СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной.

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Просмотр содержимого документа
«Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной»

Конспект урока

Литературное чтение

2 класс

Дата:_______________

Преподаватель: Патлахова К.В.

Урок№ 23

Тема: Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты: умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Оборудование: ручка, тетрадь, учебник.


Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

Составьте из них пословицу.

Родина, нет, краше, в мире, нашей.

- О чем эта пословица?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О родине, о родном крае)

- Как еще называют нашу родину? (Россия, Отечество, отчизна)

2.Речевая разминка

- Прочитайте шепотом и медленно,

- громко и уверенно

- Прочитайте с ускорением;

- интонацией восхищения.

Эта пословица и будет девизом нашего урока.

Проверка домашнего задания

III. Самоопределение к деятельности

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Портрет писателя.

РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ (19 сентября 1936 – 1996)

Родился 19 сентября 1936 года в городе Елабуга Республики Татарстан, здесь прошли детские и юношеские года писателя. Увлекался он очень многим. Прекрасно играл в городки. Знал все созвездия, все цветы в лугах.

С самого раннего детства он начал писать. Причем писал постоянно. Но делал это тайно. Никому не показывал. Когда не было бумаги, использовал старые газеты. Первой напророчила ему судьбу писателя учительница начальных классов.Через всю жизнь Станислав Романович пронес любовь к своему родному краю, к дорогой его сердцу Елабуге, к любимому Прикамью. В рассказе "Речная жемчужина" он пишет: "Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью".

Герои и персонажи Романовского влюблены в свой край и делают все, чтобы наш город и села были более красивыми, поля плодородными, луга обильными на травы, реки и озера чистыми и рыбными, леса здоровыми, населенными зверями и птицами.
Романовский много писал для детей, был связан с редакциями журналов "Смена", "Юность", "Пионер", "Мурзилка»

Он написал мжество рассказов для детей, среди них рассказы о жизни сельских ребят, «Медведь и бабочка», «Дружище Тобик» и многие другие

3Первичное чтение произведения

Физкультминутка

Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.


VI. Закрепление изученного материала

Беседа по прочитанному

О чем это произведение?

(Объясняется, откуда поя­вилось название «Русь»).

Как автор объясняет слово «Русь»?

(«Страна, где много рек и озер»).

А что такое «русь» на севере?

(Светлое место).

Отчего заплакал автор?

(От радости).

Что вызвало такие эмоции?

(Автор понял, что его Родина - это страна света).

Найдите в тексте диалог автора и Анны Ивановны.

-Что такое диалог?

(Диалог - это разговор двух или нескольких героев произ­ведения).

РАБОТА В ПАРЕ

Подготовка диалога для чтения самостоятельно

Прочитайте диалог по ролям. -Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.




-Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?

(В них заключены любовь и уважение к своей Родине).


VII. Рефлексия

— Покажите большой палец, если вы поняли тему урока.

— Указательный, если над этой темой ещё нужно поработать.

— Мизинец, если тема совсем не поддаётся.

VIII. Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднение?


Домашняя работа:

Научтся выразительно читать «Русь» Романовского С.Т.


Русь

Романовский Станислав Тимофеевич

Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному.

Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!

— На русь? — ахнул я.

— На русь, — подтвердила хозяйка.

— На русь?!

— На русь.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:

— На русь?..

Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:

— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь

Осторожней осторожного спрашиваю:

— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.

— Не буду, — обещает она.

— Что такое — русь?

Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:

— Светлое место!

Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.

— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет… Оказывается, у тебя и голосок прорезался.

А мне объяснила честь по чести:

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?


Русь

Романовский Станислав Тимофеевич

Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному.

Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!

— На русь? — ахнул я.

— На русь, — подтвердила хозяйка.

— На русь?!

— На русь.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:

— На русь?..

Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:

— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь

Осторожней осторожного спрашиваю:

— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.

— Не буду, — обещает она.

— Что такое — русь?

Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:

— Светлое место!

Хозяйка от его рявканья за сердце взялась.

— Ой, как ты меня напугал, Николай Васильевич! Ты ведь болеешь, и у тебя голоса нет… Оказывается, у тебя и голосок прорезался.

А мне объяснила честь по чести:

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?