Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей
Устный журнал
Публицистика времен Великой Отечественной войны
Страница первая
Литература о Великой Отечественной войне началась без подготовительного этапа — с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений
- Публицистика — это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.
Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 — 1967)
- Этот писатель, родившийся в Киеве, поэт, романист, многие годы работавший корреспондентом во Франции, наблюдавший за вторжением фашистов в эту страну, за унизительным падением Парижа, первым раскрыл облик врага, облик «обыкновенного фашизма».
- Публицист развеял иллюзии, что «против нас идут люди», он показывал, что «против нас шли изверги, избравшие своей эмблемой череп, молодые беззастенчивые грабители» («О ненависти»).
- И. Эренбург первым ввел на страницы печати кличку «фриц», вошедшую в разговорный обиход.
- Илья Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро.
- Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500.
- Множество писем, бесед с пленными привел в своих статьях Илья Эренбург, показывая убогий мирок фашиствующей «немчуры», выкормыша не Германии, а гитлерии.
Илья Эренбург (справа) с танкистами на фронте, 1942 год
Илья Эренбург
- первым расслышал и донес до сражавшегося народа ту чудовищную цель, что ставил перед собой гитлеризм, те песни, что пели, маршируя среди развалин Минска и Смоленска, в лагерях смерти солдаты Гитлера:
- Если весь мир будет лежать в развалинах,
- К черту, нам на это наплевать.
- Мы все равно будем маршировать дальше,
- Потому что сегодня нам принадлежит Германия,
- Завтра — весь мир...
Алексей Николаевич Толстой
- Создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр Первый», как публицист сосредоточился на ином нравственно-философском аспекте событий. Война раскрыла великий смысл исторических традиций, «русской идеи», патриотизма как народоорганизующей силы.
- «Гнездо наше, Родина, возобладало над всеми нашими чувствами... Тени минувших поколений ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте!» — писал он в 1941 году.
Алексей Николаевич Толстой
- Писатель громко возвестил в своих статьях — прежде всего в таких, как «Что мы защищаем» (27 июня 1941), «Москве угрожает враг» (16 октября 1941), «Родина» (7 ноября 1941) и др., — что великое прошлое России стало прямым участником борьбы со смертельным для Родины врагом.
- Статьи Толстого были уже не публицистическими репортажами из окопа, а своего рода возвышенной «лирикой в прозе», очерками русской истории, обращениями к памяти, к основам русской души.
Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.С. Гроссмана
- Стали достоянием истории достоверные, трагически напряженные репортажи Василия Семёновича Гроссмана 1942—1943 годов из Сталинграда. Писатель во время битвы за Сталинград был корреспондентом «Красной звезды» и находился в городе с первого до последнего дня уличных боёв.
- «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое дело».
Фотография 1945 года
- Вступив в 1943—1944 годах вместе с Красной Армией на территорию Польши, Гроссман (он потерял мать в фашистском лагере) рассказал об ужасах конвейеров уничтожения людей вроде Освенцима, Майданека, Треблинки.
- Каким издевательством над человечеством веяло уже от «девизов», лозунгов на воротах лагерей — «Jedem seinem» («Каждому — свое») или «Arbeit macht frei» («Работа делает свободным»)!
- В очерке «Треблинский ад» (1944) В.С. Гроссман выделил эпизод, описывающий веру простых людей в мощь и справедливость грядущего отмщения, в неизбежность победы над злом: в толпе обреченных, гонимых к «газовне», плачущих, потерянных людей прозвучало громкое, неожиданное слово утешения и угрозы... из уст еврейского мальчика, сказавшего родителям: «Сталин отомстит за все», он и здесь «устроит фашизму Сталинград»!
Совершенно особый жанр публицистики сделала принципом жизни в блокадном Ленинграде Ольга Фёдоровна Берггольц
- Ее публицистика — это «ленинградский опыт» сострадания и боли, ответственности за слово. Это она, Ольга Берггольц, «блокадная муза», сказала о ленинградской пайке: «Сто двадцать пять блокадных грамм / С огнем и кровью пополам». Радиопередачи поэтессы были, как и Ленинградская симфония (7-я) Дмитрия Шостаковича, вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда: «И гордости своей не утаю, / Что рядовым вошла в судьбу твою, / Мой город, в званье твоего поэта». Фашисты, попадая в плен под Ленинградом, первым делом жалостливо оправдывались: «Я не стрелял по Ленинграду!»
Поистине «библейски грозный» Ленинград — весь «израненный, в темном инее», погруженный во тьму, связанный со страной лишь хрупкой Дорогой жизни по льду Ладожского озера —
- возникает в ее радиорепортажах, точнее, в диалогах с городом, с простой соседкой по квартире Дарьей Власьевной.
- В свои радиостатьи, диалоги она часто включала стихотворения. Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:
Но знай, внимающий этим камням:
- Никто не забыт и ничто не забыто.
Ольга Фёдоровна Берггольц (справа) с Анной Ахматовой
Значение публицистики времён войны
Сейчас очевидно, что многие патриотические мотивы публицистики
А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, И. Г. Эренбурга, О.Ф. Берггольц и др. отразились
- в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал», в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона), в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии.
- в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году «Интернационал»,
- в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви,
- в возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона),
- в возвращении Красной Армии знаков различия былой русской армии.
Каждый из них вписал в летопись войны, в биографию народного подвига свою страницу.
Лирика военных лет. Песенная поэзия
Страница вторая
Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны
- 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», положенное на музыку Александром Васильевичем Александровым, а 25 июня — «Песня смелых» Алексея Александровича Суркова.
- Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию молодости, решимости разгромить фашистскую «силу темную».
А. А. Сурков
В.И. Лебедев-Кумач
Константин Михайлович Симонов
С началом войны К. М. Симонов отправляется на фронт в качестве военкора. Поэт сразу же попал на Западный фронт, где в самом начале войны положение складывалось просто катастрофическое. Позже Константин Михайлович признавался, что несмотря на моральную готовность к войне, она все равно оказалась неожиданной и совершенно не такой, какой представлялась ему в его же книгах. Эти настроения передают написанные в первые годы войны стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Убей его (Если дорог тебе твой дом)»
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой…
- В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой.
- В лирике многих поэтов получала углубленное развитие тема спасительного для воина ожидания любимой, верности, самой мысли о сохранности домашнего далекого очага, семьи, заявленная еще в 1941 году К.М. Симоновым в знаменитом стихотворении «Жди меня», посвященном жене, Валентине Серовой.
Алексей Сурков посвятил жене, Софье Антоновне, стихотворение «В землянке»
«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой... Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.» Алексей Сурков
Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком
- Огромную роль играла в те годы песня или стихи, становившиеся песнями:
- «Катюша», «Ой туманы мои, растуманы...», «До свиданья, города и хаты...», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие?..», «В лесу прифронтовом» и др. М.В. Исаковского;
- «Дороги» Л. Ошанина,
- «Песня о Днепре», «Офицерский вальс», «Моя любимая» Е. Долматовского;
- «Соловьи» Алексея Фатьянова;
«Моабитские тетради» Мусы Джалиля
- Книга Мусы Джалиля — это «моабитский набат», человеческий документ огромной эмоциональной силы.
- Для Луи Арагона, классика французской литературы, переводившего стихи Джалиля на французский язык, тетради его стихов, созданных в фашистском лагере Моабит, — это духовно-нравственный подвиг всемирного значения: «Он умер и за нас — французов... Муса Джалиль... Вы, люди, забывшие развешанные на стенах Франции большие красные плакаты, повторите это имя».
- В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году он — первый среди поэтов — стал лауреатом Ленинской премии.
Значение песенной лирики в годы войны
- Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых, месяцах войны, писал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа».
Жанр поэмы в литературной летописи войны
Страница третья
Жанр поэмы утвердился в поэзии не сразу…
- Поэмы Маргариты Алигер (1915-1992) «Зоя» (1942) о подвиге Зои Космодемьянской, «Сын» (1943) Павла Антокольского (1896-1978), «Двадцать восемь» (1942) Михаила Светлова.
- Вершиной всей поэзии времен войны стали поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941 — 1945) и «Дом у дороги» (1942-1946).
Проза о войне. «Лейтенантская проза»
Страница четвёртая
«В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов
«Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» Константин Воробьёв
«А зори здесь тихие» Борис Васильев
Поле боя — не место для представительниц прекрасного пола. Однако в попытках защитить свою Отчизну даже женщины готовы взять в руки оружие.
Борис Васильев смог передать непростую судьбу пяти зенитчиц и командира отряда в период Великой Отечественной войны в повести «А зори здесь тихие».
Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории
Почему надо помнить?