Отражение в романной трилогии И.А.Гончарова исторических противоречий и коренных типов русской жизни.
Деятельность И. А. Гончарова, охватывающая огромный исторический период от сороковых до восьмидесятых годов XIX века, — великий вклад в становление критического реализма в нашей стране. Его творчество являлось существенным этапом в развитии русского проблемного романа. В течение двадцати пяти лет (1844—1860) самоотверженно трудился писатель над осуществлением колоссального эпического замысла: трилогии, посвященной судьбам дореформенной России. Он сам указывал, что его знаменитые три романа это «огромное здание», отражающее три эпохи старой жизни. Тема крушения патриархально-крепостнических отношений органически связывает «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» в единую широкую эпическую картину жизни старой, крепостнической России. Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме.
Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв", ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории, в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс.
Три романа Гончарова объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.
Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв» ) так же, как Петр Адуев - Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Гончаров в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева).
Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаровым; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека.
Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии.
Русская жизнь отразилась в его романной "трилогии" не в политической или идеологической злобе дня, а в ее "коренных" духовно-нравственных основах, коллизиях и идеалах, которые, как справедливо считал романист, "всегда будут интересовать людей - и никогда не устареют. Проникая мыслью и творческим воображением в сущность и тенденции бытия отечественного, Гончаров тем самым открывал в нем и содержание общее, всечеловеческое.
В «Обыкновенной истории», по словам самого Гончарова, показана «ломка старых понятий и нравов - сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем».
В «Обломове» центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма.
В основе романа «Обрыв» - пробуждение «потенциального обломовца» (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).
Его роман "Обломов" - есть размышления писателя о национальном русском характере, его истоках, своеобразии. Это особенно актуально сейчас, в начале 21 века, когда в России по-прежнему остро встал вопрос о путях развития, о национальных приоритетах.
И.А. Гончаров в образе главного героя, Ильи Ильича Обломова, представляет читателю устойчивый тип русского народа, со всеми его "плюсами" и "минусами", он изображает Россию, ее самобытный характер такими, какими видит их сам художник, и не пускается в отвлеченную философию, не увлекается какой-то одной стороной, он вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Истинный талант Гончарова - писателя заключается в том, что он в спокойном, неторопливом повествовании дает объективную картину мира.
“Обломовщина” — национальная черта русского народа. В Обломове отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твёрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
Мышление Гончарова проникнуто ощущением неумолимого поступательного движения жизни. Смысл его он видел в совершенствовании нравственной природы человека, что и составляет, по мнению писателя, основу прогресса. Именно эту философию прогресса он и воплотил в романе «Обрыв», подчинив ей движение сюжета, группировку и судьбы его героев.
Гончаров постоянно говорит о совершающейся борьбе нового со старым. И свои романы он посвящает изображению именно этой борьбы. Новое и старое у него имеет очень четкий, обобщающий социально-психологический и философско-нравственный смысл. Старое — патриархальный помещичье-крепостнический уклад, сложившиеся в его недрах психика и мышление, быт и «философия жизни». Новое — нарождающийся мир деловых людей, активных буржуазных практиков с их представлениями о жизни, об обязанностях людей, их отношениях и т. п. Гончаров-художник мыслит именно этими уже вполне сложившимися, как бы застывшими в его воображении противоположными образами старого и нового. Он воспроизводит последовательно сменяющие друг друга «вершинные» моменты развития (разные эпохи в жизни Александра Адуева, Обломова или Райского) и рассматривает их в статике, поворачивая до «бесконечности» разными сторонами.
Добролюбов отметил эту «изумительную способность» Гончарова «во всякий данный момент остановить летучее явление жизни» и посмотреть на него со всех возможных сторон. Такой принцип изображения служил задачам типизации в том их понимании, которое было присуще Гончарову. Да и сама борьба нового со старым, по убеждению автора, не является постоянным и коренным процессом. Она характерна лишь для кризисных эпох. Такая эпоха в судьбах России наступила в 40—60-е годы. Ей и посвящает свои романы Гончаров.
У Гончарова навсегда сохранилось глубокое убеждение в том, что типизировать средствами искусства можно лишь прошлое или такие явления и характеры современности, которые тесно связаны с прошлым. В результате Гончаров-романист вступил в безысходный конфликт с формирующейся современностью. Вся система его поэтики, тип его мышления, особенности его таланта, беспомощные перед «хаосом» переворотившейся действительности, приобретали огромную силу проникновения в прошлое, в сложившийся уклад жизни, выявивший все свои возможности. В историю русской литературы Гончаров вошел как классик реалистического общественно-психологического романа. Он с исчерпывающей полнотой раскрыл и объяснил читателю сущность патриархально-крепостнической Руси.
В статье "Что такое обломовщина? " Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его... "