся песнями:  «Катюша», «Ой туманы мои, растуманы...», «До свиданья, города и хаты...», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие?..», «В лесу прифронтовом» и др. М.В. Исаковского;  «Дороги» Л. Ошанина,  «Песня о Днепре», «Офицерский вальс», «Моя любимая» Е. Долматовского;  «Соловьи» Алексея Фатьянова;

Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком

  • Огромную роль играла в те годы песня или стихи, становившиеся песнями:
  • «Катюша», «Ой туманы мои, растуманы...», «До свиданья, города и хаты...», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие?..», «В лесу прифронтовом» и др. М.В. Исаковского;
  • «Дороги» Л. Ошанина,
  • «Песня о Днепре», «Офицерский вальс», «Моя любимая» Е. Долматовского;
  • «Соловьи» Алексея Фатьянова;
«Моабитские тетради» Мусы Джалиля Книга Мусы Джалиля — это «моабитский набат», человеческий документ огромной эмоциональной силы.  Для Луи Арагона, классика французской литературы, переводившего стихи Джалиля на французский язык, тетради его стихов, созданных в фашистском лагере Моабит, — это духовно-нравственный подвиг всемирного значения: «Он умер и за нас — французов... Муса Джалиль... Вы, люди, забывшие развешанные на стенах Франции большие красные плакаты, повторите это имя». В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году он — первый среди поэтов — стал лауреатом Ленинской премии.

«Моабитские тетради» Мусы Джалиля

  • Книга Мусы Джалиля — это «моабитский набат», человеческий документ огромной эмоциональной силы.
  • Для Луи Арагона, классика французской литературы, переводившего стихи Джалиля на французский язык, тетради его стихов, созданных в фашистском лагере Моабит, — это духовно-нравственный подвиг всемирного значения: «Он умер и за нас — французов... Муса Джалиль... Вы, люди, забывшие развешанные на стенах Франции большие красные плакаты, повторите это имя».
  • В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году он — первый среди поэтов — стал лауреатом Ленинской премии.
Значение песенной лирики в годы войны Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».

Значение песенной лирики в годы войны

  • Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».
Жанр поэмы в литературной летописи войны Страница третья

Жанр поэмы в литературной летописи войны

Страница третья

Жанр поэмы утвердился в поэзии не сразу… Поэмы Маргариты Алигер (1915-1992) «Зоя» (1942) о подвиге Зои Космодемьянской, «Сын» (1943) Павла Антокольского (1896-1978), «Двадцать восемь» (1942) Михаила Светлова. Вершиной всей поэзии времен войны стали поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941 — 1945) и «Дом у дороги» (1942-1946).

Жанр поэмы утвердился в поэзии не сразу…

  • Поэмы Маргариты Алигер (1915-1992) «Зоя» (1942) о подвиге Зои Космодемьянской, «Сын» (1943) Павла Антокольского (1896-1978), «Двадцать восемь» (1942) Михаила Светлова.
  • Вершиной всей поэзии времен войны стали поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941 — 1945) и «Дом у дороги» (1942-1946).
Проза о войне.  «Лейтенантская проза» Страница четвёртая

Проза о войне. «Лейтенантская проза»

Страница четвёртая

«В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов

«В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов

«Это мы, Господи»,  «Убиты под Москвой» Константин Воробьёв

«Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» Константин Воробьёв

«А зори здесь тихие» Борис Васильев Поле боя — не место для представительниц прекрасного пола. Однако в попытках защитить свою Отчизну даже женщины готовы взять в руки оружие. Борис Васильев смог передать непростую судьбу пяти зенитчиц и командира отряда в период Великой Отечественной войны в повести «А зори здесь тихие».

«А зори здесь тихие» Борис Васильев

Поле боя — не место для представительниц прекрасного пола. Однако в попытках защитить свою Отчизну даже женщины готовы взять в руки оружие.

Борис Васильев смог передать непростую судьбу пяти зенитчиц и командира отряда в период Великой Отечественной войны в повести «А зори здесь тихие».

Память войны,  тема нравственных испытаний на дорогах истории Почему надо помнить?

Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории

Почему надо помнить?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!