СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тема урока:
К = Ж
К
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цель урока: познакомить учащихся с явлением отражения света, законом отражения света.
Задачи:
- научиться определять угол отражения и строить отражённый луч;
- сформировать представление о диффузном и зеркальном отражении и условиях его получения;
- развивать экспериментальные умения.
В повседневной жизни нас повсюду окружают отражающие поверхности. Это и зеркала, и лужи, и витрины магазинов.
Отражения вокруг нас
Свет отражается от этих поверхностей, благодаря чему мы можем увидеть в них своё отражение. Эти поверхности называются блестящими или гладкими.
Матовые или шероховатые поверхности также отражают свет. Благодаря отражённым лучам мы видим эти поверхности.
ВИДЫ ОТРАЖЕНИЯ
Зеркальное отражение
Диффузное отражение
Вывод: Зеркальное отражение получается от гладкой, отполированной поверхности, а диффузное – от поверхностей шероховатых, имеющих неровности.
1. Приведите примеры наблюдения зеркального и диффузного отражения.
2. Какое отражение даёт поверхность воды?
Опыт с оптическим столом
https://www.youtube.com/watch?v=8WEtExJjTh0 - замена
Закон отражения света
Отражение – изменение направления луча на границе непрозрачной среды.
На основании данного опыта можно сделать следующие выводы:
1. Лучи – падающий и отражённый, лежат в одной плоскости.
2. Угол падения равен углу отражения.
Полностью закон отражения света звучит так:
1. Лучи — падающий и отражённый, а также перпендикуляр к отражающей поверхности, проведённый в точку падения, лежат в одной плоскости.
2. Угол отражения равен углу падения.
Принцип построения отраженного луча
Известно положение падающего луча на поверхность. Необходимо построить отраженный луч.
1. Восстановить перпендикуляр в точке падения луча.
2. Согласно закону отражения света (угол падения равен углу отражения), построить отраженный луч.
Обратите внимание!
Углом падения называется угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности. Углом отражения называется угол между отражённым лучом и перпендикуляром к поверхности.
Принцип обратимости светового луча
Обратимость световых лучей -
луч, идущий по пути отраженного луча, отражается затем по пути падающего.
Принцип обратимости светового луча
Задача 1
Расходящийся пучок света падает па поверхность воды.
Перенесите рисунок в тетрадь с сохранением масштаба и постройте в тетради отражённый
пучок света.
Задача 2
Сходящийся пучок света падает на плоское зеркало.
Перенесите рисунок в тетрадь с сохранением масштаба и пост-ройте в тетради отражённый
пучок света.
Проверь себя!
Отметь, какие из утверждений верные, а какие нет.
Угол падения луча – это угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности, проведенным в точку падения.
Угол отражения — это угол между отражённым лучом и отражающей поверхностью.
Матовые поверхности поглощают весь свет, а блестящие поверхности отражают его.
Проверь себя!
Перечертить в тетрадь и построить для каждого случая положение отражённого или падающего луча.
Проверь себя!
Укажите, какой из углов на рисунке будет являться:
- Углом падения
- Углом отражения
- Углом, между зеркалом и падающим лучом
- Углом, между зеркалом и отраженным лучом
Проверь себя!
1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол отражения равен 78°?
2. Определи угол отражения луча от плоского зеркала, если угол падения равен 64°
3. На плоское зеркало падает луч света. Определи, чему равен угол отражения, если угол между падающим лучом и поверхностью зеркала составляет 58°.
4. На плоское зеркало падает луч света. Определи, чему равен угол падения, если угол между падающим и отражённым лучами составляет 12°.
5. Солнечные лучи падают под углом 60° к горизонту. Как нужно расположить плоское зеркало, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, поясняющий ваше решение.
Подведение итогов урока
- Вспомните тему урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие термины, факты, закономерности вы усвоили на уроке?
- Считаете ли вы полезными, интересными полученные знания? Чему вы научились?
- Какую оценку за урок вы бы себе поставили?
Домашнее задание
- § 65 учебника, вопросы к параграфу.
- Выполнить упр. 45 на с. 198 учебника.