Литературное чтение 19.02.2024
Тема: Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя». Разные точки зрения на одно событие. Ю. И. Ермолаев "Два пирожных"
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Цель: познакомить учащихся с биографией А.Л. Барто и Ю. Ермолаева, а также с их творчеством.
Задачи урока:
-
учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
-
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
-
на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.
Ход работы
-
Приветствие и организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке литературного чтения. Сегодня нас ждет увлекательно путешествие по стране знаний.
-
Проверка домашнего задания:
- Давайте вспомним, с каким писателем мы с Вами познакомились? – (Николай Николаевич Носов). Какие произведения писателя мы читали? – (Затейники. Живая шляпа. На горке. Заплатка).
- Хорошо, дома вам нужно было найти концовку рассказа «Заплатка» и узнать, чем заканчивается рассказ.
- С чего начинался наш рассказ?
- Что было дальше?
- А чем закончился?
Работа по группам:
- Соберите в виде плана части рассказа.
1. Солдатские штаны.
2. Бобка и мама.
3. Заплатка.
4. Молодец!
- Скажите, понравился ли вам рассказ? Надеюсь, что он останется у Вас в памяти на долго.
- Ну а сейчас перейдем к изучению новой темы.
-
Изучение нового материала:
-Сегодня мы с Вами вспомним творчество Агнии Львовны Барто и познакомимся с новым писателем – Юрием Ивановичем Ермолаевым.
Агния Львовна Барто
Известная детская писательница Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в семье ветеринарного врача. Сразу после рождения, родители назвали малышку Гетель, но после замужества она поменяла своё имя. Вот почему для взрослых и детей во всех источниках её биографии мы знаем знаменитую поэтессу и киносценариста, как Агнию Барто.
С самого детства девочка обожала танцевать и мечтала о балете. И хотя её начальным образованием занимался отец, после поступления в гимназию будущая поэтесса обучалась в школе балета. Заниматься творчеством Агния любила с детства.
Она изучала с детства немецкий и французский язык. После того, как закончила балетную школу, Агния была зачислена в балетную профессиональную труппу. Так в биографии Барто Агнии Львовны начался новый этап, который вдохновлял её на написание новых стихов.
- Ребята, давайте вспомним, с какими стихотворениями этой поэтессы мы знакомы? – («Зайка», «Мячик», «Лошадка», «Бычок», «Мишка»).
- Хорошо, вспомнили, и сегодня мы познакомимся еще с один стихотворением, которое называется «Катя».
Катя
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
- Понравилось ли Вам стихотворение?
- О ком рассказывается в стихотворении?
- Расскажите, какой Вы представляете Катю?
- А сейчас давайте прочитаете выразительно стихотворение вы.
-
Физкультминутка:
- А сейчас давайте немного отдохнем:
-
Продолжение изучения:
-А сейчас мы познакомимся еще с одним писателем - Юрием Ивановичем Ермолаевым.
Юрий Иванович Ермолаев (1921–1996)
Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
- Так вот сегодня мы познакомимся с его рассказом, которое называется «Два пирожных». В нашем тексте есть незнакомые нам слова, который сейчас мы разберем.
Словарно-лексическая работа.
Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Река Конго- название реки в Африке.
Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
-
Первичное чтение текста учителем
- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
«Два пирожных»
Проверка первичного восприятия текста:
- Ребята, понравился ли вам рассказ? Так, правы ли были мы в своих предположениях, о чем пойдет речь в рассказе?
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
- Почему Оля съела два пирожных?
- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
6. Закрепление знаний и способов действий
1) Чтение и анализ текста (учащиеся читают по цепочке)
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
2. Характеристика героев
Работа в группах
- Выберите слова, которые характеризуют Олю и Наташу.
Оля Наташа
- трудолюбивая - легкомысленная
- отзывчивая - мечтательная
- послушная - ленивая
- добрая - хитрая
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Давайте подведём итог.
- Как называются произведения, которое мы сегодня читали?
-Определим главную мысль произведений. (Главная мысль произведений – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
-Как вы думаете, зачем авторы рассказали эти истории?
(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).
- Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.
8. Домашнее задание:
-Дома читать с. 54 – 55, выполнить задание 1, 2. Тетрадь – с. 76 – 77, задания 1- 2.